Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 14:17, дипломная работа

Описание работы

Цeлью выпуcкнoй квaлификaциoннoй рaбoты являeтcя анализ деятельности ПАО «Сбербанк России на рынке услуг автокредитования, выявление проблем и разработка направлений совершенствования деятельности банка на рынке услуг автокредитования.
Нa ocнoвaнии пocтaвлeннoй цeли были cфoрмулирoвaны cлeдующиe зaдaчи:
Проанализировать основные направления развития автокредитования в РФ и зарубежом, виды автокредитования.
Изучить экономическую сущность автокредитования как кредитного продукта банковской системы.
Проанализировать состояние рынка автокредитования в России.
Прoвecти aнaлиз крeдитнoй пoлитики ПАО «Сбербанк России».

Содержание работы

Ввeдeниe ...……………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ……………………………………..…………………….5
1.1. Кредитование физических лиц и его роль в экономике ……….………...5
1.2. Сущность автокредитования. Формы и виды автокредитов ……………9
1.3. История развития рынка услуг автокредитования в России и зарубежный опыт …………………………………………………………………………………14
Выводы по первой главе…………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ ……………………………………………...…24
2.1. Анализ рынка автокредитования России ……………………………….…..24
2.2. Сравнительная характеристика программ автокредитования российских банков ………………………………………………………………………………30
2.3. Тенденции и проблемы развития рынка автокредитования в России…………………………………………………………………………..…..37
Выводы по первой главе…………………………………………………………...42
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В ПАО «Сбербанк России» ……………………….…43
3.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»……………………………………………………………………………...43
3.2. Организация процесса автокредитования в ПАО «Сбербанк России» ……………………………………………………………………………………….59
3.3. Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»……..…………………………………………………65
Заключение……………………………………………...........................................95
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литeрaтуры……………………………………………

Файлы: 1 файл

dfgdf(1).docx

— 342.64 Кб (Скачать файл)

Автокредитование, по мнению И.Д. Мамоновой (21, c.90), – это, услуга, которую на сегодняшний день предоставляет достаточное количество банков. 
Обобщив приведенные определения, можно выделить следующие особенности автокредитования:

- это разновидность потребительского кредита, т.е. заемщиком выступает население;

- это вид целевого кредита, предназначенного на покупку транспортного средства;

- предоставляется в денежной форме;

- предоставляется на стандартных условиях срочности и платежеспособности.

Основываясь на специфических особенностях автокредитования, его можно определить, как современный вид потребительского кредита, предоставляющий возможность приобрести автомобиль на стандартных условиях.

По сути, автокредитование является кредитом под залог имущества, где предметом залога является покупаемый клиентом автомобиль. Формально покупка автомобиля в кредит выглядит так: клиент получает в автосалоне счет (его оплачивает организация, предоставляющая возможность приобретения автомобиля в кредит). После того как автосалон получает перевод, машина переходит в собственность клиента и одновременно оформляется как залог кредита, равного сумме, которую тот готов выплатить за какой-то период времени.

На протяжении нескольких последних лет банки предлагают все новые и новые варианты кредитования на покупку автомобилей. Это, например, стандартный кредит, экспресс-кредитование, кредит без процентов, выдача кредита без взноса средств заемщиком, кредиты по системе trade-in, bay-back (обратный выкуп), удешевление страховки и иные.

Классический или стандартный автокредит. Под классическим кредитом понимается программа, при которой потенциальный покупатель после подачи комплекта документов и принятия положительного решения банком по прошествии определенного срока (как правило, 3-10 дней) вносит первый взнос, который обычно составляет не менее 10% от стоимости нового автомобиля. Особенностями данного вида кредитовния,является взнос заемщиком части собственных средств в оплату автомобиля, подготовка пакета документов, подтверждающих право владеть и управлять транспортным средством, а также справка о доходах кредитополучателя. Главным недостатком является уплата наряду с процентами за пользование кредитом еще комиссионных платежей, и оплачивание страховки автомобиля. Такой вариант нельзя назвать оптимальным, правильнее признать его сбалансированным - требования к заемщику и уплачиваемые платежи за пользование кредитом являются не самыми высокими, но и не самыми низкими.

