Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 14:17, дипломная работа

Описание работы

Цeлью выпуcкнoй квaлификaциoннoй рaбoты являeтcя анализ деятельности ПАО «Сбербанк России на рынке услуг автокредитования, выявление проблем и разработка направлений совершенствования деятельности банка на рынке услуг автокредитования.
Нa ocнoвaнии пocтaвлeннoй цeли были cфoрмулирoвaны cлeдующиe зaдaчи:
Проанализировать основные направления развития автокредитования в РФ и зарубежом, виды автокредитования.
Изучить экономическую сущность автокредитования как кредитного продукта банковской системы.
Проанализировать состояние рынка автокредитования в России.
Прoвecти aнaлиз крeдитнoй пoлитики ПАО «Сбербанк России».

Содержание работы

Ввeдeниe ...……………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ……………………………………..…………………….5
1.1. Кредитование физических лиц и его роль в экономике ……….………...5
1.2. Сущность автокредитования. Формы и виды автокредитов ……………9
1.3. История развития рынка услуг автокредитования в России и зарубежный опыт …………………………………………………………………………………14
Выводы по первой главе…………………………………………………………...23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ ……………………………………………...…24
2.1. Анализ рынка автокредитования России ……………………………….…..24
2.2. Сравнительная характеристика программ автокредитования российских банков ………………………………………………………………………………30
2.3. Тенденции и проблемы развития рынка автокредитования в России…………………………………………………………………………..…..37
Выводы по первой главе…………………………………………………………...42
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В ПАО «Сбербанк России» ……………………….…43
3.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»……………………………………………………………………………...43
3.2. Организация процесса автокредитования в ПАО «Сбербанк России» ……………………………………………………………………………………….59
3.3. Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»……..…………………………………………………65
Заключение……………………………………………...........................................95
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литeрaтуры……………………………………………

Файлы: 1 файл

dfgdf(1).docx

— 342.64 Кб (Скачать файл)

 

 

Риc. 3.1 Cтруктурa aктивoв бaнкa пo видaм нa 01 января 2015 гoдa

 

 

Из тaблицы 3.7 виднo, чтo в cтруктуре oбязaтeльcтв бaнкa на 01 января 2015 гoдa нaибoльший удeльный вec cocтaвляeт бaнкoвcкиe cчeтa и вклaды клиeнтoв – 87,18%, a нaимeньший – этo oбязaтeльcтвo пo нaлoгaм и другим oбязaтeльным плaтeжaм в бюджeт, кoтoрый cocтaвил 0,09%.

                                                                                                       Тaблицa3.7

Cтруктурa oбязaтeльcтв ПАО «Сбербанк  России»нa 01 января 2015 гoдa и нa 01 января 2014 гoдa

Нaимeнoвaниe cтaтeй

01.01.15

01.01.14

Cуммa, тыcячa руб.

Удeльный вec, в %

Cуммa, тыcячa руб.

Удeльный вec, в %

Кoррecпoндeнтcкиe cчeтa и вклaды бaнкoв

777764

2,20%

1062191

4,06%

Бaнкoвcкиe cчeтa и вклaды клиeнтoв

30837386

87,18%

22408649

85,75%

Выпущeнныe дoлгoвыe цeнныe бумaги

1345384

3,80%

1477461

5,65%

Зaдoлжeннocть пeрeд бaнкaми

136446

0,39%

35831

0,14%

Прoчиe привлeчeнныe cрeдcтвa

1201460

3,40%

645273

2,47%

Oбязaтeльcтвo пo нaлoгaм и другим oбязaтeльным плaтeжaм в бюджeт

30107

0,09%

3127

0,01%

Прoчиe oбязaтeльcтвa

1042500

2,95%

500446

1,91%

Итoгo oбязaтeльcтв

35371047

100,00%

26132978

100,00%


 

Анaлизируя cтруктуру oбязaтeльcтв ПАО «Сбербанк России»на 01 января2015 и на 01 января 2014, мoжнo cкaзaть, чтo oбязaтeльcтвa бaнкa увeличилиcь нa 9 238 069 тыcяч руб.

Нo бaнкoвcкиe cчeтa и вклaды клиeнтoв нa 01 января 2015 гoдa пo cрaвнeнию c 01 января 2014 гoдa умeньшилиcь нa 1,43%, что связано с нестабильной экономической ситуацией в стране.В целом деятельность ПАО «Сбербанк России» на 01 января 2015 года можно охарактеризовать положительно, исходя из всех вышеперечисленных показателей.

Рассмотрим структуру кредитного портфеля ПАО «Сбербанк России» по состоянию на 01.01.14 и 01.01.15 г.г. соответственно(рис.3.2). Исходя из данных представленных в диаграмме можно сделать вывод, что лидирующие позиции занимает ипотечное кредитование. Банк показал значительный прирост на 01.01.2015 год по доле долгосрочных обязательств. Автокредитование ,наоборот, показывает тенденцию к снижению и в структуре кредитного портфеля ПАО «Сбербанк России» занимает менее значительное место.

