Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 14:17, дипломная работа

Описание работы

Цeлью выпуcкнoй квaлификaциoннoй рaбoты являeтcя анализ деятельности ПАО «Сбербанк России на рынке услуг автокредитования, выявление проблем и разработка направлений совершенствования деятельности банка на рынке услуг автокредитования.
Нa ocнoвaнии пocтaвлeннoй цeли были cфoрмулирoвaны cлeдующиe зaдaчи:
Проанализировать основные направления развития автокредитования в РФ и зарубежом, виды автокредитования.
Изучить экономическую сущность автокредитования как кредитного продукта банковской системы.
Проанализировать состояние рынка автокредитования в России.
Прoвecти aнaлиз крeдитнoй пoлитики ПАО «Сбербанк России».

Содержание работы

Ввeдeниe ...……………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ……………………………………..…………………….5
1.1. Кредитование физических лиц и его роль в экономике ……….………...5
1.2. Сущность автокредитования. Формы и виды автокредитов ……………9
1.3. История развития рынка услуг автокредитования в России и зарубежный опыт …………………………………………………………………………………14
Выводы по первой главе…………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ ……………………………………………...…24
2.1. Анализ рынка автокредитования России ……………………………….…..24
2.2. Сравнительная характеристика программ автокредитования российских банков ………………………………………………………………………………30
2.3. Тенденции и проблемы развития рынка автокредитования в России…………………………………………………………………………..…..37
Выводы по первой главе…………………………………………………………...42
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В ПАО «Сбербанк России» ……………………….…43
3.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»……………………………………………………………………………...43
3.2. Организация процесса автокредитования в ПАО «Сбербанк России» ……………………………………………………………………………………….59
3.3. Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»……..…………………………………………………65
Заключение……………………………………………...........................................95
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литeрaтуры……………………………………………

Файлы: 1 файл

dfgdf(1).docx

— 342.64 Кб (Скачать файл)

В России, западная модель финансовой компании вряд ли найдет широкое распространение. В силу специфики лицензирования и для гибкости бизнеса нерезидентам здесь удобнее открывать дочерний банк и ряд компаний, оказывающих смежные услуги. Западные автогруппы уже имеют опыт организации подобных банков. К примеру, в Германии действует DaimlerChrysler Bank и BMW Bank, а General Motors в 2004 г. создала GMAC Automotive Bank.

Размер компаний автогигантов несопоставим с емкостью российского рынка. Годовые доходы BMW Financial Services - 15 млрд. евро, а DaimlerChrysler Financial Services - 16 млрд. евро, в то время как размер российского рынка автокредитов достигает около 10,5 млрд евро. К тому же численность персонала компаний сопоставима с крупными российскими банками. Таким образом, с точки зрения масштабов бизнеса, сектор финансовых компаний сопоставим с российской банковской системой. Не следует думать, что иностранцы «затопят» наш рынок деньгами и будут работать себе в убыток. Их действия будут укладываться в ту конъюнктуру, которая складывается хотя и на развивающемся, но все еще очень хрупком рынке.

Деятельность дочерних компаний строится на трех операциях - автокредитование дилеров и розничных покупателей, лизинг, а также страхование продаваемых машин. Из них в России банки наиболее развернули пока что только автокредитование. Направления деятельности могут выносится в отдельные организации. Например, финансовый бизнес BMW ведется несколькими учреждениями группы: BMW Bank, BMW Finanz Verwaltungs и BMW Leasing. Toyota Motor Corporation через два подразделения Toyota Financial Services Corporation и Aioi Insurance Co. владеет Overseas Sales Finance Companies, Toyota Finance Corporation, Toyota Financial Services Securities Corporation, Toyota Asset Management Co. и Toyota Accounting Service Co., которые обеспечивают весь спектр финансовых услуг.

Еще десять лет назад лизинг приносил наибольший доход финансовым подразделениям автогигантов. Однако сегодня он приносит одни хлопоты. Выпуск новых марок и падение цен на старые автомобили привели к тому, что лизингодателям стало невыгодно выполнять свои обязательства. К концу действия лизингового контракта "остаточная стоимость" автомобиля оказывалась выше его рыночной цены. В результате неустойчивого соотношения цен на старые и новые автомобили со второй половины 1990-х гг. доля лизинговых операций начала падать. В России автокредитование больше напоминает именно финансовый лизинг - когда в качестве обеспечения банк сохраняет за собой право собственности на автомобиль, пока фактический владелец его не выкупит.

Другой бизнес финансовых подразделений автогигантов - розничное кредитование. Около 40% в Европе и США продаж автомобилей в розницу происходит именно за счет кредитования. На наш взгляд, хотя иностранцы и обладают огромными ресурсами, им предстоит еще побороться за доходную розницу. Текущее конкурентное преимущество отечественных банков - развитая сеть продаж банковских продуктов.

