Административно-правовой статус государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:51, реферат

Описание работы

Среди них, соглашаясь с Д.Н. Бахрахом, мы выделим: 1) производство материальных ценностей; 2) духовное производство; 3) службу в организациях (государственных, общественных, религиозных); 4) учебу, как усвоение социальной программы; 5) ведение домашнего хозяйства; 6) физическое и духовное самосовершенствование; 7) безвозмездную, общественно полезную деятельность вне рамок семьи; 8) предпринимательство и др.
Как уже было отмечено, одним из важнейших видов человеческой деятельности является служба, которая сопровождает любую социальную организацию. Она присутствует и в органах управления, и в социальных учреждениях, и на предприятиях, производящих различную продукцию.

Содержание работы

1. Государственная служба Российской Федерации: сущность и принципы.
2. Административно-правовой статус государственного служащего.
3. Понятие и виды государственных служащих.
4. Прохождение государственной службы.

Файлы: 1 файл

АД.ПРАВО.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

К служебным обязанностям госслужащего можно отнести, например, следующие: а) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию Федеральных законов и законов субъектов РФ; б) добросовестно исполнять должностные обязанности; в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; г) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; д) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; е) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; ж) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.

Это далеко не полный перечень служебных обязанностей, возлагаемых государственных служащих. Их круг сводится к обеспечению соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов, а также законов субъектов Федерации.

Должностные обязанности, как отмечалось выше, определяются должностными инструкциями, положениями, уставами, которые разрабатываются на основе квалификационных требований, установленных федеральным законодательством о соответствующих государственных органах, и утверждаются руководителями этих органов и их структурных подразделений.

Посредством данных актов  конкретизируется выполнение соответствующих  функций, совокупность служебных обязанностей, взаимодействие структурных подразделений, система связей между служащими, а также их персональная ответственность за порученный участок деятельности.

Должностные обязанности  устанавливаются не персонально  для каждого служащего, а для  должности, т.е. они определяются тем  служебным местом, которое он занимает в структуре государственного органа.

Спектр должностных  обязанностей широк и обусловлен, в первую очередь, множеством самих  должностей, а также наличием других факторов, к которым следует относить: наименование должности; уровень компетенции органа, где учреждена эта должность; объем, специфику задач и функций, выполняемых органом или его структурным подразделением; район, в котором расположен государственный орган; степень укомплектованности органа персоналом и т.п.

В статье 9 закона предусмотрены права общие для всех государственных служащих. Они могут быть подразделены на две группы.

Первая относится к  существу служебной деятельности. Это  права на: 1) ознакомление с документами, определяющими права и обязанности; 2) получение информации; 3) посещение предприятий; 4) принятие решений и участие в их подготовке; 5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности; 6) продвижение по службе; 7) переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.

Вторую группу составляют служебные  права, сопутствующие правовому  статусу государственных служащих. Это права: 1) на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; 2) ознакомления с материалами своего личного дела; 3) требовать проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего; 4) на объединение в профсоюзы для защиты своих прав; 5) обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Кроме прав и обязанностей, государственный  служащий, поступая на государственную должность, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов (статья 11 закона). Они имеют своей целью обеспечить достаточно высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий. Такие ограничения должны препятствовать возможным злоупотреблениям, проявлениями коррупции.

Как представляется, установленные законодательством ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы, необходимо рассматривать в четырех основных аспектах:

— несовместимость государственно-служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

— недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей;

— строгое соблюдение государственно-служебной дисциплины;

— политическая нейтральность.

Важную роль в обеспечении эффективной работы государственного аппарата играют разнообразные и существенные гарантии, установленные законодательством для государственного служащего (в Статье 15 закона установлен перечень социальных прав, гарантированных государственным служащим в связи с исполнением ими профессиональной деятельности по обеспечению реализации полномочий государственных органов).

Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной дисциплины на порученном участке работы – одна из важнейших  обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности – дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т.е. виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности, служебной дисциплины.

Дисциплинарные взыскания  применяются, как правило, в порядке  служебного подчинения, только определенным кругом субъектов линейной власти, в пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий. Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться субъектами их применения.

Согласно ст. 14 Федерального закона “Об основах государственной  службы Российской Федерации” за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность, следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Государственный служащий, допустивший  должностной проступок, может быть временно (но не более, чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Основанием административной ответственности является административный проступок. К административной ответственности привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РФ и другими актами с административными санкциями, если их соблюдение вменено им в обязанность. К служащим применяются только два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. В УК РФ особо выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

Материальная ответственность, в отличие от других видов юридической ответственности государственных служащих, носит восстановительный характер. Она наступает за причинение материального ущерба организации, и выражается в возмещении виновным причиненного вреда.

Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной: служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. Она наступает, если, например, ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей, когда служащий был в нетрезвом состоянии, когда с ним заключен договор о полной материальной ответственности.


Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих