Административно-правовой статус государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:51, реферат

Описание работы

Среди них, соглашаясь с Д.Н. Бахрахом, мы выделим: 1) производство материальных ценностей; 2) духовное производство; 3) службу в организациях (государственных, общественных, религиозных); 4) учебу, как усвоение социальной программы; 5) ведение домашнего хозяйства; 6) физическое и духовное самосовершенствование; 7) безвозмездную, общественно полезную деятельность вне рамок семьи; 8) предпринимательство и др.
Как уже было отмечено, одним из важнейших видов человеческой деятельности является служба, которая сопровождает любую социальную организацию. Она присутствует и в органах управления, и в социальных учреждениях, и на предприятиях, производящих различную продукцию.

Содержание работы

1. Государственная служба Российской Федерации: сущность и принципы.
2. Административно-правовой статус государственного служащего.
3. Понятие и виды государственных служащих.
4. Прохождение государственной службы.

Файлы: 1 файл

АД.ПРАВО.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из требования верховенства Конституции, каждый государственный  служащий обязан осуществлять свою государственную  должность в духе следующих конституционных принципов: 1) демократизм; 2) законность; 3) равноправие и полноправие граждан; 4) гуманизм; 5) государственное единство; 6) равноправие и самоопределение народов; 7) разделение властей; 8) идеологическое многообразие; 9) многопартийность.

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Человек, его права и свободы, их непосредственное действие признаются Конституцией РФ высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства и государственных служащих. Данный принцип определяет главный смысл и содержание деятельности государственных служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные должности должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан.

3. Единства системы государственной  власти, разграничения предметов  ведения между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации.

Данный принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны, которое основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов. Реализация данного принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной службы и правового положения государственных служащих.

4. Разделения законодательной,  исполнительной и судебной власти.

Согласно данного принципа дифференцируется государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. С этой точки зрения к государственной относится служба в различных специализированных отраслях: военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных и налоговых органах и др.

5. Равного доступа граждан  к государственной службе в  соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Из него следует, что при поступлении  и прохождении государственной  службы недопустима всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Что касается условий доступа граждан к государственной службе в соответствии с профессиональной подготовкой, то это означает следующее: претенденту необходимо иметь образование и подготовку, соответствующее содержанию и объему полномочий занимаемой должности. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности государственной службы.

6. Обязательности  для государственных служащих  решений, принятых вышестоящими  органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данном положении следует различать  два аспекта. Во-первых, речь идет об обязательности решений вышестоящих  в порядке подчиненности государственных  органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции. Во-вторых, речь идет об обязательности приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их полномочий. Условием обязательности является их соответствие законодательству.

7. Единства требований, предъявляемых к государственной службе.

Основные требования являются едиными и для федеральной  государственной службы и для  государственной службы субъектов  Российской Федерации, и, соответственно, для деятельности госслужащих. Данный принцип означает, что все государственные служащие подчинены минимуму общих правил, независимо от того, служат ли они Российской Федерации или ее субъекту. Кроме того он обеспечивает независимость государственной службы от структурных и иных перестроек в системе органов власти.

8. Профессионализма и компетентности  государственных служащих.

Современное государство  не может успешно развиваться  и функционировать без высококвалифицированной, стройной, образцово налаженной государственной службы, без которой, в свою очередь нет эффективного государственного аппарата. Всякая работа управления требует особых свойств. Чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование.

Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности, а также надлежащее исполнение функциональных обязанностей, соблюдение служебной дисциплины, для персонала государственной службы еще и обладание организаторскими способностями.

9. Гласности  в осуществлении государственной службы.

Данный принцип обеспечивает возможность получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих. Государственные органы и их служащие обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

В  то же время законодательство закрепляет и определенные рамки  этого принципа, устанавливая, что  государственный служащий обязан хранить  государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому государственная служба фактически основывается на сочетании гласности и служебной конфиденциальности.

10. Ответственности  государственных служащих за  подготавливаемые и принимаемые  решения, неисполнение, либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Действительность свидетельствует, что причина многих недостатков  в деятельности органов власти – не только и не столько пробелы и изъяны законов, сколько некачественные решения либо неисполнение государственным служащим должностных обязанностей.

Подготовка или принятие некачественного решения является частным случаем ненадлежащего исполнения должностных обязанностей.; последнее образует должностной проступок и влечет наложение дисциплинарного взыскания. Наряду с дисциплинарной ответственностью государственные служащие могут нести административную, материальную или уголовную ответственность.

11. Внепартийности  государственной службы; отделения  религиозных объединений от государства.