Экспресс- кредитование – это вид кредитования, который подразумевает минимальный пакет документов для рассомрения заявки и решение по кредиту примается в кротчайшие сроки. Как правило, с заемщика потребует только паспорт и водительское удостоверение, ответ предоставляется клиенту в течении суток. Приведенные выше критерии делают данный кредит достаточно привлекательным. Но при этом,следует понимать, что не сильно глубокая проверка кредитоспособности клиента ведет к повышению риска не возврата для банка и, соответственно,  сказывается на величине процентной ставки, которая по данному продукту, как правило, на 5 - 10% выше, чем по традиционным автокредитам, что делает экспресс- автокредиты самым дорогим кредитным продуктом на данном сегменте рынка.

Еще одним популярным видом автокредитования является беспроцентное кредитование – это получение заемщиком практически беспроцентного займа. Главная особенность данного вида автокредита – это обязательное участие банка в совместных партнерских программах с дилерами и страховыми компаниями. Поскольку в соответствии с действующим законодательством выдача беспроцентных кредитов,как и кредитов по ставке ниже 3/4 ставки рефинансирования, влечет возникновение выгоды у заемщика и увеличивает размер подоходного налога, банки вынуждены прибегать к  различным схемам оформления данных кредитов. В частности, используются факторинговые схемы, при которых автосалон переуступает право требования по кредиту банку-партнеру, оплачивая при этом комиссию, покрывающую проценты по кредиту, указанные в договоре. Другим вариантом оформления беспроцентных кредитов является компенсационная схема, при которой автосалон компенсирует банку проценты по кредиту, зафиксированные в договоре с клиентом. Для автосалонов это равнозначно продаже автомобиля со скидкой. По существу, речь идет о субсидировании процентной ставки автодилерами или страховыми компаниями.

Автокредит без первоначального взноса - это один из видов автокредитования, при котором заемщик получает кредит равный стоимости автомобиля и не предусматривает частичное использование средств заемщика для его оплаты. Отсутствие первоначального взноса при выдаче кредита упрощает документооборот, зато наряду с экспресс-кредитованием такой вариант займа наиболее затратный для получателя кредита из-за повышенной процентной ставки. К тому же автомобили отечественных марок купить в кредит по данной схеме не представляется возможным. Если кредиты без  первоначального взноса предлагаются в рамках совместных партнерских  программ с автодилерами, то величина ставок может быть и ниже среднерыночных. В таких программах заемщик первоначально оплачивает только сумму страховки. Ряд банков при выдаче данного вида кредитов не взимают ежемесячные комиссии за обслуживание.

Автокредит по системе Trade-in – это практически обмен старого автомобиля на новый, где стоимость подержанного автомобиля является первоначальным взносом, а на разницу оформляется кредит. Как правило, кредиты trade-in выдаются под более низкую процентную ставку и имеют срок погашения не более пяти лет. При данной схеме цена подержанного автомобиля определяется автосалоном самостоятельно и не всегда может устраивать клиента. Вместе с тем к достоинствам этой схемы относится экономия времени и усилий клиента , как по продаже подержанного автомобиля, так и по оформлению автокредита.

Кредит buy-back – это кредит на покупку автомобилей с обратным выкупом. Предусмотрена возможность приобретения новых автомобилей в автосалонах с возможностью возвратить автомобиль дилеру в конце срока кредита. Смысл программы заключается в том, что клиент оплачивает сразу 30 - 50 % от стоимости авто. При этом платеж рассчитывается так, что к окончанию срока кредита часть средств остается не выплаченной. И у покупателя появляется выбор: выплатить оставшуюся сумму, продлить кредит или вернуть автомобиль автосалону. Схема взаимодействия участников сделки (физическое лицо, банк, автосалон) достаточно сложная. И, как правило, такой кредит стоит дороже стандартного. Хотя эксперты рынка сходятся на том, что за такими кредитными продуктами - будущее, у них есть ряд неудобств. Например, автомобиль должен обслуживаться только у конкретного дилера или не превышать установленного лимита по "пробегу" в год. И самое главное, по истечении срока этих программ заемщику придется делать выбор. Этот продукт привлекателен для клиентов, которые часто меняют автомобили: можно все время ездить на новой машине, покупая ее за полцены.