Наконец, дочерние компании автопроизводителей выдают кредиты для автомобильных дилеров (так называемые «wholesale motor vehicle loans»). Динамика кредитования автодилеров фактически повторяет объемы продаж автомобилей. В значительной степени их взаимодействие с дилерами построено на основе оперативного финансирования запасов, получившего название «floor-planning». Около 40% кредитов автомобильным дилерам финансируются за счет секьюритизации активов - иными словами, финансовые компании перекладывают риски на плечи инвесторов. За последнее десятилетие темпы прироста секьюритизированных активов финансовых компаний стабильно превышают 20%. В России подобное невозможно - сделки по секьюритизации носят единичны характер. Отечественный финансовый рынок неразвит, в результате чего секьюритизированные активы продаются за рубеж. Аналогичным образом местные дочерние компании автопроизводителей будут финансировать свои операции за счет западных ресурсов материнской организации.

Если принять во внимание ограничения на деятельность иностранцев, вряд ли они смогут быстро и легко вытеснить наши банки с рынка автокредитов. Во-первых, у них нет сети продаж, благодаря которой универсальные банки лидируют во всех розничных нишах. Во-вторых, автодилеры захотят сохранять «статус кво», поддерживая отношения одновременно с несколькими банками и препятствуя монополизации финансовых услуг иностранцами. В третьих, нужно понимать, что специфика иностранцев - это, прежде всего, вспомогательный бизнес, призванный поддержать продажи материнской организации. Рынок кредитов на приобретение поддержанных автомобилей всегда останется за местными банками. Учитывая, что накопленный автопарк многократно больше числа новых машин и около 70% клиентов приобретают поддержанные автомобили, нашим банкам есть, где размахнуться.

Мировые автопроизводители не случайно резко заинтересовались российским банковским сектором. Как отмечает большинство экспертов, российский рынок автокредитования все еще имеет огромный потенциал.  
В настоящее время действуют совместные кредитные программы между некоторыми автопроизводителями и российскими банками: Nissan Finance, Infiniti Finance, GM Finance, Renault Credit, в которых кредитные ставки ниже, чем при обычных банковских предложения. В дальнейшем иностранные автокомпании хотят забрать всех потребителей себе.  
Для иностранных автопроизводителей продавать автомобили через собственные банки гораздо выгоднее, потому что они устанавливают дотации на кредитные ставки, соответственно, имеют низкие ставки по кредитам, что привлекает потребителей. Дешевые автокредиты привлекают и увеличивают объемы продаж у тех марок, которые внедрились в банковский сектор. Кроме того, активное развитие иностранных автобанков может существенно увеличить долю автокомпаний в сегменте коммерческого транспорта.

Российский потребитель от прихода на рынок страхования иностранных банков только выиграет. Собственные банки иностранных автопроизводителей предлагают клиенту лучшие условия, нежели российские банки. Причина этого в том, что себестоимость средств у них значительно меньше, а размер комиссии ограничивается автопроизводителями, так как условия автокредитования - это еще одно поле конкурентной борьбы. Часто можно увидеть в рекламе ставки близкие к нулю, и, в отличие от потребительских кредитов, где существует множество скрытых комиссий, стоимость автокредитов обычно близка к заявленной.

Опыт автокредитования иностранными банками российских заемщиков на данный момент положительный. Иностранные банки снижают процентные ставки по своим автомобилям, тем самым, увеличивая спрос, и долю своего присутствия на рынке автокредитования.

 

Выводы по первой главе.

Для развития банковского сектора наиболее доходным является рынок потребительского кредитования , который дает банкам достаточно высокий уровень доходности.

Автокредит – как один из видов потребительского кредита является очень привлекательным для всех игроков банковского сектора. Исследовав сущность автокредитования .можно сделать выводы , что данный банковский продукт является ликвидным и менее рисковым для банка нежели нецелевые потребительские кредиты , так кК оформление залога на автомобитель деляет его обеспеченным.

Рынок автокредитования в России развивается бурными темпами и доля автомобилей купленных в кредит растет с каждым годом. Рост данного сегмента рынка делает его интересным для иностранных банков, а мировые автопроизводители не случайно резко заинтересовались российским банковским сектором. Как отмечает большинство экспертов, российский рынок автокредитования все еще имеет огромный потенциал.

Однако следует заметить ,что вытеснить банки России с рынка автокредитования им вряд ли удастся.

 

 

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ.

2.1. Анализ рынка автокредитования России.

Рынок автокредитования в России динамично развивается, представляя в настоящее время один из наиболее востребованных продуктов банковской розницы. По данным, приводимым агентством «Росбизнесконсалтинг», объем российского рынка автокредитования по итогам первого полугодия 2014 года составил 28,21 млрд. долларов США, по отношению к аналогичному периоду 2013 года рынок вырос до 30%. Всего за первые шесть месяцев 2014 года было выдано около 274 тыс. кредитов на покупку автомобилей против 187 тыс. в первом полугодии 2013 года.

В начале 2014 года рынок автокредитования набирал обороты, но ближе к концу года резко пошел вниз ,из – за нестабильности в экономике.На рис. 2.1  можно проследить динамику доли кредитных автомобилей за период с 2010 – по 2014г.г. На автокредиты на сегодняшний день приходится 27% общего портфеля розничного кредитования России.

