Государственная власть и государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о взаимосвязи государственной власти и государственного управления в научной литературе разрабатывается сравнительно давно. В условиях проводимых преобразований государства перестраивается и государственная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Высказаны различные точки зрения. В одних случаях государственное управление отграничивается от государственной власти как специфический вид государственной деятельности. В других — государственое управление рассматривается лишь в связи с осуществлением исполнительной государственной власти, а не всей системы государственной власти. обеспечивающие их развитие и осуществление.

Файлы: 1 файл

курсавая работа.docx

— 66.11 Кб (Скачать файл)

Реализация принципа разделения властей в различных государствах различается в зависимости от формы правления (монархия или республика), а также от разновидности республиканской  формы правления. В настоящее  время известно три ее разновидности: президентская республика, парламентская  республика и республика со смешанной  формой правления (иногда ее называют полупрезидентской).

 

 

 

 

 

3.4 Сущность государственной власти

1.   Государственная власть предназначена для того, чтобы государство могло выполнять функции управления, закрепленные в Конституции РФ. Государственная власть представляет собой совокупность органов и учреждений государственного механизма. Система государственного механизма состоит из органов, расположенных на лестнице государственного управления по вертикали и по горизонтали, так как именно такая форма государственной власти способствует равномерному распределению полномочий и ответственности. Задачи органов государственной власти как механизма, созданного государством и действующего от его имени, определяются и соответствуют функциям самого государства: Государство утверждает полномочия и функции органов государственной власти в случае нарушения порядка выполнения полномочий и ответственности. Каждый орган государственной власти наделен определенными полномочиями, обособленной ответственностью и в то же время в составе механизма государственной власти соответствует общим полномочиям и функциям государства. Органы, государственной власти реализуют эти полномочия от имени государства. В Конституции РФ закреплен порядок формирования органов государственной власти. Государственную власть представляют на федеральном уровне Президент РФ, Федеральное собрание РФ в двух палатах (Совет Федерации и Государственная дума), а также Правительство РФ и суды РФ. Федеральные органы государственной власти постоянны и не могут подвергнуться расформированию. • Государственное управление строится на: 1) общественно-политических принципах, которые сформированы на основе знаний о социальной природе государственного управления, закономерностей и определенных особенностях развития государственного управления; 2) функционально-структурных принципах, которые раскрывают закономерности государственных и управляющих воздействий на объект управления; 3) организационно-структурных принципах, которые отражают закономерности и характер государственного управления в процессе ее формирования и реализации; 4) государственной управленческой деятельности, которая раскрывает взаимосвязь органов государственного управления. Разделение полномочий государственного управления между механизмами власти всегда являлось и является приоритетным вопросом, так как, разделяя полномочия, государство решает одновременно ряд вопросов о: 1) устойчивости государственно-правовых устоев; 2) эффективности и рациональности методов государственного управления; 3) поддержании демократизма и рационализации на всей территории государства; 4) обеспечении устойчивости федеративного управления; 5) единстве законодательного пространства.

2.   Государственная власть является отчасти социальной властью. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в её политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная всегда является политической и содержит элементы классовости.

3.   Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становиться неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют центральной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной сила имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

 

3.5. Особенности государственной власти

Особенностью государственной  власти является и то, что её субъект  и объект обычно не совпадают, властвующий  и подвластные чаще всего отчётливо  разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом  выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные  лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он в праве быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Ещё одна важнейшая  особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется  в деятельности государственных  органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она  потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет их властными полномочиями.

 

 

Вместе с тем и  в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Важнейшая особенность государственной  власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов, образующих механизм (аппарат) этой власти. В связи с этим государственное управление как вид исполнительной (административной) государственной деятельности присущ любому типу государственной власти, как монархической, так и демократической. Вместе с тем в монархических и демократических государствах государственное управление будет иметь существенные особенности.

 

 

3.6.  Характерные  черты государственной власти

1.   Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой  позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения не могут реализоваться, без внешнего воздействия. Если власть уважается народом, то используется метод убеждения, но если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

2.   Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности всех органов образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.  

3.   Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». Иначе говоря, они не могут выполнить те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Обобщая основные, характерные  черты государственной власти мы пришли к выводам, что ей присущи  следующие признаки: классовый характер, опора на возможность государственного принуждения, не совпадает её непосредственно  с населением, учреждение государственной  власти сообразуется с разделением  населения по территориальному признаку. По сути, признаками государственной  власти можно считать и то, что  она является высшей, единой и неделимой, не может допустить конкуренции другой власти в отношении тех же лиц в пределах территории государства, она способна сделать свою волю мотивом поведения других лиц. Единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельных ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескьё, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»1 . Это дает им следующие достоинства: а) деятельность государственных органов является специализированной и профильной; в) система разделения властей позволяет обеспечивать стабильную работу государственной власти, так как каждый занимается своим делом.

 

                                             

                                   Заключение

Государственная власть и  государственное управление может быть определена как система правовых отношений между различными ветвями государственной власти, посредством которых осуществляется практическое, конкретное воздействие на различные сферы жизни общества и индивида, создающие необходимые предпосылки для осуществления принадлежащих им прав, свобод и исполнения правовых обязанностей, преемственного перевода всей общественной системы в состояния, постоянно. Особо значимым структурно-функциональным элементом в системе государственного управления выступает институт государственной службы, обеспечивающий практическое исполнение, реализацию, претворение в жизнь управленческих решений. Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако, наше государство находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного управления в стране, необходимо, первую очередь, учитывать исторические особенности нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

-является властью публичной  (официально управляет делами  всего общества в целом) и  политической, т.е. она регулирует  отношения между большими и  малыми социальными группами  и, будучи относительно обособлена  от общества (социально неоднородного  в лице классов, этносов, наций,  национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той  его части, большей или меньшей,  которая овладела этой властью  (служит инструментом реализации  воли политических сил, стоящих у власти);

-является суверенной властью,  т.е. в сфере государственных  дел обладает верховенством, самостоятельностью  и независимостью по отношению  к какой-либо иной власти как  внутри государства ,так и за его пределами;

-осуществляется на постоянной  основе специальным аппаратом  власти (государственным аппаратом);

-обладает монопольным  правом применять принуждение  на территории своего действия (территории государства);

-обладает монопольным  правом налогообложения определенных  лиц, находящихся на территории  государства ( для формирования бюджета - казны государства );

-распространяется на всех  лиц (физических, юридических), находящихся  на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

-издает нормативно-правовые  акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственная власть и государственное управление