В целом, различия между программами автокредитования постепенно стираются. Большинство банков выдает кредиты на покупку автомобилей как в долларах или Евро, так и в рублях. Минимальная сумма кредита составляет, как правило, 2-3 тысячи долларов или Евро, 60-100 тысяч рублей, а максимальная - в среднем 50 тысяч долларов (или эквивалент в рублях или Евро). Размер первоначального взноса чаще всего составляет 10-20% от стоимости автомобиля.

По сравнению с потребительскими кредитами уровень рисков при выдаче кредитов на приобретение автомобиля существенно ниже. Это обусловлено, прежде всего, тем, что приобретаемый в кредит автомобиль оформляется в качестве залога и в обязательном порядке страхуется, причём, как правило, в той страховой компании, которая является партнёром банка.

 

1.3 История развития рынка услуг автокредитования в России и зарубежный опыт.

Исследуя историю развития автокредитования в России можно условно выделить три этапа. Первый этап - до 1998 года; второй этап - с 1998-го по 2003 год; третий этап начался в 2003 году и продолжается по настоящее время.

Первым этапом является промежуток времени, начиная с 1992 года – именно с этого года, начался период становления рыночной экономики в России. А заканчивается данный период в 1998 году, в момент наступления кризиса. Именно на этом этапе формировались основы современной банковской системы и кредитования в частности. В этот период спрос на кредиты для покупки автомобилей в России был весьма невелик, так как сама услуга такого кредитования могла быть предоставлена весьма небольшим числом кредитных организаций. Про автокредиты в то время никто не знал и соответственно популярностью у населения они не пользовались.

Одним из первых финансированием рынка автокредитования занялся фонд "США - Россия". Он начал предоставлять ресурсы банкам-участникам для кредитования физических лиц, в том числе и на покупку новых автомобилей иностранного производства. После кризиса 1998 года фонд свернул свою программу.

В это время появлялось все больше и больше желающих купить новую или подержанную машину при отсутствии денежных средств в достаточном количестве. Это было только начало, поэтому условия кредитования не были выгодны и доступны абсолютно каждому. Кредиты выдавались ограниченно, заемщиками выступали в основном организации.

Ко второму этапу формирования истории автокредита принято относить 1998-2003 годы. Этот период знаменателен активным восстановлением российской экономики от последствий кризиса, когда российский рынок автокредитования начал делать первые самостоятельные шаги. Банки стали применять западные схемы выдачи кредитов для покупки автомобилей.На рынке автокредитов к этим шагам их понуждали нередко автодилеры иностранных производителей, которых, в свою очередь, подталкивали иностранные автоконцерны. Они требовали выполнения "универсальных стандартов" продажи своих авто. Российские банки адаптировали эти стандарты к российским условиям. На тот момент были достаточно высокие процентные ставки по кредитам, а суммы первоначальных взносов достигали 40-50% от стоимости. Кредиты на покупку отечественных автомобилей можно было получить лишь в нескольких банках Москвы и в считанных единицах региональных банков.

Третий этап начался в 2003 году. Это период бурного роста рынка автокредитования.Если в начале 2002 года услугу автокредитования предоставляло всего около десяти банков, то в 2003 году только в Москве было уже более 30 реальных игроков этого сегмента бизнеса. Тогда же началась реальная борьба за клиента, начали снижать процентные ставки, банки пошли в сегмент кредитования покупки отечественных автомобилей. Многие банки стали уменьшать пакет документов для получения кредитов и в целом упрощать схему взаимодействия с заемщиком. К началу 2004 года ставки по рублевым кредитам снизились до 18-20%, а по валютным - до 10-12%. Сроки кредитования увеличились до 2-3 лет и даже появилась возможность получать кредит сроком на 4-5 лет.

В период с 2005 по 2008 год количество автомобилей, приобретаемых в кредит и суммарная емкость рынка автокредитования неизменно росли. Количество автомобилей ,приобретенных в кредит,в данный период увеличилось с 500 тысяч до 1,65 млн. штук.В 2005 году - 500 тысяч, в 2006 -750 тысяч, в 2007 – 1,15 млн. и в 2008 – 1,65 млн. авто. Суммарная емкость рынка автокредитования так же увеличилась с 5,5 млрд.долл. до 19,7 млрд.долл. В 2005 году - 5,5 млрд.долл.;2006 году – 9,8 млрд.долл.; 2007 году – 13 млрд.долл.; 2008 году – 19,7 млрд.долл.Наглядно это можно увидеть на рис.1.1 и рис 1.2 соответственно.

