Управление дебиторской задолженностью ОАО «ВМП «АВИТЕК» Кировской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является управление дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «ВМП «АВИТЕК».
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи:
- изучить политику управления дебиторской задолженностью;
- проанализировать и оценить состояние дебиторской задолженности на предприятии ОАО «ВМП «АВИТЕК»;
- разработать рекомендации по снижению задолженности и повышению эффективности деятельности предприятия ОАО «ВМП «АВИТЕК».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...………3
1. Политика управления дебиторской задолженностью………….….…….5
1.1. Экономическая сущность и классификация
дебиторской задолженностью……………………………………………………...5
1.2. Методы управления дебиторской задолженностью…………..….…..9
1.3. Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью….… 14
2. Анализ дебиторской задолженности предприятия
ОАО «ВМП «АВИТЕК»………………...…………………………………....16
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия…… ….……..16
2.2.Оценка дебиторской задолженности
ОАО «ВМП «АВИТЕК»……………………………………………..……….25
3. Пути повышения управления дебиторской задолженностью
на предприятии ОАО «ВМП «АВИТЕК»……………………………..…….27
3.1. «Спонтанное финансирование» как метод снижения дебиторской задолженности……………………………………………………………..…….....27
3.2. Факторинг как способ повышения управления дебиторской задолженностью…………………………………………………….………………28
3.3. Договор страхования, как метод «борьбы» с дебиторской задолженностью……………………………………………………………...……..31
Выводы и предложения…………………………………………..………......33
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Финансовый менеждмент курсовая.docx

— 110.06 Кб (Скачать файл)

 

Предложенный метод системы скидок позволит ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности, сократить период оборачиваемости на 82 дня, коэффициент оборачиваемости возрастет до 5,43, а, следовательно, предприятие ОАО «ВМП «АВИТЕК» улучшит собственную финансовую устойчивость и платежеспособность.

    1. Факторинг как способ повышения эффективности управления дебиторской задолженностью

В настоящее время распространенным методом «борьбы» с дебиторской задолженностью является факторинг. Благодаря договору факторинга поставщик может сразу получить от фактора плату за отгруженный товар, что позволяет ему не дожидаться оплаты от покупателя и планировать свои финансовые потоки.

Факторинг - разновидность торгово-комиссионной операции в сочетании с кредитованием оборотного капитала, связанной с переуступкой неоплаченных счетов-фактур финансовому агенту - банку за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Целью факторинговых операций является создание для поставщика условий для перевода капитала из товарной формы в денежную и ускорение оборачиваемости капитала.

Предметом факторинга, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил, так и право на получение денежных средств, которое возникает в будущем. Факторинг является альтернативной формой кредитования в рамках пополнения дефицита оборотного капитала и представляет собой более удобный способ финансирования оборота для предприятий, активно ведущих торговую деятельность. В тот момент, когда дефицит оборотных средств становится особенно острым в силу резкого увеличения числа торговых контрагентов, Вы получаете от финансового агента - банка наибольший объем (около 80% от суммы требований) денежных средств. Другими словами, факторинг - покупка банком у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. В течение 2-3 дней он оплачивает от 70 до 80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств. Преимущества применения факторинга представлены на рисунке 2.

Преимущества применения факторинга


Осуществляется финансирование клиента сразу же, не дожидаясь срока платежа


Дает 100%-ную гарантию на получение всех платежей, уменьшая финансовый риск предприятия


Предприятие уменьшает свои расходы за счет сокращения персонала бухгалтерии, т.к. факторинговая фирма берет на себя обязательства по ведению дебиторского учета


Повышается уровень информации о платежеспособности покупателей


 

Рисунок 2.  Преимущества применения факторинга

 

Применение факторинга на предприятии ОАО «ВМП «АВИТЕК»:

В 2013г. дебиторская задолженность на исследуемом предприятии составила 1446112 тыс. руб., период оборачиваемости при этом 149 дней. Передадим 75% задолженности факторинговой компании. По условиям факторинга 1084584 тыс. руб. поступят на счет предприятия через 3 дня.

 

Полученнык средства за вычетом комиссионных факторинговой компании в размере 1055661,76 тыс.руб. направляются на погашение кредитов.

