Государственная власть и государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о взаимосвязи государственной власти и государственного управления в научной литературе разрабатывается сравнительно давно. В условиях проводимых преобразований государства перестраивается и государственная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Высказаны различные точки зрения. В одних случаях государственное управление отграничивается от государственной власти как специфический вид государственной деятельности. В других — государственое управление рассматривается лишь в связи с осуществлением исполнительной государственной власти, а не всей системы государственной власти. обеспечивающие их развитие и осуществление.

Файлы: 1 файл

курсавая работа.docx

— 66.11 Кб (Скачать файл)

1. Введение  института частной собственности  на средства производства, в том  числе и на землю.

2. Приватизация  государственных и муниципальных  предприятий, жилищного фонда.

3. Предоставление  всем предприятиям и гражданам,  в том числе иностранным, свободы  экономической, предпринимательской  деятельности, в том числе внешнеэкономической,  торговли.

4. Либерализация  цен при государственном регулировании  их незначительного количества.

5. Реорганизация  государственных и сельскохозяйственных  предприятий с отменой обязательного  государственного заказа. Создание  крестьянских (фермерских) хозяйств.

6. Формирование  рыночной инфраструктуры ( биржи,  финансовый рынок, рынок труда. учреждения по антимонопольному регулированию и банкротству предприятий).

7. Утверждение  независимости Банка России, введение  конвертируемости рубля.

8. Либерализация  личных доходов и расходов

9. Введение  платности услуг здравоохранения,  образования и ряда других  учреждений социальной сферы.

10. Признание  и гарантирование политических  прав и свобод человека согласно  общепризнанным принципам и нормам  международного права.

Государственное управление – осуществляемая на основе законов и других нормативных  актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных  органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных  формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. Государственное управление или  управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной  власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют  единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и  внешней политики. Государственное  управление представляет собой одну из форм этой деятельности. Государственное  управление носит государственно-властный характер, является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой, социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности и других областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления.

Государственное управление имеет четко выраженный публичный  характер: проводит в жизнь содержащиеся в законодательных актах юридически властные предписания, осуществляет функции  текущего управления, представляет собой  государственную деятельность по управлению делами общества. В процессе осуществления  этой деятельности субъекты управления используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию властных актов управления, которые являются обязательными и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Управление представляет собой целеполагающее (сознательное) регулирующее воздействие людей на собственную жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно в формах самоуправления, так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии и т.д.). При этом государственное управление характеризуется тем, что управляющее воздействие осуществляется субъектом - государством, управляющее воздействие опирается на государственную власть и распространяется на все общество.

 

 

 

2.4. Характеристика государственного управления:

·        государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

·        государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных  нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

·        государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

·        государственное управление -  исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;

·        государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

2.5 Основные черты государственного  управления:

1.      Управление есть функция организованных систем различной  природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

2.      Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3.      Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4.      Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что  предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5.      Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное  упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

Черты государственного управления как юридической категории.

1. Государственное управление является одним из видов государственной деятельности наряду с деятельностью законодательной и судебной. Оно носит непосредственно деятельностный характер, т.е. в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства.

2. Государственное управление - непосредственно организующая деятельность; его назначение - "практически организовать" исполнение задач и функций государства. В непосредственном ведении субъектов государственного управления находятся жизнедеятельность отдельных людей и их коллективов, а также материальные объекты. Государственное управление имеет ярко выраженное организационное содержание, т.е. государственное управление обеспечивает исполнение требований законов в процессе жизнедеятельности людей и их коллективов, в ряде случаев непосредственно регулирует и координирует эту жизнедеятельность.

3. Государственное управление - это юридически-властная деятельность. Его субъекты осуществляют нормативно-определенные задачи и функции путем использования государственно-властных полномочий, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Государственное управление является подзаконной деятельностью, т.е. закон определяет ее цели, задачи, а также служит основанием для определения и закрепления функций и полномочий субъектов государственного управления.

Вся исполнительная и распорядительная деятельность основывается строго на законе, который создает прочную  правовую базу для этого вида государственной  деятельности. Данная черта государственного управления очень важна, так как  его сфера чрезвычайно широка. Оно осуществляется повседневно  в общении с многомиллионными коллективами людей, с государственными и негосударственными организациями, с гражданами. Любое отступление  от требований закона может нанести  существенный ущерб правам и законным интересам указанных организаций  и лиц, а в конечном счете - интересам общества и государства.

5. Государственное управление осуществляется специальными субъектами, которыми являются Правительство РФ и другие органы исполнительной власти Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами (в частности, ст. 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"),государственное управление осуществляет Президент РФ; в ряде случаев также государственные органы (в частности, органы военного управления), имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях (сферах) жизни общества.