Рис.1.1 Динамика роста автомобилей,купленных в кредит в период с 2005 по 2008 г.г..

Рис.1.2 Структура роста емкости рынка автокредитования в период с 2005 по 2008 г.г..

В 2009 году начался спад рынка автокредитования, в июне этого года объемы автокредитования в РФ снизились до 20% от общего количества проданных автомобилей, в то время как продажа автомобилей за наличные снизилась не значительно. Пик кризиса рынка автокредитования пришелся на конец 2009 года. Суммарная емкость рынка автокредитования за 2009 год составила 15,76 млрд.долл. США.

Новым толчком к развитию, в начале 2010 года, автокредитования было введение льготной государственной программы автокредитования. В 2010 году наблюдается стабильный рост продаж автомобилей и автокредитов, свою долю рынка наращивает программа льготного автокредитования. Суммарная емкость рынка автокредитования за 2010 год составила 19,5 млрд.долл. США и практически были достигнуты результаты 2008 года.

Автокредитование продолжает оставаться основной движущей силой российского автомобильного рынка. Объем продаж новых и поддержанных легковых автомобилей, как в количественном, так и в денежном выражении достаточно быстро растет, причиной есть после кризисное насыщение рынка. В 2011 году банки продолжат снижать процентные ставки, но уже не так значительно как 2010 году. Суммарная емкость рынка автокредитования за 2011 год составила 21 млрд.долл. США.

В 2012 году рынок автокредитования продолжал увеличиваться, но незначительно. Суммарная емкость рынка  автокредитования выросла всего на 2% и денежном выражении составила 21,42 млрд.долл США. Также в этом году действие льготной государственной программы было приостановлено.

В 2013 году действие государственной программы льготного кредитования было возобновлено.Кроме поддержки продаж, ощутимый эффект от реализации программы получил и федеральный бюджет: в 2013 г. в виде налогов от реализации программы льготного автокредитования поступило 24 млрд. руб. Суммарная емкость рынка автокредитования за 2013 год составила 30,5 млрд.долл. США.

До последнего времени российский рынок автокредитования демонстрировал уверенный рост. Увеличивались кредитные продажи как новых, так и подержанных автомобилей. Локомотивом российского автокредитования, как раньше, так и сейчас, осталась новая автомобильная техника. Однако в связи со сложной экономической ситуацией как в России, так и во всем мире , на конец 2014 года сократилось не только количество выданных автокредитов, но и других кредитных продутов во всех банках. Многие кредитные организации приостановили действие ряда программ автокредитования. На конец 2014 года суммарная емкость рынка автокредитования составила 28,21 млрд.долл. США.

На рисунке 1.3 можно наглядно увидеть изменения рынка автокредитования с 2009 года по 2014 год включительно.

Рис.1.3 График изменения обьемов рынка автокредитования в период с 2009-2014 г.г.

В настоящее время на рынке кредитования в целом наблюдается стабилизация проценных ставок, после их увеличения от 4 до 10% в начале 2015 года.

Система автокредитования работает в нашей стране не так давно, но в развитых странах Западной Европы и США давно и успешно развивается данный сегмент рынка кредитования. Лидерами автокредитования считаются США и Германия, в этих странах до 90% автомобилей приобретается с использованием кредитов.

На Западе автокредитованием занимаются так называемые «финансовые компании» (finance companies). Сектор финансовых компаний в наибольшей степени развит в США, где их совокупные активы превышают $1 трлн. Они занимают промежуточное положение между специализированными институтами, кредитующими только домохозяйства, и банками. Активы сектора финансовых компаний вдвое превышают активы кредитных союзов, однако впятеро уступают активам коммерческих банков. В мире действует более 3000 известных финансовых компаний, около 1000 из которых приходится на США. Их размеры варьируются от мелких специализированных компаний краткосрочного кредитования малого бизнеса до крупных дочерних компаний автогигантов.

Информация о работе Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»