Административно-правовой статус государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:51, реферат

Описание работы

Среди них, соглашаясь с Д.Н. Бахрахом, мы выделим: 1) производство материальных ценностей; 2) духовное производство; 3) службу в организациях (государственных, общественных, религиозных); 4) учебу, как усвоение социальной программы; 5) ведение домашнего хозяйства; 6) физическое и духовное самосовершенствование; 7) безвозмездную, общественно полезную деятельность вне рамок семьи; 8) предпринимательство и др.
Как уже было отмечено, одним из важнейших видов человеческой деятельности является служба, которая сопровождает любую социальную организацию. Она присутствует и в органах управления, и в социальных учреждениях, и на предприятиях, производящих различную продукцию.

Содержание работы

1. Государственная служба Российской Федерации: сущность и принципы.
2. Административно-правовой статус государственного служащего.
3. Понятие и виды государственных служащих.
4. Прохождение государственной службы.

Файлы: 1 файл

АД.ПРАВО.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 6. Административно-правовой статус государственных служащих

Тип занятия: Информационная лекция

  1. Государственная служба Российской Федерации: сущность и принципы.
  2. Административно-правовой статус государственного служащего.
  3. Понятие и виды государственных служащих.
  4. Прохождение государственной службы.

 

Краткое изложение  материала

Служба – один из видов общественно-полезной деятельности в любом обществе, в любом государстве. Она существует в системе социальных отношений в качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества, как средство обеспечения других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения производства в интеллектуальном отношении. Не случайно в течении многих лет считалось, что служба – это сфера умственного труда. В связи с этим важно отметить, что именно процесс труда лежит в основе разграничения существующих в современных условиях основных типов общественно полезной деятельности людей.

Среди них, соглашаясь с  Д.Н. Бахрахом, мы выделим: 1) производство материальных ценностей; 2) духовное производство; 3) службу в организациях (государственных, общественных, религиозных); 4) учебу, как усвоение социальной программы; 5) ведение домашнего хозяйства; 6) физическое и духовное самосовершенствование; 7) безвозмездную, общественно полезную деятельность вне рамок семьи; 8) предпринимательство и др.

Как уже было отмечено, одним из важнейших видов человеческой деятельности является служба, которая сопровождает любую социальную организацию. Она присутствует и в органах управления, и в социальных учреждениях, и на предприятиях, производящих различную продукцию.

Олицетворением службы, ее носителем, субъектом и реализатором служебных полномочий является служащий. Какие же признаки выделяют служащего (независимо от вида службы)?

1) Они обеспечивают условия для материального и духовного производства, но сами материальных ценностей не создают;

2) обладают особым предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых). Они, как правило, собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию;

3) воздействуют на людей, обслуживают их;

4) обычно заняты умственным трудом;

5) за работу получают заработную плату;

6) занимают должности в государственных, общественных, частных или иных организациях, работают на профессиональной основе;

7) работают в “чужих интересах”, т.е. выполняют волю тех, кому подчинены.

По последнему признаку различаются служащие следующих  организаций: 1) государственных; 2) муниципальных; 3) общественных; 4) частных; 5) религиозных; 6) иностранных; 7) международных.

Разделение службы на виды прямо отражено и в законодательстве: мы уже имеем закон о государственной  службе, закон о муниципальной  службе и много указов Президента РФ и постановлений Правительства России, детализирующие эти законы.

Государственная служба – один из видов служебной деятельности. Ее суть заключается в осуществлении по поручению государства исполнительно-распорядительных функций гражданами, занимающими государственные должности.

Правовой основой для  профессиональной деятельности по обеспечению  полномочий государственных органов служат многочисленные акты о государственной службе. Конституция РФ называет это право в числе основных конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Принципы государственной  службы, содержащиеся в Конституции  находят свое конкретное воплощение в специальном законодательстве о государственной службе, состав которого определен в статье 4 Федерального закона “Об основах государственной  службы Российской Федерации”. Наряду с данным законом, регулирование государственной службы осуществляется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Понятие “государственная служба”, в юридической литературе, толкуется по разному: как социально-правовой институт, как система органов государства, как вид деятельности человека.

Как правовой институт, государственная служба представляет собой совокупность норм, регулирующих государственно-служебные отношения. Данный правовой институт является многоотраслевым, по причине объединения в нем норм различных отраслей права: государственного (конституционного), административного, финансового, уголовного, трудового. Причем наибольший удельный вес в данном правовом институте принадлежит нормам административного права, которые, как известно, имеют организационный характер. Они устанавливают правовое положение государственного служащего, определяют порядок приема на государственную службу, условия ее прохождения и прекращения.

Сущность института государственной службы определена, во-первых набором правовых норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения чиновников; во-вторых, интеграцией его в социально-политическую структуру общества, что позволяет осуществлять контроль над институциональными типами действий; в-третьих, наличием средств и ресурсов, обеспечивающих успешное выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений.

Как система органов государства, или как структурное звено организации, на которые возложено выполнение исполнительных и распорядительных функций, государственная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых, для реализации возложенных на него задач. Существуют Служба внешней разведки, Паспортно-визовая служба, Государственная противопожарная служба и др.

Как род деятельности – государственная служба есть ни что иное, как исполнение функций по обеспечению полномочий государственных органов на профессиональной основе.

Во всех этих случаях  государственная служба рассматривается  в различных смысловых контурах, как слова омонимы, т.е. схожие по звучанию и написанию, но различные  по лексическому значению. Так в  первом случае – это совокупность норм регулирующих однородные отношения, во втором – организационно-структурное образование, в третьем – род общественно-полезной деятельности.