 

Оставшаяся дебиторская задолженность в размере 361528 тыс руб. (25%) сможет оборачиваться за 39 дней.

 

Таблица 10. – Изменения после применения факторинговых операций

Показатель

На 31.12.2013г.

С учетом факторинговых операций

Изменения (+,-)

Дебиторская задолженность предприятия, тыс.руб.

1446112

361528

-1084584

Период оборачиваемости дебиторской задолженности, дней

149

39

111

Плата за факторинг, тыс.руб.

х

90907

х


 

Таким образом, применение факторинга позволит предприятию ОАО «ВМП «АВИТЕК» сократить дебиторскую задолженность и преиод оборачиваемости.

Несмотря на плату за факторинг в размере 90907 тыс.руб., данная операция позволит предприятию ОАО «ВМП «АВИТЕК» преодолеть негативные тенденции в динамике экономической эффективности и финансовой устойчивости.

 

 

 

3.3 Договор страхования, как метод «борьбы» с дебиторской  задолженностью

 Страхование  дебиторской задолженности предполагает  страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Использование этого инструмента может быть эффективно для торговых и производственных компаний, действующих на конкурентных рынках и не имеющих возможности диктовать покупателям свои условия продажи или планирующих завоевание новых рыночных ниш.

К преимуществам использования страхования дебиторской задолженности можно отнести повышение финансовой независимости компании. В российской и мировой практике нередки случаи, когда банкротство крупного покупателя влекло за собой серию банкротств его поставщиков, работавших на условиях отсрочки платежа. Надо отметить, что компаниям, застраховавшим свою дебиторскую задолженность, как правило, значительно проще получить более выгодные условия по банковским кредитам. При этом застрахованная дебиторская задолженность может служить предметом залога для банка.

Для того чтобы застраховать свою дебиторскую задолженность, предприятие должно застраховать всех покупателей, приобретающих продукцию на условиях отсрочки платежа. Но это не означает, что все они будут застрахованы.

Страховая компания, прежде чем предложить конкретные условия страхования (размер страховой премии, франшизы), проанализирует кредитные риски контрагентов компании, выберет тех, с которыми допустимо работать на условиях отсрочки платежа, и установит для каждого из них кредитный лимит.

Страховым случаем признается просрочка покупателем платежа по оплате поставленных товаров или его банкротство.

Предприятие обязано в течение месяца сообщить страховой компании о возникновении просроченной дебиторской задолженности по застрахованным покупателям, а также направить письменное требование о компенсации убытков и их детальное описание. Страховой компанией не компенсируются:

- убытки по отгрузке товаров с рассрочкой платежа застрахованным покупателям сверх установленных кредитных лимитов;

- убытки, которые могут быть погашены при проведении взаимозачета;

- невыплаченные пени и штрафы, начисленные в соответствии с договором поставки за просрочку платежа.

С момента возникновения просрочки платежа в обязанности предприятия-продавца входит регулярное напоминание покупателю о необходимости погасить свои обязательства (письменно или по телефону), выезд представителей в офис контрагента и проведение переговоров о возможных способах и сроках погашения долга. Аналогичные действия в отношении застрахованного контрагента осуществляют представители страховой компании.

Если по истечении 180 дней с момента возникновения просрочки платежа (период ожидания) дебиторская задолженность не погашена, страховой случай считается наступившим и страховая компания выплачивает страховое возмещение. 
       Для предприятия ОАО «ВМП «АВИТЕК» данный метод неэффективен, так как в отличие от аналогичных предложений на зарубежных рынках, в России эта услуга очень дорогая. Страховая премия может составлять от 0,9 до 9% застрахованного объема продаж с рассрочкой платежа. Это связано с тем, что российские страховые компании, определяя размер премии, учитывают в стоимости страхования становой риск России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

Эффективное управление предприятием ОАО «ВМП «АВИТЕК» невозможно без оперативного контроля дебиторской задолженности. Несвоевременность получения данных по задолженности может привести к тому, что предприятие либо останется без необходимых оборотных средств, либо не сможет правильно запланировать объем денежных средств для предстоящих выплат.

В целях снижения риска возникновения просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для предприятия убытками, при формировании политики управления дебиторской задолженностью нужно руководствоваться следующими правилами:

- оценивать финансовое состояние клиентов, которым предоставляется отсрочка платежа;

- предусматривать такие условия договора, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушения сроков оплаты;

- планировать объем дебиторской задолженности и мотивировать на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью;

- для реализации перечисленных правил на практике необходимо создание регламента, досконально описывающего весь процесс управления и содержащего информацию о правах и обязанностях сотрудников, вовлеченных в процесс управления.

Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности является одной из первоочередных задач предприятия ОАО «ВМП «АВИТЕК» и в современных условиях может достигаться следующими путями:

На стадии создания производственных запасов таковыми могут быть:

  1. Внедрение экономически обоснованных норм запаса;
  2. Приближение поставщиков сырья, комплектующих изделий услуг и др. к потребителям;
  3. Широкое использование прямых длительных связей;
  4. Расширение складских систем материально-технического обеспечения, а также оптовой торговли материалами и оборудованием;
  5. Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах.

На стадии незавершенного производства:

    1. Ускорение научно-технического прогресса (внедрение прогрессивной техники и технологии, особенно безотходной и малоотходной, роботизированных комплексов и т.п.)
    2. Развитие стандартизации, унификации, оптимизации;
    3. Совершенствование форм организации промышленного производства, применение более дешевых конструктивных материалов;
    4. Совершенствование системы экономического стимулирования
    5. Экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;
    6. Увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом.

На стадии обращения:

  1. Приближение потребителей продукции к ее изготовителям;
  2. Совершенствование системы расчетов;
  3. Увеличение объемов реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовления продукции из сэкономленных материалов;
  4. Тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции по партиям, ассортименту, транзитной норме, отгрузка в строгом соответствии с заключенными договорами.

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому предприятию ОАО «ВМП «АВИТЕК» необходимо решать не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.

 

Список использованных источников

  1. Абдуллаев Н., Зайнетдинов Ф. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия// "Финансовая газета" № 28,30,32 июль-август, 2012.
  2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента, М.: ИНФРА-М,2010.-635с.
  3. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учебное пособ. – 5 – е изд. стер- М.: Омега –Л, 2010
  4. Гогина Г.Н., Никифорова Е.В. Бухгалтерская финансовая отчетность и ее анализ: Учебное пособие/ Отв. ред. А.И. Афоничкин. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2009. – 214 c.
  5. Гребенник В.В. Основы предпринимательства. Учебный курс. - М.: МИЭМП, 2011. - 89 с.
  6. Дебиторская задолженность - Режим доступа: www.consensus-audit.ru.
  7. Дубровская Е. Управление дебиторской задолженностью - Режим доступа: www.finansy.ru.
  8. Ивашкевич В.Б. Анализ дебиторской задолженности// "Бухгалтерский учет", № 6, март 2010
  9. Кизим А.А. Страхование финансовых рисков предпринимательской деятельности// Финансы и кредит. 2012. №30.- с.58-60
  10. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Проспект, 2010.
  11. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: ИНФРА-М, 2011
  12. Лобанова Е.Н. Дебиторская задолженность  как сложное и противоречивое явление в управленческих финансах//Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза.2008.-с.143-147.
  13. Рекомендации по управлению дебиторской задолженностью – Режим доступа: www.delovoymir.biz
  14. Смачило. В. Методы управления дебиторской задолженностью – Режим доступа: www.finansy.ru
  15. Страхование кредитных рисков – Режим доступа: www.factoringpro.ru
  16. Савицкая Г.В. Комплексный экономический анализ. Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2010
  17. Токаренко Г.С. Методы управления рисками в компании// Финансовый менеджмент. 2011. №4.- с.130-143
  18. Фомичева Л.П. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью// Аудит и финансовый анализ.2012.№8.-с.96
  19. Чекулаев М.В. Сущность и особенности факторинга// Управление экономическими системами. Электронный научный журнал.2012 – Режим доступа: www.uecs.ru
  20. Энциклопедический словарь экономики и права – Режим доступа: www.dic.academic.ru

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью ОАО «ВМП «АВИТЕК» Кировской области