Методы оценки персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Оценка работника представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ……………………………………...5
1.1 Характеристика оценки деловых и личных качеств руководителя…………..5
1.2 Методы оценки деловых и личных качеств руководителя на процесс управления………………………………………………………………………….13
1.3 Принципы отбора и расстановки персонала в зарубежных странах………..18
2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ В ГОМЕЛЬСКОИ РАЙПО...……………………………..22
2.1 Организационно-экономическая характеристика Гомельского райпо.…….22
2.2 Организационные аспекты оценки персонала в Гомельском райпо………..27
2.3.Методы оценки персонала и планирование карьеры в Гомельском райпо, и их анализ……………………………………………………………………………32
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….....

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Методы оценки.doc

— 528.50 Кб (Скачать файл)
  • оценка и анализ кадровой ситуации (формирование кадрового резерва);
  • выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли конкретного работника;
  • сравнительная оценка работников (например, при оптимизации численности персонала – для выявления «лишних» сотрудников»);
  • разработка возможных путей совершенствования деловых и личностных качеств работника, развитие его компетенций;
  • разработка личностно-ориентированной системы мотивации и оплаты труда.

Деловая оценка персонала выступает в качестве обратной связи с руководством, по ее результатам оценивают, в том числе, эффективность реализуемой кадровой политики, системы управления персоналом и т.д.

Коэффициент внутренней мобильности персонала рассчитывается как отношение числа сотрудников, сменивших должности в течение анализируемого периода, к среднему числу сотрудников, трудовому потенциалу организации:

Однако планирование карьеры персонала на предприятии не осуществляется. Информирование сотрудников Гомельского райпо о вакантных местах и необходимой квалификации не производится.

Система, в соответствии с которой работники могут претендовать на эти места не разработана и не указана.

Помощь работникам в планировании карьеры не оказывается.

Анализ рабочих мест проводится по следующим направлениям:

- анализ производительности труда

- анализ укомплектованности персоналом

- стратегический анализ [1 c. 165]

Одним из главных направлений работы отдела кадров и трудовых отношений является организация непрерывной, профессиональной подготовки работающих на предприятии. План повышения квалификации на год разрабатывается с учетом обучения резерва, результатов аттестации, предлагаемых изменений  в производстве.

В 2011 году по плану в Гомельском райпо прошли обучение 26 человек. Обучение проходило по техническим дисциплинам, экономическим, охране труда и техники безопасности, управлению персоналом.

Таким образом, в настоящий момент в Гомельском райпо организация деловой оценки персонала несовершенна: в оценке руководителей подчиненные не принимают участия, а аттестации зачастую проводятся лишь формально. Исходя из этого, сложно говорить о полной эффективности существующей организации оценки персонала и возникает необходимость ее совершенствования.

 

2.3.Методы оценки персонала и планирование карьеры в Гомельском райпо, и их анализ

 

Оценку эффективности использования трудового потенциала в Гомельском райпо осуществляет заместитель директора по экономике - главный бухгалтер, который ведает бухгалтерским учетом, технико-экономическим планированием, нормированием, экономическим стимулированием, несет персональную ответственность за своевременность и правильность ведения бухгалтерского учета на предприятии, состояние экономики предприятия и организационно - экономический уровень производства, обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия, финансовое планирование, осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом, анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия и ведение финансового учета.

Рассмотрим основные методы оценки деловых и личных качеств руководителей и специалистов, применительно к деятельности Гомельского райпо.

Рассмотрим пример качественной методики оценки руководителя Гомельского райпо:

Руководителем Гомельского райпо является Глазко Раиса Ивановна. Руководители-женщины в настоящее время представлены во всех сферах деятельности. Можно привести немало примеров того, как великолепно руководители-женщины справляются со своей работой.

На основании проведённых исследований можно говорить о том, что отличает руководителя-женщину от руководителя-мужчины: высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику. Любую информацию воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях. А поэтому здесь уместно отметить, что руководители-женщины проявляют больший, по сравнению с мужчинами, интерес к межличностным отношениям.