Понятие государственной  службы дано в статье 2 Федерального закона “Об основах государственной  службы Российской Федерации” профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В этом определении в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность, которая означает непрерывное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Под государственным органом понимается образуемый в установленном порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих функций государственной власти.

На практике возник вопрос об определении круга органов, профессиональная деятельность в которых считается государственной службой. Следует ли к их числу относить лишь федеральные государственные органы, а также соответствующие органы субъектов РФ, либо включать сюда и подведомственные им структуры, осуществляющие управленческие функции в различных регионах. Возможность создания таких органов предусмотрена Конституцией РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные структуры. Поэтому, поскольку они создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной службой.

Профессиональная же деятельность на государственных предприятиях и в учреждениях, не имеющих властных функций, не является государственной службой. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным.

Виды  и принципы государственной службы

Понять сущность и  выявить основные черты государственной  службы невозможно без определения ее видов.

Так, в соответствии с  законодательством о государственной  службе выделяются следующие виды государственной службы:

Федеральная служба – это деятельность государственных служащих по реализации своего государственно-служебного статуса и принадлежащих им полномочий, а также компетенции федеральных государственных органов в соответствии с положениями Конституции РФ и законами. Она осуществляется на должностях в аппаратах федеральных государственных органов.

Служба субъектов  РФ, которая осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, и также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Такое разделение обусловлено  федеративным устройством государства. Субъекты федерации, наделенные Конституцией полномочиями, одни из которых носят  исключительный характер, а другие осуществляются совместно с Федерацией, создают свои государственные органы, которые, как мы уже отмечали, являются единственной организационной формой осуществления государственной службы. Следовательно, первое и основное разграничение двух видов государственной службы заключается в том, что федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных органах, а государственная служба в ведении субъектов федерации и находится и осуществляется тоже государственными служащими, но в государственных органах субъектов РФ.

В соответствии с принципом разделения властей различаются государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей. За этими рамками остается служба в прокуратуре. Однако Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” позволят нам относить службу в прокуратуре к государственной службе.

Учитывая специфику  построения государственно-служебных  отношений выделяются гражданская (в государственных органах РФ и ее субъектов, в администрации области и т.п.) и милитаризованная (военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговых органах и т.п.) государственная служба.

Государственная служба выражает себя через систему принципов, которые, находясь в отношениях и  связях друг с другом, образуют определенную целостность и единство.

Закрепляя основополагающие начала, принципы указывают на основные исходные положения, качественные свойства, содержание и значение государственной службы. Они призваны обеспечивать стабильность государственно-служебных отношений и необходимую эффективность деятельности государственных служащих.

Анализ юридической  литературы свидетельствует, что понятие  принципов государственной службы – относительно устоявшееся в отечественной науке.

Принципы государственной  службы:

во-первых, составляют ее определяющие начала;

во-вторых, имеют свое правовое закрепление (прямое либо косвенное);

в-третьих, являются всеобщими в рамках государственной службы;

в-четвертых, обязательны для всех участников государственно-служебных отношений;

в-пятых, тесно связаны с принципами государственного управления, основываются на них;

в-шестых, объективны по своей природе. Их объективные начала обусловлены сущностью реальных процессов развития общества, типом и формой государства, его устройством, компетенцией государственных органов, принципами организации государственного управления, закономерностями функционирования и организации государственной службы.

Принципы государственной  службы представляют собой основное, руководящее положение, закрепленное непосредственно или косвенно в нормах права. Они определяют содержание государственно-служебных отношений, имеют обязательный характер для участников этих отношений и способствуют осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом.

Принципы государственной  службы, как и любые другие, устанавливаются и формулируются людьми. При всем том, это совсем не означает, что они носят субъективный характер. Без всякого сомнения, принципы государственной службы объективны по природе и содержанию и существуют не зависимо от человеческого сознания. Тем не менее, по своему выражению они являются фактом сознания. Человек формулирует их, облачает в определенную форму, создает им смысловую огранку, при этом они не являются плодом усмотрения человека, они, своего рода, отражение реальной действительности.

Если ранее, принципы государственной  службы рассматривались, лишь в юридической  литературе, то в 90-х годах категория  “принцип государственной службы”  вошла и в законодательство. Юридическое  закрепление принципов государственной службы означает их обязательность для всех субъектов, функционирующих в системе государственной службы. Как верно подметил В.М. Манохин, получив свое правовое закрепление, они призваны способствовать созданию прочной правовой основы развития законодательства в этой области.

Рассмотрим принципы установленные  Федеральным законом “Об основах  государственной службы Российской Федерации”.

Данный закон является “базовым”  для всех иных, регулирующих государственно-служебные отношения законов и подзаконных актов, как федеральных, так и субъектов РФ. Поэтому принципы, закрепленные в нем, выражают не просто его содержание, раскрывают его смысл, они образуют исходные начала организации отечественной государственной службы, учитываются законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативно-правовых актов о государственной службе.

1. Верховенства Конституции  и федеральных законов над  иными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

Этот принцип является всеобщим и не может иметь каких-либо исключений для кого бы то ни было. Обязанность  всех органов государственной власти, всех государственных служащих соблюдать  Конституцию РФ и федеральные  законы на территории Российской Федерации является необходимым условием функционирования государства и реализации законности. Эта обязанность возведена в ранг конституционного принципа части 2 статьи 4 Конституции РФ. Данный принцип требует, чтобы организация всей государственной службы осуществлялась на основе и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов.

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих