Государственная власть и государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о взаимосвязи государственной власти и государственного управления в научной литературе разрабатывается сравнительно давно. В условиях проводимых преобразований государства перестраивается и государственная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Высказаны различные точки зрения. В одних случаях государственное управление отграничивается от государственной власти как специфический вид государственной деятельности. В других — государственое управление рассматривается лишь в связи с осуществлением исполнительной государственной власти, а не всей системы государственной власти. обеспечивающие их развитие и осуществление.

Файлы: 1 файл

курсавая работа.docx

— 66.11 Кб (Скачать файл)

                                  Введение

Вопрос о взаимосвязи государственной власти и государственного управления в научной литературе разрабатывается сравнительно давно. В условиях проводимых преобразований государства перестраивается и государственная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.  Высказаны различные точки зрения. В одних случаях государственное управление отграничивается от государственной власти как специфический вид государственной деятельности. В других — государственое управление рассматривается лишь в связи с осуществлением исполнительной государственной власти, а не всей системы государственной власти. обеспечивающие их развитие и осуществление.Все элементы системы государственной власти тесно связаны с государственным управлением: государственное управление возникает как реализация одной из разновидностей учредительной государственной власти, осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательной властью. Юридические коллизии, возникающие в процессе осуществления государственного управления рассматриваются и разрешаются судебной властью.   Эффективность всей системы государственного управления во многом зависит от состояния контрольной власти. Вместе с тем государственное управление, непосредственно соприкасающееся с потребностями общества и его составных частей, может активно воздействовать на каждую из разновидностей государственной власти, выявляя нерешенные проблемы и тем самым задавая парадигмы их деятельности. Таким образом, в государственном управлении, как в общем канале практического воздействия государственной власти на развитие общества, проявляются особенности  всех разновидностей государственной власти: учреждение подвидов управления, нормотворчество, исполнение законов и контроль  за осуществлением властей.

Наиболее  обоснованными представляются сравнительно     широкие трактовки государственного управления как одной из форм осуществления  власти, как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства  на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на властную силу; деятельность всего государственного аппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами.

Тесное взаимодействие двух уровней государственной власти в сфере государственного управления способствовало укреплению основ конституционного строя  и федерального устройства государства, сложившейся формой которого является федерация, призванная обеспечить единство при сохранении политико-территориального, национального и культурного  многообразия.

Государственная власть реализуется  через государственное управление – целенаправленное воздействие  государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных  законов для выполнения стоящих  перед обществом задач и функций. Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть – великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять  действиями и поведением людей, разрешать  социальные противоречия, согласовывать  индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

 

 

                     1.Государственное управление и                                                 государственная власть. Определение и содержание.     

Государственное управление не может быть противопоставлено государственной власти, поскольку осуществляется именно органами государственной власти и должностными лицами, ее представляющими. С этой точки зрения нельзя признать удачными классификации органов государства на органы государственной власти и органы государственного управления, ибо каждый орган государственной власти в той или иной мере осуществляет управленческие функции и в этом смысле является органом государственного управления.

Государственное управление — это юридически оформляемая деятельность по организации конкретного, системного взаимодействия всех ветвей государственной власти, направленная на осуществление конкретных практических воздействий на объекты управления государственной власти, в соответствии с ее социальным назначением. 
Государственная власть в полном объеме оказывает практическое, деятельное воздействие на объект управления именно в форме государственного управления, которое обращено «во внутрь» общества, народа и в этом смысле является управлением, а особый состав субъектов управления (преимущественно органы государства) делает его государственным управлением. Тесное взаимодействие двух уровней государственной власти в сфере государственного управления способствовало укреплению основ конституционного строя  и федерального устройства государства, сложившейся формой которого является федерация, призванная обеспечить единство при сохранении политико-территориального, национального и культурного многообразия.

 

2.Государственное управление.

2.1.Основные черты государственного управления:

1. Государственное управление есть  исполнительно-распорядительная деятельность.

2. Государственное  управление носит ярко выраженный  организационный характер, это организация  деятельности людей. В процессе  государственного управления организуются  отношения между людьми и коллективами, осуществляется объединение и  координация общественного труда  в масштабе государственного  управления. Организационный характер  проявляется также в том, что  ставится и решается вопрос, как  лучше организовать деятельность  людей по ускорению экономического  и социального развития и обеспечения наиболее полного использования людей в процессе и т.п.

3. Это практически организующая  деятельность. Деятельность практически  выражается в разработке органами  государственного управления программ  управления, установления основных  направлений функций всех элементов  системы, оперативно-руководящих  связей, налаживании оперативного контроля за системой.

4. Государственное управление осуществляется  непрерывно, это обусловлено объективно-экономическими  факторами. Производство должно  быть непрерывным, также как  общество не может перестать  потреблять, также оно не может  не производить. Но последние  события (в нашей стране) подвергли  сомнению данный факт.

5. Государственное управление является  активной и целенаправленной  деятельностью. Подобные качества  она приобретает благодаря тому, что осуществляется применительно  к важным сферам жизни общества.

