Управление дебиторской задолженностью ОАО «ВМП «АВИТЕК» Кировской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является управление дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «ВМП «АВИТЕК».
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи:
- изучить политику управления дебиторской задолженностью;
- проанализировать и оценить состояние дебиторской задолженности на предприятии ОАО «ВМП «АВИТЕК»;
- разработать рекомендации по снижению задолженности и повышению эффективности деятельности предприятия ОАО «ВМП «АВИТЕК».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...………3
1. Политика управления дебиторской задолженностью………….….…….5
1.1. Экономическая сущность и классификация
дебиторской задолженностью……………………………………………………...5
1.2. Методы управления дебиторской задолженностью…………..….…..9
1.3. Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью….… 14
2. Анализ дебиторской задолженности предприятия
ОАО «ВМП «АВИТЕК»………………...…………………………………....16
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия…… ….……..16
2.2.Оценка дебиторской задолженности
ОАО «ВМП «АВИТЕК»……………………………………………..……….25
3. Пути повышения управления дебиторской задолженностью
на предприятии ОАО «ВМП «АВИТЕК»……………………………..…….27
3.1. «Спонтанное финансирование» как метод снижения дебиторской задолженности……………………………………………………………..…….....27
3.2. Факторинг как способ повышения управления дебиторской задолженностью…………………………………………………….………………28
3.3. Договор страхования, как метод «борьбы» с дебиторской задолженностью……………………………………………………………...……..31
Выводы и предложения…………………………………………..………......33
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Финансовый менеждмент курсовая.docx

— 110.06 Кб (Скачать файл)

И.А. Бланк, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки, считает, что формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам; формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности. [2, c.635]

Российские специалисты выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:

- планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом;

- управление кредитными лимитами покупателей;

- контроль дебиторской задолженности;

- мотивация сотрудников.

В процессе управления дебиторской задолженностью целесообразно выделять следующие методы:

Первый метод управления – планирование величины дебиторской задолженности – был, есть и будет одним из важнейших. Это связано с тем, что в процессе реализации работ по планированию величины дебиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторской задолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешних факторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления.

В процессе выполнения учета дебиторской задолженности собирается информация о финансовом положении дебиторов, от которых зависит состояние дебиторской задолженности. Основная сложность в данном методе заключается в определении минимального объема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметь ясное представление о состоянии объекта управления. Данное обстоятельство связано с двумя моментами. Первый момент вызван тем, что для сбора и обработки учетной информации необходимы денежные средства, которые всегда ограничены. Второй момент вызван тем, что информация может дублироваться и опаздывать, а это не способствует принятию обоснованного решения.

Третий метод управления – контроль величины дебиторской задолженности, который предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджетными. В эпоху централизованного планирования было достаточно разработать плановые показатели, но в рыночных условиях плановые показатели должны формироваться при изучении рынка, что требует разработки бизнес-планов развития, бюджетов. В связи с отсутствием системы плановых показателей деятельности предприятия этап контроля выполняет несколько иные функции, фактически контроль сводится к сравнению бухгалтерских данных только за прошлый и текущий (плановый) период. Поэтому эффективный процесс управления должен базироваться на общей системе управления предприятием.

На четвертом методе – анализ дебиторской задолженности – исследуются и выделяются факторы, влияние которых привело к появлению отклонений фактических параметров состояния дебиторской задолженности от плановых показателей.

Пятый метод – метод разработки ряда альтернативных решений или определения оптимального решения.

Для формирования нескольких возможных решений, направленных на улучшение той ситуации, в которой находится предприятие, достаточно информации, собранной еще на стадии анализа. На основе этой информации можно создать систему ограничений относительно соответствующей целевой функции, а также провести ранжирование причин, которые больше всего влияют на величину дебиторской задолженности. Та же причина может вызывать несколько последствий, а устранение этих причин моделируется с целью оценки возможных результатов. Таким образом, разрабатывается несколько альтернативных решений или даже определяется оптимальное решение.

Шестой метод – фаза реализации одного или нескольких альтернативных решений – в этом методе осуществляется выполнение принятого оптимального решения или нескольких альтернативных решений. На этой стадии определяются необходимые средства, а также порядок реализации принятого решения. [8]

В настоящее время многие российские компании при начале работы с дебиторской задолженностью, не обращают внимания на порядок работы с ней, пропускают некоторые шаги в последовательности. Особенно дело касается дорогостоящих проверок контрагентов и работы с первичными документами. Но необходимо отметить, что незакрытая дебиторская задолженность - это прямые убытки в работе компании. А именно порядок работы с дебиторской задолженностью помогает компаниям избежать всех рисков в отношениях с контрагентами.

Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов определяет их особое место в оценке оборачиваемости оборотных средств. На величину дебиторской задолженности влияют:

1. Объем продаж и доля в  них реализации на условиях  последующей оплаты. С ростом  выручки (объема продаж), как правило, растут и остатки дебиторской  задолженности.

2. Условия расчетов с покупателями  и заказчиками. Чем более льготные  условия расчетов предоставляются  покупателям (увеличение сроков, снижение  требований по оценке надежности  дебиторов), тем выше остатки дебиторской  задолженности.

3. Политика взыскания дебиторской  задолженности. Чем активнее предприятие  во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и  тем выше «качество» дебиторской  задолженности.

4. Платежная дисциплина покупателей. Объективной причиной, определяющей  платежную дисциплину покупателей  и заказчиков, следует назвать  общее экономическое состояние  тех отраслей, к которым они  относятся. Кризисное состояние  экономики, массовые неплатежи значительно  затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков  неоплаченной продукции, вместо  денежных средств в качестве платежных средств используют суррогаты. Субъективные причины определяются условиями предоставления кредита и мерами, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности: чем более льготные условия предоставления кредита, тем ниже платежная дисциплина дебиторов.