Данный принцип вытекает из содержания статьи 13 Конституции РФ, которая, впервые признавая в России идеологическое и политическое многообразие, определяет, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Из данной нормы следует, что участие в  качестве государственного служащего  в деятельности какой либо политической партии, если это влияет на государственно-служебную деятельность, несовместимо с занимаемой должностью. Задачи, выполняемые государственными служащими, требуют от них проявления политической нейтральности и идеологической беспристрастности.

12. Стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения  являются необходимыми как в интересах государственного аппарата, так и в интересах государственных служащих, и они должны быть гарантированны даже в том случае, когда полностью или частично изменяется структура государственных органов и организация государственной службы.

Государственным служащим должны быть обеспечены достаточные  гарантии против произвольных действий, затрагивающих их профессиональное положение или карьеру. Их статус не может зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, частых и не всегда обоснованных организационных перестроек.

Условиями стабильности кадров государственных служащих являются:

— искоренение протекционизма, практики подбора кадров по принципу личной преданности подобно Гоголевскому Чичикову, которому отец наказывал: “Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не преуспеешь, и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь”;

— своевременное освобождение государственных органов от лиц некомпетентных или профессионально непригодных;

— создание надлежащих условий  для плодотворной деятельности;

— усиление социальной и  правовой защищенности.

Понятие и  виды служащих, занимающих государственную должность. Основы их административно-правового статуса

Государственным служащим признаётся гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации. К государственным служащим относятся служащие федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Федерации.

Реализация полномочий государственным служащим возможна лишь в случае осуществления обязанностей, установленных соответствующей  государственной должностью.

Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах с установленными обязанностями по исполнению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Федеральным законом  “Об основах государственной  службы Российской Федерации” предусмотрены различия государственных должностей в зависимости от способов их установления.

К государственным должностям категории “Б” относятся должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения полномочий высших должностных лиц органов государственной власти.

Кроме того, допускается  введение государственными органами должностей, учреждаемых для исполнения и  обеспечения их полномочий. Такие  государственные должности относятся к категории “В”.

От государственных  служащих всех уровней требуется  осуществление части компетенции  государственного органа, закрепленной в функциональных обязанностях по занимаемым должностям. Чем большим объемом полномочий обладает государственный служащий, чем выше размещается его должностная “ступенька” в иерархической “пирамиде” власти, тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен обладать.

Отсюда вытекает объективная  необходимость их дифференциации. Законодатель подразделяет все государственные должности государственной службы подразделяются на пять групп: высшие (5 группа), а также главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы (соответственно 4,3, 2 и 1-я группы).

Законодательством установлены квалификационные требования к гражданам, претендующих на должность в системе государственной службы. В частности, для замещения высших и главных государственных должностей государственной службы необходимо профессиональное высшее образование по специализации государственных должностей государственной службы или равноценное ему образование, а также профессиональное дополнительное высшее образование. Для лиц, претендующих на замещение ведущих, старших и младших должностей государственной службы, необходимо наличие профессионального высшего образования по специальности “Государственное управление” (3 и 2 я группы) или среднего профессионального образования (1 я группа).

По результатам государственного квалификационного экзамена или  аттестации государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

  • действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса – государственным служащим высших государственных должностей;
  • государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса – государственным служащим главных государственных должностей;
  • советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса – государственным служащим ведущих государственных должностей;
  • советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса – государственным служащим старших государственных должностей;
  • референт государственной службы 1,2 и 3-го класса – государственным служащим младших государственных должностей.

Для отдельных видов  государственной службы в соответствии с законодательством о них вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, дипломатические ранги.

Административно-правовой статус государственного служащего определяется занимаемой должностью, в которой объективируются его функциональная роль и место в госоргане.

Должность в государственных органах понимается как его часть, обособленная и закрепленная в официальных документах, как единица организованной структуры, заключающая в себе часть компетенции государственного органа. Она устанавливает определенный объем прав и обязанностей государственного служащего.

Лица, замещающие определенные должности, должны соответствовать  установленным требованиям, вытекающим из должностной компетенции, представляющей собою устойчивый комплекс обязанностей и прав, юридически закрепленный и ориентированный на одного служащего, который должен осуществляет свою деятельность в государственном органе.

Должность для правового  статуса государственного служащего  является соединением его организационно-правового положения и состоит из двух частей: служебной и личной. Причем, если вторая часть устанавливает различные гарантии для служащего (размер отпуска, льготы, компенсации и др.), то в первой заключены его служебные обязанности и права (обязанность соблюдать внутренний распорядок, право применять меры административного пресечения и др.).

Государственный служащий, как и любой другой субъект  права, наделяется определенными обязанностями  и правами, на него налагается ответственность  за исполнение обязанностей.

Анализ обязанностей позволяет говорить об общих (служебных), которые возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех либо для определенного круга государственных служащих, и конкретных (должностных), которые определяются должностными инструкциями и положениями.

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих