Постановка проблемы внимания в истории философии и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 10:01, контрольная работа

Описание работы

Такое положение обусловлено двумя крайне важными фактами. Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. И для самого субъекта, и для стороннего наблюдателя оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. Во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Содержание работы

1. Постановка проблемы внимания в истории философии и психологии.
2. Проанализируйте действующее законодательство в области медико–социальной экспертизы, защиты прав и интересов лиц пожилого возраста и инвалидов;
Составьте проект «Медицинская, социально –средовая, профессионально – трудовая, психолого–педагогическая реабилитация инвалидов».
Объясните сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
Дайте психологическую характеристику личности инвалида и лицам пожилого возраста;
Охарактеризуйте различные виды и формы девиаций, выделите их социальные и социально-психологические причины.
3. Используемая литература.

Файлы: 1 файл

психология соц права.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

       Образ жизни в старости построен на привычках, повторяющихся действиях, которые дают старикам ощущение стабильности, некоторую онтологическую гарантию. Старики страшатся любых изменений, так как они не уверены, что смогут адаптироваться к новым условиям, и видят в них «только разрыв с прошлым, а не устремленность в будущее»

      И.Кон приводит классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

1. Первый тип - активная, творческая  старость. Люди расставались с  профессиональным трудом и продолжали  участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не  ощущая какой-либо ущербности.

2. Второй тип старости  также отличается хорошей социальной  и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена  главным образом на устройство  собственной жизни - материальное  благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.

3. Третий тип, в котором  преобладают женщины, находит главное  приложение силы в семье. Им  некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью  у них обычно ниже, чем у  представителей первых двух типов.

4. Четвертый тип - люди, смыслом  жизни для которых стала забота  о здоровье, которая стимулирует  достаточно разнообразные формы  активности и дает определенное  моральное удовлетворение. Однако  эти люди склонны преувеличивать  значение своих действительных  и мнимых болезней[9].

     Все эти 4 типа старости И.Кон считает психологически благополучными, но замечает, что есть и отрицательные дезадаптационные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники.

     Приятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей.

     Именно этот возраст и есть то время, когда утверждается мысль завершить жизненную программу каким-то обобщением, подведением итогов. Положительная оценка предусматривает установление приемлемых рамок и объема повседневной новой деятельности, а удовлетворение жизнью связано с положительным отношением к собственному старению как времени, когда возможно, в силу внутренних потребностей, переосмыслить свою прошлую жизнь с учетом того, что нового в ней, по старым меркам, уже ничего не будет.

  1. Охарактеризуйте различные виды и формы девиаций, выделите их социальные и социально-психологические причины.

     Существенные социальные изменения, охватившие современное российское общество, не могут не оказать воздействия на изменение принципов и устоев. Одним из наиболее показательных критериев, позволяющих оценить и проанализировать состояние развития общества, выступает система социальных норм. Что же такое социальные нормы? Социальные нормы - это те правила поведения, предписания того, как себя вести в обществе.

      Система социальных норм общества создаёт представление о должном поведении людей. Однако повседневное поведение людей в обществе, реальные отношения между индивидами всегда сложнее и богаче, чем выработанный стереотип. Общество представляет собой динамичную саморазвивающуюся систему, а вместе с обществом подвержены изменению и его устои - социальные нормы.

     Социальные нормы, регулируя поведение людей, служат одним из важнейших инструментов осуществления жизненных интересов каждой личности. В различных сферах социальной жизни каждый человек, реализуя свои интересы и потребности, так или иначе, сталкивается с многообразными проявлениями общественного бытия. И его поведение как участника конкретных общественных отношений выражается в определенных поступках.

     К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отшельники, закоренелые грешники, святые, гении, убийцы, наркоманы и алкоголики - всё это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их ещё называют, девианты.

     Поведение - единство мотивационно-ценностной и операциональной сторон человеческой деятельности.

     Девиантное поведение всегда связано с каким – либо несоответствием

человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

     Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения.

     А.Коэн определяет девиантное (отклоняющееся) поведение как поведение, которое идет вразрез с институциолизированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы.

     Е.В. Змановская: Девинтное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

     Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые в качестве эталона «нормы» предпочитают экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Девиантными, по мнению ряда ученых, могут быть не только действия, но и идеи, взгляды.

    В типологии социальных отклонений выделяются такие типы девиантного поведения, как культурные и психические отклонения, индивидуальные и групповые отклонения, первичные и вторичные отклонения, культурно одобряемые отклонения, культурно осуждаемые отклонения.

     В социологии есть понятие «первичная девиация», когда на определённые отклонения, окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Это, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.

    Но есть так же вторичная девиация, когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признаётся нарушителем норм морали или права.