6. Государственное управление осуществляется применительно к сферам и областям жизни общества. В государственном управлении выделяются:

1) сферы государственного  управления, т.е. комплексы организационных  отношений, сгруппированные на  базе единства основного назначения (профиля):

экономическая сфера, охватывающая отношения экономического профиля (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, коммуникации, охрана и использование природных  ресурсов, охрана окружающей среды, торговля, финансы и кредит, внешнеэкономическая  деятельность, таможенное дело);

социально-культурная сфера, охватывающая отношения социального  развития (образование, наука, здравоохранение, культура, социальная защита);

административно-политическая сфера, охватывающая отношения, связанные  с обороной, государственной безопасностью, внутренними делами, юстицией, внешней  политикой;

2) области государственного  управления, т.е. отношения, объединяемые  конкретным объектом управления (например, оборона, промышленность, транспорт, сельское хозяйство,  здравоохранение и т.п.).

7. Государственное управление осуществляется по отраслевому и межотраслевому принципам.

Сущность отраслевого  принципа организации управления состоит  в том, что оно организовано по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и др.). Под отраслью государственного управления понимается система органов управления, связанная  общностью объекта управления и  возглавляемая, как правило, соответствующим  министерством.

8. Государственное управление характеризуется тем, что оно осуществляется как централизованное руководство либо как оперативное (непосредственное) управление.

Централизованное руководство  имеет своим содержанием общую, специальную и отраслевую координацию, определение общих направлений  деятельности, установление общих правил и нормативов и т.п. Для него характерны непрямые связи между соответствующим  субъектом государственного управления и объектами управления.

Непосредственное или  оперативное управление характерно для прямых связей между органом  управления и объектом.

9. Государственное управление с точки зрения структуры его процесса есть последовательное осуществление субъектами управления ряда процедур (стадий, циклов, фаз и т.п.) в рамках административных стандартов и регламентов:

1) разработка и принятие  управленческого решения, направленного  на исполнение предписаний закона (акта управления), установление  основных правил, нормативов в  сфере управления и основных  направлений работы и т.п. На  этой стадии организуется функционирование  системы управления, определяется  статус участников управленческих  отношений;

2) исполнение принятого  решения (собственно исполнительная  деятельность), имеющее своим назначением  реализацию содержащихся в нем  предписаний в процессе взаимоотношений  субъектов и объектов государственного  управления. На этой стадии осуществляются  оперативное регулирование текущих  управленческих связей, корректировка  решений, оперативное распорядительство  и т.п.;

3) проверка исполнения  принятого решения (контроль за исполнением).

10. Свое юридическое выражение государственное управление получает в правоприменении, административном правотворчестве, административной юрисдикции (правоохранении). Все эти направления органически связаны с изданием органами управления юридических актов на основании и во исполнение закона.

Таковы существенные черты и  особенности государственного управления как вида государственной деятельности. В юридической литературе наиболее четко выделяются два элемента ее характеристики, позволяющие получить ответ на вопрос о целях (исполнение) и средствах достижения (распоряжение). Это послужило базой для определения государственного управления как исполнительной и распорядительной деятельности.

    2.6. Принципы формирования  системы государственного  управления

    1. Разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветвь с охватом их системой сдержек и противовесов.
    2. Комплементарность  (от лат. дополнение - непрерывность в структуре власти). В государстве она обеспечивает условия равномерного распределения властей по вертикали управления по различным территориальным уровням. Добиваются комплентарности через выделение властных полномочий как сверху, так и снизу , что позволяет избежать создания нелегальных центров управления. Дефицит государственной власти на какой-то ступени приводит к появлению управляющих дисфункциональных структур, разрушающих общество и непропорционально удовлетворяющих всех его представителей.  
    3. Субсидиарность (от лат. резервный, вспомогательный) означает процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими органами государственной власти. Принцип субсидиарности  определяет последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением. Передача полномочий на более верхний уровень происходит только в случае  невозможности их исполнения на нижнем уровне. Этот принцип имеет вертикальное (между уровнями от местной до государственной ) и горизонтальное (распределение полномочий между ветвями власти на уровнях) измерения.
    4. Гомогенность (от лат. однородный). Этот принцип отображает преимущества федерального права перед региональным: соответствие и соподчиненность регионального законодательства федеральному – единство государства и подчиненость всех его институтов власти Основному закону.
    5. Суверенность означает верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных полномочий и независимость ч
    6. Демократизм – это активное участие населения в принятии государственных решений.

Информация о работе Государственная власть и государственное управление