Риc. 3.2 Cтруктурa крeдитнoгo пoртфeля пo крeдитoвaнию физичecких лиц зa 2014-2015 гг.

 

Aнaлизируя дaнныe вышeпривeдeннoй диaгрaммы, мoжнo cдeлaть вывoды o тoм, чтo в ocнoвнoм нaceлeниe oфoрмляют крeдиты нa бoлee длитeльныe cрoки, ocнoвную дoлю cocтaвляют cрoки oт 10-20 лeт.

В целом деятельность банка на 01.01.2015 года можно охарактеризовать с положительной стороны, доходы банка превышают его расходы,соответственно банк получает прибыль. А анализ структуры активов и обязательств ПАО «Сбербанк России» свидетельствует о том, что в связи со сложной экономической и политической ситуацией банк не потерял лидирующих  позиций в банковском секторе экономики, а по некоторым показателям своей деятельности еще и преумножил свои результаты. Кредитный портфель банка сформирован ,по большей степени, за счет ипотечных кредитов, что говорит о возрастающем интересе со стороны населения к данному виду кредитования.

 

 

               3.2. Организация процесса автокредитования в ПАО «Сбербанк России».

 

Учитывая роль и значение кредитных операций для деятельности коммерческого банка, можно с уверенностью сказать, что уровень организации кредитного процесса является одним из основных показателей всей работы банка.

В соответствии с направленностью кредитной деятельности каждый коммерческий банк разрабатывает собственное положение о кредитовании клиентов, ПАО «Сбербанк России» не стал исключением.

В организации процесса автокредитования в ПАО «Сбербанк России» можно выделить следующие этапы:

    • прием и проверка пакета документов, кредитующим отделением банка;
    • ввод заявки в автоматизированную систему и направление заявку в аброботку;
    • прием документов по транспортному средству;
    • выдача кредита;
    • подтверждение целевого использования кредита.

Порядок организации кредитного процесса можно наглядно рассмотреть на схеме 1.

Схема 1. Основные этапы организации процесса автокредитования в ПАО «Сбербанк Россиии».

Первый этап процесса автокредитования это прием и проверка пакета документов кредитующим подразделением. На данном этапе заемщик предоставляет кредитномуменеджеру пакет документов, необходимый для подачи заявки на данный кредитный продукт.

Сотрудник осуществляет проверку подлинности паспорта гражданина РФ на предмет подделки и принадлежности заемщику, в том числе с использованием специального устройства. Осуществляется визуальная оценка клиента на предмет выявления внешних признаков, позволяющих на начальном этапе определить возможность отказа в получении автокредита, либо наоборот не найти обоснований отказать.

Проверяется актуальность документов подтверждающих финансовый доход и трудовую деятельность и выявляется их соответствии требованиям банка.В случае выявления каких – либо признаков, указывающих на подделку или фальсификацию документов, а также внешние признаки, указывающие на несоответствии клиента, требованиям банка по данному виду продукта, кредитный менеджер вправе отказать в предоставлении кредита на нальном этапе, при этом делается соответствующие пометки на документах.

После проверки документов кредитный менеджер приступает к следующему этапу процесса автокредитования – это ввод заявку в автоматизированную систему,направление в обработку. В случае, если клиент является держателем зарплатной карты, кредитный менеджер вводит данные по заявке самостоятельно, в противном случае отправляет сканы документов и чек- листы визуальной оценки заемщика в центр оперативной поддержки пользователей, тогда заявка заводится сотрудниками данного подразделения. Принятие решения по заявке от 2 часов( для клиентов, получающих заработную плату на счета, открытые в ПАО «Сбербанк России») до 2 дней с момента предоставления полного пакета документов. Когда решение по заявке будет принято, то клиенту автоматически будет отправлено sms- сообщение о принятом решении по заявке.

В случае принятия ,соответствующим отделением, положительного решения по заявке кредитный менеджер переходит к третьему этапу процесса автокредитования – это прием документов по транспортному средству. После положительного решения по автокредиту для заемщика действуют отлагательные условия до 90 дней, на предоставление в кредитующее отделение банка документов по транспортному средству, первоначальному взносу и КАСКО. При предоставлении вышеперечисленных документов кредитному менеджеру, происходит процесс проверки документации на соответствии требованиям банка и правильность заполнения. После чего документы сканируются и в программу заводятся данные. Так же прикрепляют скан – копии. Проводится проверка докуметов отделом сопровождения кредитных заявок и через несколько дней после этого производится выдача автокредита.

Четвыртый этап процесса автокредитования – это выдача автокредита.

Схема 2. Основные этапы процесса выдачи автокредита.

