Диагностика направленности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:05, реферат

Описание работы

Предмет исследования – направленность личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.
Как уже отмечалось, различные отношения человека к другим людям, к себе и к своему делу проявляются в соответствующих видах направленности его личности (личной, общественной, деловой) и обуславливают его жизнедеятельность. В связи с этим, мы предположили, что названные виды направленности, связанные с отношениями человека, представлены в содержании личностной направленности неодинаково.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ……………….6
1.1. Направленность как интегральная характеристика личности ………6
1.2. Социально-психологическая характеристика юношеского возраста (от 17 до 20—23 лет)………………………………………………………....12
Выводы………………………………………………………………………19

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ………………………….20
2.1. Организация и методы исследования ………………………………. 20
Выводы ……………………………………………………………………. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….38

Файлы: 1 файл

Диагностика направленности личности в юношеском возрасте.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"КАЗАНСКИЙ(ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ"

В Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

на тему:

«Диагностика направленности личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр.2313

Мусин.Р.М.

Проверил:

Грудева Л. Ю.

 

 

 

 

 

Набережные Челны

 

2013г.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….…3

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ……………….6

     1.1. Направленность как интегральная характеристика личности ………6

          1.2. Социально-психологическая характеристика юношеского возраста (от 17 до 20—23 лет)………………………………………………………....12

          Выводы………………………………………………………………………19

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ………………………….20

          2.1. Организация и методы исследования ………………………………. 20

          Выводы ……………………………………………………………………. 36

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….38

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………40

       

 

 

     

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях становится важным становление личности и индивидуальности каждого человека, формирование социально жизнеспособной личности. Особое значение этот процесс приобретает в юношеском возрасте (от 17 до 20-23 лет), т.к. социальная ситуация развития в юности, так же как и в старшем школьном возрасте – ситуация выбора жизненного пути. То, какой выбор будет сделан в юности, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций. В это же время наблюдается переход самосознания юношества на качественно новый уровень, что также существенно влияет на процесс формирования ценностных ориентаций личности, дальнейшее развитие ее мотивационной сферы, которая и определяет ее направленность, детерминирующую поведение человека, его поступки.

Теоретические проблемы направленности личности нашли наиболее полную разработку в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, А.Г. Ковалева, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, М.Н. Пейсахова, К.К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, и др.

Несмотря на различие трактовок личности, существующих в отечественной психологии, направленность выделяется во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики [1], [2], [11], [19], [22].

Направленность личности рассматривается как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые  ориентируют деятельность личности и относительно независимы от наличных обстоятельств [19]. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [4].

Направленность личности определяет инициативное поведение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В содержании направленности выделяют два основных образования:

1) потребности и их  модификации — мотивы, установки,  идеалы, мечты;

2) отношения личности  и их модификации — внутренние позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания [17].

Являясь важнейшей характеристикой человека, интегральным целостным свойством, регулирующим его деятельность и активность, направленность имеет огромное воспитательное значение. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы развития направленности в условиях образования и, особенно, в юношеском возрасте, в период выбора жизненного пути, подготовки к будущей профессии и ее освоения.

Исследование направленности личности представляет как теоретический, так и практический интерес, поскольку формирование общественно полезной и действенной направленности учащихся различных учреждений образования (вузов, колледжей и т.д.) является важнейшей воспитательной задачей.

Несомненная актуальность исследования проблемы направленности личности в юношеском возрасте определила тему настоящей работы – «Диагностика направленности личности в юношеском возрасте» и позволила сформулировать ее цель: – изучить особенности направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.

Объектом исследования является направленность личности.

Предмет исследования – направленность личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.

Как уже отмечалось, различные  отношения человека к другим людям, к себе и к своему делу проявляются в соответствующих видах  направленности его личности (личной, общественной, деловой) и обуславливают его жизнедеятельность. В связи с этим, мы предположили, что названные виды направленности, связанные с отношениями человека, представлены в содержании личностной направленности неодинаково.

Гипотеза исследования: деловая и общественная направленность личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь будут преобладать над личной направленностью.

Задачи исследования:

1.Проанализировать научную  литературу по исследуемой теме.

2.Разработать понятийный  аппарат исследования.

3. Подобрать методику изучения направленности личности.

4. Провести эмпирическое  исследование.

5.Обработать полученные  результаты с помощью методов математической статистики и проанализировать их.

6. Осуществить статистическую  проверку гипотезы

7.Обобщить выводы по  исследуемой теме и подвести  итоги исследования.