6. Государственное управление имеет  в качестве непосредственных  объектов отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического  строительства.

7. Оно носит юридически властный  характер. Управление - это административная  деятельность предполагающая подчинение  объекта субъекту управления. Юридически  властный характер государственного  управления определяется как  властностью, присущей управлению  вообще, так и тем, что оно  реализуется от имени государства.  Для этого органы государственного  управления наделены распорядительно-властными  правами (каждый субъект управления), с помощью которых и достигаются  цели управленческой деятельности1.

8. Подзаконность государственного управления. Только законное, правомерное действие органа государственного управления или его должностного лица, представляющего орган может быть правильным. Государственные органы или должностные лица могут принимать подзаконные акты, которые имеют меньшую юридическую силу, чем закон, они проходят обязательную регистрацию в министерстве юстиции. На данный момент в министерстве юстиции зарегистрировано около 300-от тысяч подзаконных актов.

          9.Динамизм государственного управления. Каждый год система органов  исполнительной власти в нашем  государстве кардинально меняется, и это уже далеко не положительная  черта, это скорее говорит об  отсутствии стабильности, чем динамизме

 

2.2Характеристика государственного управления:

1.        государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

2.        государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных  нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

3.        государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

4.        государственное управление -  исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;

5.        государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Управление в своей  деятельности должно руководствоваться  законом. Оно не имеет права выходить из установленных законом пределов. Это основное правило всякого государственного устройства. Даже в самодержавном правлении один государь может отступать от закона, ибо он сам есть источник закона; подчиненным властям это не дозволено. В границах закона правительственной власти предоставлено право издавать обязательные постановления.

Государственное управление представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены. Следовательно, государственное управление является исполнительно-распорядительной деятельностью. Субъекты государственного управления наделены необходимым объемом распорядительных полномочий. Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность административного правотворчества, сочетающего правоприменение и правоустановление. Административное правотворчество осуществляется в исполнительных целях, т.е. оно конкретизирует и детализирует требования закона, а также актов Президента РФ, Правительства РФ и других вышестоящих органов исполнительной власти. В силу этого субъекты управления могут выполнять только такие задачи, осуществлять функции и полномочия, которые отнесены к их компетенции законом и изданными на его основе нормативными актами. Государственное управление реализует требования закона в различных вариантах: исполнение прямых велений закона путем правоприменительной деятельности - юридических предписаний, обеспечиваемых государственным принуждением; основанное на законе установление юридически обязательных правил поведения - правотворческая деятельность.

 

 

2.3.Сущность государственного управления.

Государственное управление - юридически властная, организующая деятельность особой группы органов государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного  и непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политического строительства

Элементами управления являются субъект, объект, иногда понятия субъекта и  объекта совпадают для некоторых  организаций. Для осуществления  управления необходимо иметь прямые и обратные связи: воздействие объекта  на субъект - прямая связь, и наоборот.

Субъектом государственного управления выступает не аппарат, а государство, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей страны. Государственное управление - это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности. Государственное управление существует чтоб познавать потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению.

Государство выполняет разнообразные функции  и все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и  аппарат управления. Функция управления включает фактически все функции  государства, поэтому функции государства  и функции государственного управления являются тождественными понятиями. Многие функции государства независимы от его природы ( защита от внешних угроз, принуждение и т.д.). Для ряда других функций государственного управления основой выступает социальная сущность государства, его целевые ориентиры. Они определяют количественный состав функций, их содержание и назначение. Эта взаимосвязь целого и зависимых от него величин. Изменяются цели государства, система и функции управления, одни функции становятся ненужными, потребность в других появляется, третьи - остаются неизменными по форме, но наполняются новым содержанием. Главными функциями государства остаются хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная. Процесс управления не прямолинеен и не одномоментен, на всю систему воздействует масса актов с различными целями, принципами, программами, поэтому функции управления можно разложить на множество подфункций, каждая из которых представляет собой форму воздействия на систему, т.е. рычаг управления. Основу функций управления составляют постановка целей ( задач), организация дела, планирование. регулирование, контроль за исполнением и др. Создаются структуры соподчиненности, которые координируют, согласовывают действия всех подразделений, оформляют принятые решения в нормативные акты, приказы, инструкции. Все это завершается на основе информации, отчетности. В специфических условиях России конца ХХ в. на первое место выдвигается функция реформирования общества. К реформам относятся имеющие системный, структурный и политический характер изменения, осуществляемые в рамках государственной политики на основе законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Временные рамки реформирования определяются сроком перехода от плановой экономики к рыночной. Он завершается достижением финансовой стабилизации. После этого экономика развивается на рыночной основе и государство от реформирования переходит к регулированию для ускорения экономического роста. Хотя задачи регулирования отличны от задач реформирования, оно тоже не обходится без нововведений и принципиальных изменений. В результате реформ общество становится открытым, утверждается частный сектор, предприятия вынуждаются подчиняться рыночной дисциплине, монополия государства ослабевает и государственное управление перемещается на макроуровень. Основными мерами осуществленными в процессе реформирования являются:

Информация о работе Государственная власть и государственное управление