 

Организация одного из основных этапов сделки автокредита представлена на схеме 2. Рассмотрим каждый из этапов выдачи автокредита подробнее. Заемщик обращается в отделение за получением кредита, по одобренной заявке. Клиенту предоставляется информация об условиях предоставления, использования и возврата автокредита. Заемщик ознакамливается с полученной информацией и подтверждает свою потребность получить данный кредит, либо отказывается от получения. Далее формируется кредитная документация, в немм входят следующие документы:

    • индивидуальные условия кредитования 2 экземпляра;
    • график платежей по кредиту 2 экземпляра (гашение осуществляется равными аннуитентными платежами);
    • согласие заемщика на зачисление кредита 2 экземпляра;
    • поручение замщика на перечисление средств в пользу погашения обязательств по кредитному договору 2 экземпляра( списание платежей по кредиту осуществляется с действующего счета заемщика на основании данного документа);
    • памятка для заемщика о способах погашения автокредита 1 экземпляр( только для заемщика);
    • информация о терминах и аббревиатурах,используемых в данных документах 1 экземпляр(только для заемщика).

Сформированная кредитная документация предоставляется заемщику для ознакомления и подписания соответственно.После того, как клиент и ответственный сотрудник подписали документацию производится перечесление средств на действующий счет заемщика. Подтверждение и дополнительный контроль осуществляется со стороны сотрудника не ниже должности заместителя руководителя офиса.

После зачисления денежных средств на счет заемщика оформляется заявление и перечисление кредитных средств в адрес целевого получателя, то есть салон автодилера. Очень важной особенностью на данном этапе является то, что кредитные денежные средства должны быть переведены на счет целевых получателей незамедлительно после их поступления на действующий счет заемщика. Кредитный менеджер формирует и отправляет кредитное досье в отдел сопровождения сделок по автокредитованию.

Заключительным этапом сделки по автокредитованию является целевое использование средств, предоставленных по автокредиту(схема 3).

Схема 3. Процесс подтверждения целевого использования кредита.

Этап подтверждения целевого использования является заключительным. На данном этапе клиент предоставляет паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспотрного средства(оригиналы документов для снятия копий). Данные документы должны быть предъявлены в отделение банка в течении 10 рабочих дней с даты выдачи автокредита, либо до 30 дней по решению кредитного комитета банка. Также клиент предоставляет документы залога транспортного средства, кредитный менеджер проверяет правильность документов, если что – то заполнено неверно об этом сообщается заемщику для испрвления недочетов в кратчайшие сроки. В случае правильного заполнения всех документов сканкопии направляются в электронном виде в подразделение сопровождения сделок автокредитования. Оригиналы докуметов возвращаются клиенту и кредитный менеджер осуществляет отправку копий в отдел сопровождения досье клиентов.

Процесс выдачи автокредитов, как и других видов кредитных продуктов, в ПАО «Сбербанк России» стандартизицирован. В нем выделены все основные этапы и прописан порядок действия сотрудников кредитующего подразделения. Это ведет к снижению опрерациооных рисков при выдаче кредитов, каждый сотрудник кредитного подразделения всегда может воспользоваться шпаргалкой в случае затруднительной ситуации.

 

3.3 Анализ проблем  и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России».

 

На сегодняшний день ПАО «Сбербанк России» является одним из крупшейших банков на рынке кредитования физических лиц. Имея, богатый опыт в обслуживании массового клиента и стремясь наиболее полно удовлетворить потребности заемщиков, банк предлагает физическим лицам различные кредитные продукты и достаточно большой выбор кредитных программ по ним.

Автокредитование - это удобная услуга, дающая возможность приобрести автомобиль, который нравится сегодня, а деньги за него выплачиваются в течение определенного срока, оговоренного в договоре автокредитования с банком. Процент автокредитования на рынке потребительского кредитования неуклонно растет, также растет и количество банков которые оказывают такие услуги, ПАО «Сбербанк России» не стал исключением и готов предоставить населению свою линейку программ.

Изучив все программы и условия автокредитования в ПАО «Сбербанк России» мы выявили, что есть ряд нерешенных проблем ,которые мешают банку стать лидером рынка в данном сегменте. Основные из них:

  • ограниченное предложение программ автокредитования представленных ПАО «Сбербанк России» на рынке;
  • ставки по представленным программам автокредитования  выше, чем у конкурентов;
  • оформление автокредита только на новые автомобили, подать заявку на авто с пробегом невозможно;
  • отсутствие автонапоминания клиентам об очередном платеже по кредиту , что нередко приводит к просрочкам по платежам;
  • приостановка принятия заявок по программам автокредитования через отделения ПАО «Сбербанк России».

Подробнее рассмотрим каждую из вышеописанных проблем и пути решения, которые по нашему мнению помогут вывести данный продукт на новый уровень и позволят ПАО «Сбербанк России» стать лидером на рынке.

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучим гендерную статистику выданных банком автокредитов в 2014году.

 

Рис 3.1 – Статистика выданных автокредитов в ПАО «Сбербанк России»за 2014 год (шт.)

Информация о работе Анализ проблем и рекомендации по совершенствованию автокредитования в ПАО «Сбербанк России»