5. Качество анализа дебиторской  задолженности и последовательность  в использовании его результатов. При удовлетворительном состоянии  аналитической работы на предприятии должна быть сформирована информация о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также о конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.

Всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств, - они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 1.3 Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность в мировой практике является достаточно надежным обеспечением кредита в качестве залога. Кредитор имеет полное право обеспечить дебиторской задолженностью выпускаемый вексель со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Правила стандартов финансового учета в США, касающиеся дебиторской задолженности:

1. Выделение различных типов  дебиторской задолженности, если  это существенно.

2. Обеспечение правильного расположения  оценочных (корректирующих) статей  рядом с соответствующими статьями  дебиторской задолженности.

3. Дебиторская задолженность, отраженная  в разделе «Оборотные активы», должна быть превращена в деньги  в течение одного года или  операционного цикла.

4. Раскрытие любых непредвиденных  убытков, связанных дебиторской  задолженностью.

5. Раскрытие любой дебиторской  задолженности, право на которую  передано или отдано в залог  в качестве обеспечения.

6. Раскрытие всех значительных  рисков, связанных с дебиторской  задолженностью.

В балансе предприятий США дебиторская задолженность отражается по следующим видам:

- счета к получению;

- векселя к получению;

- не связанная с реализационной деятельностью.

Задолженность «Счета к получению» возникает при расчетах по «открытому счету», что означает выставление покупателю для оплаты подписанного им счета.

Задолженность «Векселя к получению» возникает при отсрочке платежа и выдаче покупателем векселя, то есть письменного долгового обязательства.

Вся дебиторская задолженность делится на два вида:

  1. связанная с реализацией продукции, товаров, работ, услуг;
  2. связанная с внереализационной деятельностью – это выданные авансы работникам или филиалам, различные депозиты, дивиденды и проценты к получению, претензии по возврату излишне уплаченных налогов.

В Японии значительное влияние на дебиторскую задолженность оказывают применяемые скидки с цены товара, которые бывают двух видов: торговые и за оплату в срок.

Торговые скидки используются в следующих случаях:

- постоянным покупателям;

- за определенное количество товара;

- в связи с сезонными и иными колебаниями потребительского спроса;

- при потере товаром качества или других потребительских свойств;

- при приближении даты окончания срока годности или реализации товара;

- при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, или товаров на новые рынки;

- при реализации опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

предприятия ОАО «ВМП «АВИТЕК»

2.1 Краткая экономическая  характеристика предприятия

Полное наименование: открытое акционерное общество «Вятское машиностроительное предприятие АВИТЕК».

Место нахождения: Российская федерация, г. Киров, Октябрьский пр., д. 1а.

Почтовый адрес: 610047, г. Киров, Октябрьский пр., д. 1а.

Телефон: (8332) 232 – 522, 235 – 983; факс (8332) 586 – 122

Адрес электронной почты: info@vmpavitec.ru

Официальный сайт: http://www.vmpavitec.ru

Основными видами деятельности открытого акционерного общества «Вятское машиностроительное предприятие АВИТЕК» (далее – ОАО «ВМП АВИТЕК») являются машиностроение, выполнение опытно - конструкторских и конструкторско – технологических работ в области военной техники, авиационного и общепромышленного производства; производство, разработка и поставка вооружений и военной техники (лицензии №001717 ВВТ-П, №001716 ВВТ-О, №001718 ВВТ-Р от 14.06.2011г., выданы Федеральной службой по оборонному заказу), товаров производственно - технического назначения и товаров народного потребления.

Руководство деятельностью предприятия в отчетном году осуществлялось единоличным исполнительным органом Общества – генеральным директором Кушовым Борисом Васильевичем, подотчетным Совету директоров и Общему собранию акционеров. Б.В. Кушов назначен генеральным директором согласно решению Совета директоров (протокол заседания Совета директоров №8-2011-СД7 от 24.03.2011г.).

Целью деятельности ОАО «ВМП АВИТЕК» является участие в обеспечении обороноспособности и безопасности Российской Федерации, развитии военно – технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и получение прибыли путем осуществления собственной предпринимательской деятельности. Соответственно, производство оборонной продукции (к которой относятся средства ПВО и авиационная техника) является главной составляющей функционирования Общества и занимает основную долю в общей производственной деятельности.

Контроль за финансово – хозяйственной деятельностью Общества общим собранием акционеров осуществлялся ревизионной комиссией.

Величина уставного капитала ОАО «ВМП АВИТЕК» в 2013 году не изменилась и составила по состоянию на 31.12.2013г. 2249756 тыс.руб.

В структуре акционеров в 2013 году изменений не было. По состоянию на 31.12.2013г. акционерами ОАО «ВМП АВИТЕК» являются:

- ОАО «Концерн ПВО «Алмаз  – Антей» - владеет 2249755 акциями, доля  в уставном капитале предприятия  составляет 99,99996%.

- Российская Федерация в лице  Федерального агентства по управлению  федеральным имуществом, владелец 1 именной обыкновенной бездокументарной  акции, доля в уставном капитале  составляет 0,00004%.

Целью деятельности ОАО «ВМП АВИТЕК» является участие в обеспечении обороноспособности и безопасности РФ, развитии военно – технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и получение прибыли путем осуществления собственной предпринимательской деятельности. Соответственно, производство оборонной продукции (к которой относятся средства ПВО и авиационная техника) является главной составляющей функционирования Общества  и занимает основную долю в общей производственной деятельности.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью ОАО «ВМП «АВИТЕК» Кировской области