Основными личностными качествами данного руководителя являются:

  • высокая работоспособность. В современном мире это качество особенно ценится руководителями организаций, так как они нацелены на получение максимальной прибыли, а работоспособность сотрудников, а особенно руководителей отделов, является необходимым инструментом для ее получении;
  • образование. Руководитель райпо имеет два высших образования: технологическое и экономическое. Технологическое помогает лучше понимать специфику производства, экономическое – правильно строить взаимоотношения с поставщиками фирмы, заключать договора;
  • коммуникабельность. Способность устанавливать хорошие отношения с подчиненными, руководителями других отделов, вышестоящим руководство – это залог здоровой атмосферы в коллективе, без которой невозможно функционирование компании;
  • умение управлять собой, самокритичность. Человек, не умеющий взглянуть на себя со стороны, трезво оценить свои поступки не может грамотно управлять коллективом. Если кем-то из отдела совершается ошибка, то руководитель в первую очередь ищет ошибки в постановке цели перед этим человеком;
  • деликатность, тактичность в работе с подчиненными. Руководителю райпо удается так построить отношения с подчиненными, что она пользуется у них авторитетом. На недостатки подчиненного она указывает наедине, а хвалит при всех сотрудниках отдела. На мой взгляд, это очень важно для дальнейшей плодотворной работы подчиненных ей людей;
  • целеустремленность. Для современного руководителя очень важно поставить правильную цель и идти к ней наикратчайшим путем. Неверно сформулированная цель – зря потраченные силы и время, а время – это, как известно, деньги; оптимизм. Без него, я считаю, трудно не только жить, но и работать. Если идти по жизни с оптимизмом, то легче переносятся неудачи и легче достигаются успехи.

Для того чтобы стать хорошим руководителем одних личных качеств мало. Очень важны также качества деловые. Руководитель Гомельского райпо обладает следующими из них:

  • способность правильно организовать свой рабочий день. Этому она учит и своих подчиненных. Правильное распоряжение рабочим временем – залог успеха. Все важные дела, звонки и переговоры совершаются в дообеденное время, а после обеда можно заняться текущими делами, не требующими особой концентрации внимания;
  • способность разбираться в современных информационных технологиях и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;
  • умение четко ставить задачи для подчиненных и контролировать их исполнение. Мне довелось работать под начало нескольких человек. Некоторые из них не умели сформулировать задачу, что отнимало немало времени для того, чтобы понять, что собственно требуется и в какой форме представить отчет о выполненной работе.

Руководитель райпо при постановке задачи не использует лишних слов, задача ясна и лаконична. Также очень важно контролировать процесс выполнения работы, таким образом можно своевременно выявлять ошибки, исправлять из сразу же, а не тратить время на то, чтобы искать их в уже представленной выполненной работе;

  • умение анализировать сложившуюся ситуацию. Анализ – один из важнейших моментов работы руководителя. Анализ ситуации позволяет находить верные решения, разбираться в сложной обстановке;
  • способность быстро принимать решения, находить кратчайший путь к достижению поставленной цели. Бизнес не терпит медлительных людей. Чтобы быть успешным необходимо моментально схватывать суть проблемы и также быстро ее решать;
  • способность мотивировать подчиненных. В организации, где я работаю, руководство дает возможность руководителям отделов самим искать способы мотивации их подчиненных.
  • Руководителем была разработана система, по которой оценивается работа каждого подчиненного в отдельности. По результатам этих оценок работникам ежеквартально выдается денежная премия, которая напрямую зависит от работы данного работника;
  • искусство регулирования отношений между подчиненными. Сохранение положительной атмосферы в коллективе – одна из важнейших функций руководителя. Руководителю Гомельского райпо блестяще удается контактировать с каждым подчиненным отдельно и сохранять дружеские отношения между ними;
  • способность подбора и подготовки кадров. Умение рассмотреть в человеке потенциал и принять на работу стоящего человека – очень важная задача для любого руководителя.

