Постановка проблемы внимания в истории философии и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 10:01, контрольная работа

Описание работы

Такое положение обусловлено двумя крайне важными фактами. Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. И для самого субъекта, и для стороннего наблюдателя оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. Во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Содержание работы

1. Постановка проблемы внимания в истории философии и психологии.
2. Проанализируйте действующее законодательство в области медико–социальной экспертизы, защиты прав и интересов лиц пожилого возраста и инвалидов;
Составьте проект «Медицинская, социально –средовая, профессионально – трудовая, психолого–педагогическая реабилитация инвалидов».
Объясните сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
Дайте психологическую характеристику личности инвалида и лицам пожилого возраста;
Охарактеризуйте различные виды и формы девиаций, выделите их социальные и социально-психологические причины.
3. Используемая литература.

Файлы: 1 файл

психология соц права.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

      Специфика  технологии пользования транспортом  инвалидов.

Конструктивные элементы транспортных средств: Приспособления, обеспечивающие процесс «посадки- высадки»; Специальное оборудование пассажирских салонов независимо от видов транспорта; Система обеспечения безопасности Информационно- коммуникативная система Система обеспечения жизнедеятельности; Специальная система средств индивидуального пользования.

      Основные  положения проблемы пользования  транспортом инвалидами.

  • Учет типа дефекта (характера патологии);
  • Выявление степени функциональных расстройств;
  • Установление способности к самообслуживанию в условиях пользования транспортом:
  • Выявление состояния мобильности, степени ее утраты:
  • Установление способности к сбору и обработке информации.

       Социально  – психологическая среда.

   Социальная интеграция:

  1. Внедрение в общественное сознание идей равных прав и возможностей для инвалидов;
  2. Взаимоотношения инвалидов и здоровых людей;
  3. Отношения самих инвалидов к повышению степени участия в жизни общества;
  4. Интеграция на производстве Семейные взаимоотношения инвалидов;
  5. Взаимоотношения между инвалидами.

Социально- психологические особенности адаптации инвалидов:

  1. Активно-позитивная позиция;
  2. Пассивно-негативная позиция;
  3. Пассивно-позитивная позиция;
  4. Активно-негативная позиция.

    Производственная среда как условие социальной реабилитации.

     Требования, предъявляемые к планировке предприятий, где используется труд инвалидов:

  • Минимальная протяженность пешеходных путей передвижения по территории;
  • Безопасность передвижения по территории;
  • Устройство или изменение элементов, обеспечивающих удобную связь производства с местами проживания.

       Среда  в стационарных учреждениях социального  обслуживания лиц с ограниченными  возможностями.

       Госпитализм – это монотонный образ жизни, ограниченность связей с внешним миром, бедность впечатлений, скученность, недостаток жизненного пространства, скудость выбора занятий, зависимость от персонала, отсутствие интимного уюта.

      Терапия  средой.

     Расселение с учетом характерологических особенностей пожилых людей и инвалидов, группировка проживающих для формирования (восстановления) социальных навыков, создание микросоциальных групп для трудовой занятости, подбор содержательного, развивающего и развлекательного досуга.

     Реабилитация  инвалидов.

 Базовая программа: гарантированный перечень медицинских, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

     Индивидуальная программа имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида реабилитационных мероприятий или от программы в целом, но это не дает ему права на получение компенсации в разной стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

      Реабилитационная  индустрия. Специальные технические средства реабилитации, тифлотехнические средства, слуховые аппараты, сурдотехнические средства, транспортные средства, средства механизации и самообслуживания, тренажерная техника, протезно - ортопедические средства.

     Типы реабилитационных учреждений:

  1. Реабилитационно- производственные;
  2. Реабилитационно- социальные;
  3. Реабилитационно- медицинские.

     Задачи реабилитационных учреждений:

  1. детализация и конкретизация программ реабилитации;
  2. Разработка планов и программ проведения реабилитации в конкретном учреждении;
  3. Проведение медицинской реабилитации, осуществление профессиональной реабилитации;
  4. Проведение социальной реабилитации;
  5. Динамический контроль над процессом реабилитации;
  6. Оказание консультационно- методической помощи по вопросам реабилитации организациям и гражданам.

Виды реабилитационных учреждений:

  1. Реабилитационные центры;
  2. Реабилитационные отделения;
  3. Реабилитационные кабинеты.

