Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений.
Актуальность данной темы заключается в следующем: во-первых, значение обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое значение играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. Правильное и точное соблюдение нормативно - правовых актов гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………………..4

1.1 Место налогового контроля в системе государственного контроля……..4

1.2 Понятие и виды налогового контроля……………………………………….9

1.3 Организация учета налогоплательщиков…………………………………..11

2. Налоговые проверки и их виды………………………………………………16

2.1 Камеральная проверка и порядок ее проведения………………………….16

2.2 Выездная налоговая проверка………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

курсовая налоговый контроль.docx

— 63.68 Кб (Скачать файл)

     При проведении камеральной проверки налоговый  орган вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

     На  суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы  налога и пени.

     Основными этапами камеральной проверки являются:

  • проверка правильности исчисления налоговой базы;
  • проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
  • проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
  • проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

     На  этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный  анализ, включающий:

  • проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
  • проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
  • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
  • оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

     При проведении камеральной проверки налоговый  орган может истребовать у  налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность  уплаты налогов. Такое право предоставляют  налоговым органам статьи 31, 88 и 93 НК РФ. Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении этих документов, обязан представить их в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий (ст. 93 НК РФ). Отказ от представления требуемых  документов или непредставление  их в отведенный срок является налоговым  правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

     В ходе камеральной проверки налоговому органу может также потребоваться  информация о деятельности налогоплательщика, связанная с иными лицами (например, с его контрагентами). Налоговый  орган в соответствии со статьей 87 НК РФ вправе истребовать у таких  лиц документы, относящиеся к  деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть провести встречную проверку. Истребованы могут быть, к примеру, договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры, платежно-расчетные документы, выписки  банков по счетам и другие документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика11.

     Отказ организации представить имеющиеся  у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике  и иное уклонение от представления  таких документов признается налоговым  правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 10000 руб. Такие же санкции налагаются и за представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

     Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении  справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в  течение пяти дней после получения  запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ.

     Если ошибок или  противоречий нет, инспектор подписывает  декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.

     Если  же в ходе проверки обнаружились ошибки или противоречия, инспектор обязан зафиксировать их. Для этого необходимо заполнить те графы или строки декларации, которые предназначены  для отражения показателей, исчисленных  по данным налогового органа. Либо заполняются  строки, предусмотренные в декларации для отметок и замечаний инспектора по результатам проведенной им проверки.

     О выявленных ошибках и противоречиях  необходимо сообщить налогоплательщику  и потребовать от него внести необходимые  исправления. В НК РФ не содержится каких-либо предписаний относительно формы этого требования. Это может  быть, например, письмо с требованием  внести исправления в установленный  налоговым органом срок.

Приведенный в предыдущем абзаце  порядок не распространяется на случаи, когда в ходе проверки выявлено налоговое правонарушение. Например, неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога. Это правонарушение влечет наложение штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ, - 20% от неуплаченной суммы налога либо 40% от этой суммы (если правонарушение носит умышленный характер).

     Материалы проверки, в ходе которой установлено  налоговое правонарушение, рассматривает  руководитель налогового органа или  его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

     Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее  трех месяцев со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

     В решении о привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной  проверкой. Приводятся документы и  иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность. Кроме того, указываются статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности. Также приводятся предложения об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкций. В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также установленные в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности. Кроме того, указывается пункт статьи 109 НК РФ, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности. Если в ходе проверки выявлена неуплата или неполная уплата налога, в решении приводятся предложения об его уплате, а также уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.

     В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются  обстоятельства, вызывающие необходимость  проведения этих мероприятий, а также  решение о назначении конкретных мероприятий налогового контроля.

     Копия решения налогового органа вручается  налогоплательщику либо его представителю  под расписку. Она может быть также  передана иным способом, свидетельствующим  о дате получения ее налогоплательщиком либо его представителем. Если такими способами вручить решение налогоплательщику  или его представителю невозможно, решение можно отправить по почте  заказным письмом. Письмо считается  полученным по истечении шести дней после его отправки.

2.2 Выездная налоговая  проверка

     Выездная  налоговая проверка – это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми (таможенными) органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Составление такой справки означает, что фактически выездная проверка окончена, то есть налоговые органы не вправе требовать представления документов и проводить иные проверочные действия. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.

     Ознакомление  должностных лиц налоговых органов  с подлинниками документов допускается  только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту  нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.

     Не  позднее двух месяцев после составления  справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется в установленной форме акт  налоговой проверки.

     Акт подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителем  проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. В случае отказа налогоплательщика  подписать акт, об этом делается соответствующая  запись в акте. Отсутствие подписи  налогоплательщика не имеет большого значения и свидетельствует лишь о том, что налогоплательщик отказался  подписать акт. Акт выездной налоговой  проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается  руководителю проверяемой организации  либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экземплярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в соответствии с пунктом 3 статьи 32 части первой НК РФ в органы ФСЭНП для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

     Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или  передается иным способом, свидетельствующим  о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.

     В случае направления акта налоговой  проверки по почте заказным письмом  датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

     Содержащиеся  в акте выездной налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой  тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками, а также  передаче в другие органы, за исключением  случаев, предусмотренных федеральным  законом.

     Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное  изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и  ссылки на статьи части первой НК РФ, предусматривающие ответственность  за данный вид налоговых правонарушений.

Информация о работе Налоговый контроль