Рассмотрим сследующий метод оценки руководителей и специалистов в Гомельском райпо – Оценка на основе анализа труда.

 

Таблица 2.6 Рейтинговая таблица директора Гомельского райпо по результатам работы за 1 кв. 2011 г.

Показатели

Стандарты исполнения

Фактические результаты

Оценка (балл оценочной категории)

«хорошие»

«выдающиеся»

факт

возможная оценка

Наличие стратегического плана

есть

научный подход к планированию

есть

3

5

Наличие краткосрочного плана

есть

научный подход к планированию

есть

3

5

Выполнение плана по прибыли от продаж

100 %

более 100 %

95,61 %

1

5

Количество привлечённых новых поставщиков

2

5

1

2

5

Количество привлечённых новых покупателей

2

5

2

3

5

Количество жалоб со стороны партнёров

1 %

0,1 %

0,5

4

5

Количество критикуемых на общем собрании учредителей

5 %

0 %

12 %

0

5

Количество делегированных управленческих задач

70 %

90 %

30 %

0

5

Наличие системы оценки персонала

есть

научный подход к оценке персонала

нет

0

5

Наличие связи между системой оценки персонала и системой мотивации

связь установлена

мотивация в зависимости от результатов работы

нет

0

5

Реакция персонала на существующую систему мотивации

система мотивация оценивается хорошо

полная удовлетворённость системой мотивации

оценивается неудовлетво-рительно

0

5

Процент выполнения управленческих решений

99 %

100 %

68,22 %

0

5

Выполнение директором указаний общего собрания учредителей

99 %

100 %

71,43 %

0

5

Итоговый балл (оценка)

16

65


Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных Гомельского райпо.

Рассмотрим поэтапно проведённую оценку труда директора Гомельского райпо за 1-й квартал 20011 г., то есть, рассмотрим процесс заполнения рейтинговой таблицы.

    1. Наличие стратегического плана компании.

На предприятии имеется стратегический план развития. Данный план составлен с перспективой на 5 лет. В декабре 2010 г. состоялось общее собрание учредителей, где этот план был рассмотрен и утверждён. На собрании была дана оценка стратегическому плану. Как недостаток, было отмечено, что этот план составлен без проведения глубокого анализа ситуации на рынке, а также, не имеет под собой научную основу.

    1. Наличие краткосрочного плана.

С краткосрочным планом Гомельского райпо сложилась такая же ситуация, что и со стратегическим планом. Поэтому данному критерию была дана оценка – 3 балла.

    1. Выполнение плана по прибыли от продаж

Как видно из основных финансовых результатов Гомельского райпо за 1-й квартал 2011 г. план по прибыли от продаж на предприятии не выполнен (выполнен на  95,61 %). Прибыль является основным показателем работы фирмы. Конечно, факторов влияния на прибыль множество, и можно спорить о роли руководителя в её формировании, но следует согласиться, что выполнение плана по прибыли – это заслуга руководителя предприятия. Дело в том, что план по прибыли устанавливается на предприятии уже с учётом различных факторов, влияющих на неё, и достижение плана зависит в первую очередь от труда руководителя, от той системы контроля, которая существует на предприятии.

Основной причиной невыполнения плана по прибыли стало снижение фактически полученной выручки от продажи товаров по сравнению с плановым заданием. Кроме этого, отрицательно на прибыль от продаж повлиял рост среднего уровня  издержек обращения. Таким образом, данному критерию (выполнение плана по прибыли от продаж) была дана оценка – 1 балл.

    1. Количество привлечённых новых поставщиков.

Данный критерий определяет ход выполнения одной из основных задач любого предприятия – расширение партнёрства. Убыль партнёров – это естественный процесс. Задача руководства фирмы – организовать партнёрский резерв. Постепенно замещая не выгодных партнёров более выгодными, можно добиться роста общей прибыли.

Установление критериев оценки количества привлечённых партнёров исходит из прошлого опыта. Соответственно, данным критериям поставлена оценка 2 и 3 балла.

Информация о работе Методы оценки персонала