Экспериментальная база исследования – Могилевский Колледж МВД Республики Беларусь. В исследовании приняли участие 28 курсантов названного учреждения образования в возрасте 19-22 лет.

В качестве основных методов исследования были использованы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме, ориентационная анкета Б. Басса и методы статистической обработки данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

 

1.1. Направленность как интегральная характеристика личности

 

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности, в которых даны различные определения этого понятия (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Я.Л. Коломинский, Б.В. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.). Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность так или иначе выделяется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности, т.е. направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [4].

Понятие «направленность  личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, человека. Он считал, что проблема направленности — это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает. Понимая направленность как интегральное целостное свойство, регулирующее деятельность человека, его активность, С. Л. Рубинштейн не ограничивал направленность лишь одним соотношением мотивов и подчеркивал, что направленность личности находит свое выражение не только в ее потребностях, но и в интересах, идеалах, склонностях и устремлениях [19].

В психологии существуют различные определения понятия  направленности. Например «смыслообразующий  мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее  отношение» (В.Н. Мясищев), «основная  жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили) [10].

Практически все психологи  под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. У Б. И. Додонова — это система потребностей; у Л. И. Божович и Р. С. Немова — система или совокупность мотивов, у К. К. Платонова — совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений и т. д . [4].

Чаще всего в научной  литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований — это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане [11]. Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований, т. е. отражает доминанту, становящуюся вектором поведения [2].

Содержательная характеристика личностной направленности понимается психологами по-разному: как своеобразно переживаемое избирательное отношение человека к действительности, влияющее на его жизнь и деятельность, которое в известной степени мотивирует и организует ее [4], и как «избирательную активность личности в ее отношениях и деятельности» [12].

В качестве основной характеристики направленности личности выдвигается избирательность отношений [12], «личностная позиция», установка, линия поведения человека в данной ситуации, обнаруживающаяся в реакциях на происходящие события и действия человека [24].

Некоторые авторы рассматривают  направленность как совокупность потребностей, интересов, идеалов, как «особенности тенденции поведения и действий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношения к другим лицам, к себе, к своему будущему и т. д.» [26].

Указывается, что направленность есть самое существенное в характеристике личности, ее социальная и нравственная ценность, и что направленность более эффективно формируется и обнаруживается в деятельности человека [11].

Л. И. Божович писала, что  «в жизнедеятельности ребенка постепенно формируются такого рода мотивы, которые  приобретают для него ведущее значение и тем самым подчиняют себе все другие его мотивы. Наличие устойчиво доминирующих мотивов поведения и деятельности ребенка и создает направленность его личности» [2, с. 333].

По мнению В. С. Мерлина, направленность личности может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе [11].

М. С. Неймарк рассматривает три группы мотивов, связанные с отношениями человека к другим людям, к себе и к своему делу и характеризующие направленность его личности: мотивы общественные — коллективистские, гуманистические, связанные с заботой о других людях, с любовью к ним, с чувством долга перед обществом и зависимостью от него и т. д.; мотивы личные — связанные с собственным благополучием, личным первенством, успехом, престижем, удовольствием, властью и т. д.; мотивы деловые — идущие от интереса к окружающему миру, к объекту, к процессу познания и деятельности [13]. В зависимости от преобладания тех или иных мотивов различают три вида направленности личности: общественная, личная и деловая. Общественная направленность проявляется как доминирующее стремление действовать в интересах других людей, своего коллектива или общества в целом; личная направленность — в доминировании личных мотивов, в стремлении к самоутверждению, престижу, собственной выгоде, благополучию и т. п.; деловая направленность — как доминирующее стремление человека, вызываемое интересом к познанию и деятельности [13].

Д.И. Фельдштейн выделяет следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную [цит. по 4]. Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу. Внутри этого типа авторы выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности, и с индивидуалистической акцентуацией, при которой для человека наиболее важным является он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравнению с собственной, несколько ниже. Эгоистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным — к обществу. Внутри этого типа также выделены два подтипа: а) с индивидуалистической акцентуацией — ценность для человека собственной личности так же высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая (отрицательное отношение к окружающим), хотя об абсолютном отвержении и игнорировании их речи нет; б) с эгоцентрической акцентуацией — ценность собственной личности для человека не очень высока, концентрируется он только на себе самом; общество для него не представляет почти никакой ценности, отношение к обществу резко отрицательное. Депрессивная направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое. Суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

Информация о работе Диагностика направленности личности