     При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы - преступной шайки или секты. Например, на первый взгляд обычный подросток в компании своих абсолютно нормальных друзей не принимает сложившиеся в их окружении идеи и взгляды и становится наркоманом. Это индивидуальная девиация, а такая личность рассматривается как индивидуальный девиант. К примеру коллективного отклонения, я хочу отнести заключённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Эти люди далеки от окружающего мира и живут по каким-то своим законам и правилам, сложившимся в их обществе. Здесь также создаётся субкультура, попадая в которую каждый осуждённый должен подчиняться действующим там нормам.

     Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же, наоборот, интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной. Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм также связывают с психическими отклонениями.      Но всё же не всё в психологии личности окончательно изучено. Ведь обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьёзные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

     Позитивная девиация - это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное или даже, возможно, как «ненормальное», но в то же время в основном не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность кому-либо или чему-либо, обострённое чувство жалости и сочувствия. Яркий пример этому - самоотверженное поведение человека, давшего приют в своей квартире бездомным животным.

     Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинствалюдей реакцию неодобрения и осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными.

     К основным формам девиантного поведения в широком смысле Я.И. Гилинский и В.С. Афанасьев относят:

1. Пьянство и алкоголизм

2. Наркотизм

3. Преступность

4. Самоубийство

5.  Проституцию

6.Гомосексуализм

    Иногда к вышеперечисленным формам добавляют азартные игры и психическое расстройство.

    Итак, раскроем некоторые из них.

    1. Преступность проявляется в действиях, нарушающих закон и подлежащих уголовной ответственности.

     Если взять интеллектуальные характеристики людей, то по ним население сегодняшней России учёные распределяют следующим образом.

      Девиантное поведение социальный контроль

    Характеристика интеллектуального уровня граждан современной России

Группы людей с соответствующими интеллектуальными данными

Примерный процент от всего населения

Высшая интеллектуальная элита

15

Люди с интеллектуальными данными выше средних

33,5

Люди со средними интеллектуальными данными

10

Люди с интеллектуальными данными ниже средних

24,5

Умственно неполноценны

17


 

     Любопытны в связи с этим и некоторые результаты исследований причин преступности. У подавляющего большинства преступников (почти у 80%) учёные обнаружили один и тот же «дефектный ген», который, возможно, является своего рода «геном преступности». Это может означать, что истоки преступного поведения лежат главным образом на генетическом уровне и что наиболее негативную девиацию чаще всего проявляют психически неполноценные люди с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

2. Пьянство, то есть неумеренное потребление спиртных напитков, и алкоголизм - болезненное влечение к алкоголю несут огромный вред всем людям. Они угрожают здоровью пьющего и его детей, разрушают личность алкоголика и его семью, ведут к несчастным случаям и преступлениям, снижению эффективности экономики и благосостояния общества.

      Россия, к великому сожалению, во все времена отличалась высоким потреблением алкоголя. Ещё более 120 лет назад русский писатель Фёдор Достоевский в романе «Бесы» отмечал, что у нас в стране «моря и океаны водки испиваются на помощь бюджету». Однако алкоголизация общества особенно возросла в последние десятилетия социализма. Так, за 20 лет «активного строительства коммунизма» в СССР при росте населения лишь на 25,7% продажа водки и ликероводочных изделий увеличилась более чем в два раза, а плодово-ягодных вин - более чем в 6,6 раза. Коммунистические власти по существу проводили политику спаивания людей. Рост алкогольных напитков продолжается и в сегодняшней России. Наша страна в настоящее время является абсолютным мировым лидером по потреблению алкоголя на душу населения - 18 литров чистого алкоголя в год на душу населения, включая маленьких детей, существенно опережая такие традиционно многопьющие страны, как Франция, Португалия, Италия, Германия и Венгрия.

3. Наркомания является весьма близкой к алкоголизму девиацией. Она представляет собой болезненное влечение к разного рода наркотикам - болеутоляющим, снотворным, веселящим или дурманящим веществам. Здесь те же или схожие мотивы - жажда удовольствий, желание «отдохнуть» от повседневности, «убежать» от неприятной реальности, испытать острые ощущения, эйфорию. И. как правило, тот же итог - совершение преступлений, глубокое физическое и психическое истощение, сильная наркозависимость, деградация личности.

     К примеру, год увлечений нюханием такого сильного растворителя, как клей «Момент», ведёт, по мнению врачей, к растворению мозгов у детей.

       По данным ООН, сегодня наркотиками злоупотребляет примерно каждый 25-й житель Земли. Иначе говоря, число наркоманов в мире перевалило за 200 млн. человек. Потребление наркотических веществ стремительно догоняет потребление алкоголя, и при сохранении нынешних тенденций через 10-15 лет численность наших алко- и наркоголиков может сравняться.

4. Проституция. Сам этот термин происходит от латинского prostitution, что буквально означает «выставляю для разврата». Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату. Этот вид социально отклоняющегося поведения появился давно, но особенно распространился с развитием капиталистических отношений, что вызвало общественное беспокойство и ограничительные, хотя и малоэффективные меры.

Информация о работе Постановка проблемы внимания в истории философии и психологии