      Реабилитационные  учреждения:

  1. Реабилитационный центр для инвалидов;
  2. Определение реабилитационного потенциала;
  3. Разработка и реализация ИПР;
  4. Медицинская реабилитация;
  5. Профессиональная реабилитация;
  6. Социальная реабилитация;
  7. Материально- техническое обеспечение;
  8. Социальная защита.

b) Объясните сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста.

      Роль гностических процессов в жизни инвалидов и пожилых лиц весьма значительна, поскольку они определяют возможности его трудовой реабилитации. Познавательные процессы составляют основу производственных знаний и навыков, определяют возможности профессиональной подготовки и повышения квалификации, рационального трудоустройства, обучения и переобучения. Оценки особенностей памяти или эмоциональной сферы может помочь в разработке реабилитационной программы; они участвуют в формировании внутренней картины болезни. При нарушении гностических процессов человек не только затрудняется в приобретении новых знаний и навыков, но и теряет прежние.

     Значение процессов мотивации определяется тем, что они выступают в качестве основы действия. Мотивационные или волевые процессы включают подготовку волевого акта, сам волевой акт и волевое поведение. Подготовка волевого акта исходит как из биологических потребностей человека, так и из его духовных интересов, ценностей и идеалов.

      Волевой акт, начавшись с импульса, желания, через постановку цели или предварительное представление о цели и борьбу мотивов завершается волевым поведением. При тяжелом заболевании возможно разное волевое поведение на сигнал «болезнь» (опасность): пассивная реакция угнетения, апатии; реакция агрессии, при которой инвалиды склонны обвинять в создавшейся ситуации других – «врач невнимательный», «плохо лечил», «родные не оказывают должной помощи». Возможны также условнорефлекторные соматопсихические реакции (сердцебиение, понос, потливость и др.), указывающие на скрытый страх перед будущим. Рациональность поведения в болезни не исключает состояний тревоги или даже страха, но действия человека в этих случаях остаются адекватными.

     Эмоции человека, как известно, определяют его субъективное отношение к объективному миру. Физиологическая основа эмоциональных состояний – деятельность подкорковых структур. Эмоции здорового человека являются мощным стимулятором активной деятельности и помогают лучше адаптироваться к окружающей среде. Помимо этого следует понимать, что при длительно текущих тяжелых соматических заболеваниях чувственный фон может участвовать в формировании порочного круга болезни – отрицательные эмоции – усиление болезни.

     Таким образом, значение гностических процессов и эмоциональных состояний для формирования оптимального психологического контакта трудно переоценить. Недоучет, например, эмоциональной неустойчивости и склонности к эффективным реакциям обеспечиваемого с психопатическими чертам характера может привести к конфликту, к жалобе на социального работника.      Неправильная оценка такого свойства психики, как внимание, может привести к тому, что инвалид или пенсионер многое не воспримет, «пропустит мимо ушей», что также чревато нежелательными последствиями.

     В психологии в социальном обеспечении для исследования психических процессов применяются клинические и экспериментально-психологические методики, позволяющие уточнить качественные и количественные характеристики состояния психических процессов.

     Таким образом, необходимо помнить, что зная особенности психических процессов и состояний, можно найти подход к любому клиенту не зависимо от социального статуса и возраста.;

       c)  Дайте психологическую характеристику личности инвалида и лицам пожилого возраста;

    Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения, текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.

    Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить, как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

     В определении болезни существуют две точки зрения:

1) болезнь есть любое  состояние, диагностированное профессионалом;

2) болезнь есть субъективное  ощущение себя больным.

    Среди различных групп населения в современной России, остро нуждающихся наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются, пожилые и инвалиды. Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.

    Свыше 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Они должны пользоваться теми же правами и возможностями, что и все другие люди. Зачастую они не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию.

       Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

       С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Часто формируется комплекс неполноценности.

     По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

     Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

     В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

      Старость — это в первую очередь биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Современные биомедицинские исследования доказали, что старение представляет собой биологический процесс, присущий живым существам, возникающий не в результате истощения энергетического потенциала организма, как считалось ранее, но как логический этап реализации программы его роста и развития

       Старики реже обращаются к врачам, чем люди среднего возраста, относя свои болезни к возрастным особенностям. Но это лишь напускное безразличие, в глубине души старики всегда обеспокоены возникающими недомоганиями, расценивая их как признаки приближающейся смерти

Информация о работе Постановка проблемы внимания в истории философии и психологии