Рис. 2.1. Динамика доли «кредитных» автомобилей в общем объеме продаж на российском рынке в 2010-2014 гг., %

 

Большинство автомобилей купленных в кредит иностранного поизводства. Некоторые банки на рынке услуг автокредитования не предоставляют кредит для покупки автомобилей отечественных марок даже в настоящее время. Данная тенденция прослеживается на протяжении всего времени развития данного сегмента рынка.


 

Рис.2.2.Динамика доли «кредитных» автомобилей зарубежных марок в общем объеме продаж иномарок в 2010-2014 гг., %

 

Наблюдаемая тенденция стабильного роста рынка автокредитования берет начало в 2011 году. Так, если в начале 2010 года услугу автокредитования в России предоставляло лишь около 20 банков, то в 2011 году в этом сегменте рынка банковских услуг только в Москве действовало уже более 40 игроков. К началу 2012 года ставки по рублевым кредитам снизились до 18-20%, а по валютным кредитам - до 10-12%. Сроки кредитования увеличились до трех-семи лет.

Согласно данным «Автостата», в 2010 году с использованием кредитных схем было продано около 1,95 млн. автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 19,5 млрд. долларов США. В 2011 году прирост рынка составил около 100 тысяч автомобилей в натуральном выражении и около 21 млрд. долларов США – в денежном выражении. В 2012 году по кредитным схемам уже было продано порядка 2,18 млн. автомобилей, а объем рынка в денежном выражении составил порядка 21,42 млрд. долларов США. Следующий – 2013 год показал более чем 40-процентный рост рынка автокредитования, по кредитным схемам было продано порядка 2,58 млн. легковых автомобилей на сумму в 30,5 млрд. долларов США. В 2014 году произошел спад интереса к автокредитованию и и по кредитным схема было продано 2,3 млн. автомобилей, объем рынка в денежном выражении равен 28,21 млрд.долл. США.

Одной из наиболее актуальных задач для банков, действующих на российском рынке автокредитования, в настоящее время является выход в регионы. Согласно оценкам экспертов и игроков рынка, сегодня банки удовлетворяют спрос на автокредиты в регионах не более чем на 35%. Во многом именно с этим обстоятельством связано стремление многих столичных банков к выходу и расширению представленности в нестоличных регионах, упор в стратегии развития на расширение сети филиалов и отделений.

Наряду с тенденцией к развитию межрегиональных филиальных сетей банками, действующими на рынке автокредитования в России, также набирает силу тенденция к выходу финансовых подразделений западных автоконцернов. В частности, открытие в России собственных банков рассматривают BMW, DaimlerChrysler, Toyota Motor Corporation.

Недавно японский автогигант Toyota объявил о том, что откроет в России собственный банк, который под низкий процент станет кредитовать покупателей автомобилей Toyota и Lexus, а также дилеров этих марок. Известно, что Toyota Bank готов предложить российским клиентам более привлекательные условия кредитования по сравнению с условиями универсальных розничных банков.

Германо-американский автоконцерн DaimlerChrysler и баварская BMW объявили о намерении создать в России свои финансовые подразделения, которые будут специализироваться на рынке услуг автокредитования. По мнению экспертов, данное событие станет серьезным испытанием на прочность для отечественных банков, работающих в сфере автокредитования.

Финансовые подразделения западных автоконцернов могут предложить российскому потребителю более выгодные условия автокредитования, предлагая кредиты «напрямую», и соответственно имея возможность снижения ставок кредитования по сравнению с российскими банками. Открытие в России собственных банков ведущими западными автоконцернами, очевидно, будет способствовать увеличению конкуренции в сегменте автокредитования, а также формированию более привлекательных клиентских предложений. В данном контексте примечательна мысль, высказываемая некоторыми экспертами рынка относительно того, что российские банки и в будущем сохранят за собой значительную долю рынка автокредитования за счет работы с отечественными производителями автомобилей.

Помимо намерений западных автоконцернов относительно открытия в России собственных финансовых представительств, необходимо отметить, что уже сегодня ведущие европейские производители внедряют на российском рынке автокредитования программы поддержки собственной продукции. В частности, концерном Ford введены ставки 4,9% годовых на покупку в кредит своих автомобилей, для автомобилей Audi действует ставка 5% годовых, субсидируемая самим производителем.

Среди потребителей услуг автокредитования эксперты и представители игроков российского рынка выделяют три основные группы:

1. Потребители со средним месячным доходом 1000-2000 долларов США. Это, как правило, менеджер среднего или младшего звена, работающий в известной международной компании, с семьей, имеющий одного или двух детей. Кредиты для таких заемщиков обычно рассчитаны на два года, стоимость приобретаемого в кредит автомобиля составляет 15-20 тыс. долларов США. Часто представители рассматриваемой группы предпочитают воспользоваться спецпрограммами, позволяющими получить кредит без первоначального взноса. Покупатели этой группы составляют до 30% всех клиентов автокредитования.

Информация о работе Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»