Государственное регулирование инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процесса регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
– рассмотреть экономическую сущность и содержание инвестиций;
– дать общую оценку инвестиционной ситуации в России;
– рассмотреть возможные пути повышения инвестиционной активности;
– ознакомиться с методами государственного регулирования инвестиционного процесса;
– рассмотреть социальные функции инвестиционной политики государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность, содержание и состав инвестиций 5
1.1 Инвестиции и их место в экономической системе 5
1.2 Общая оценка инвестиционной ситуации в России 12
1.3 Пути повышения инвестиционной активности 15
2. Государственное регулирование инвестиционным процессом 21
2.1 Прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционного процесса 21
2.2 Регулирование сфер и объектов инвестирования 22
2.3 Проблемы бюджетного финансирования инвестиций 27
Заключение 30
Cписок использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

инвистиция курсовик.docx

— 53.35 Кб (Скачать файл)

–   Важным условием, определяющим готовность к осуществлению инвестиций, является достаточный уровень прибыльности производственной деятельности по сравнению  с торговлей и спекуляциями на финансовом рынке, которые до сего времени обеспечивали весьма быстрый и высокий доход.

При выборе критериев расширения экономической  деятельности директора российских предприятий назвали в качестве главных следующие: максимизацию или  повышение прибыли (31%), рост зарплаты и прибыли (24%), рост среднего уровня зарплаты (26%), рост объема выпуска продукции (51%), повышение уровня занятости (36%), рост доходов управленческого персонала (24%), государственных субсидий (2%).

Обследования  показали, что в настоящий момент уровень загрузки производственных мощностей является невысоким (в  среднем порядка 60%), и руководители предприятий не считают нехватку оборудования фактором, ограничивающим производство. Таким образом, обследования не обнаружили потребность предприятий  в инвестициях. На самом деле это  не так. Потребность в инвестициях  высока и весьма насущна. Государство  постоянно должно принимать меры по активизации инвестиционной деятельности.

Можно наметить следующие основные пути повышения  инвестиционной активности: создание финансово-промышленных групп, защита прав собственности, совершенствование  налогового законодательства в направлении  стимулирования инвестиций, развитие лицензирования и контрактного права.

Рассмотрим  эти пути повышения инвестиционной активности более подробно.

1. Создание  финансово-промышленных групп. Создание  холдинга готовит почву для  осуществления систематической  инвестиционной деятельности. Создание  холдинга позволяет расширить  диапазон деятельности всех его  участников за счет создания  новых фирм и выкупа акций  с целью установления контроля  над существующими фирмами, осуществления  коммерческой деятельности через  посредство крупного концерна, совершенствования  организационной структуры и  структуры управления, укрепления  экономических связей, снижения  уровня налогообложения и распределения  рисков между фирмами, контролируемыми холдингом.

Обычно  финансово-промышленные группы создаются  с целью объединения предприятий, являющихся звеньями единой технологической  цепочки, либо родственных по характеру  или типу производства. Другая цель – привлечение в группу организаций, способных предоставить финансовые средства или привлечь внешних инвесторов.

2.  Защита  прав собственности. Инвестиционная  деятельность, как и любое другое  экономическое явление, осуществляется  в определенном правовом пространстве, которое может либо стимулировать  инвестиции, либо создавать препятствия  на их пути. С точки зрения  инвестиционной деятельности, наиболее  важными областями законодательства  являются налоговое и контрактное  законодательство, а также предоставление  лицензий на занятие различными  видами экономической деятельности.

Необходимо, чтобы экономическое законодательство страны отличалось устойчивостью и  стимулировало экономический рост и стабильность. Чрезвычайно важно  разработать высококачественные правовые акты и нормативные документы, способствующие возникновению и развитию новых  видов экономической деятельности. Однако, не менее важно обеспечить строгий контроль за соблюдением  законов.

3. Налоговое  законодательство в области инвестиций. Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых при принятии  инвестиционных решений, является  объем и структура налогообложения.  В идеале структура налогообложения,  необходимыми характеристиками  которой являются простота и  стабильность, должна благоприятствовать  инвестиционной деятельности. По  отзывам представителей иностранных  инвестиционных компаний, современная  российская налоговая система  отличается запутанностью, агрессивностью  по отношению к прибыли и  крайней неустойчивостью, – к  примеру, многие из вносимых  в нее изменений имеют обратную  силу.

Для совершенствования  налоговой системы необходимо принять  такие меры, как сокращение числа  взимаемых налогов, упрощение структуры  налогообложения, переход от налогообложения  производства к взиманию налогов  с дохода, отмена неоправданных налоговых  льгот.

Представляется  целесообразным предусмотреть возможность  конкуренции между регионами  за привлечение инвестиций путем  создания наиболее благоприятного налогового климата. Подобная конкуренция между  регионами будет способствовать созданию на региональном уровне оптимальной  бюджетно-налоговой структуры.

4. Лицензирование  и контрактное право. Либерализация  экономики требует сокращения  количества видов деятельности, для занятия которыми необходимо  получить разрешение, а также  упрощения порядка получения  лицензий.

В настоящий  момент в России предпринято ограничение  прав местных органов власти в  этой сфере, в результате чего система  приобретает большее единообразие. С другой стороны, чрезмерная централизация  выдачи разрешений может создать  препятствия для экономического роста.

Обеспечение соблюдения контрактного права является решающим условием для нормализации экономической деятельности. Учитывая кризис неплатежей, вопрос о создании механизмов принуждения злостных неплательщиков приобретает большую важность.

 

 

2. Государственное регулирование  инвестиционным процессом

 

2.1 Прямые и косвенные методы  государственного регулирования  инвестиционного процесса

 

Устойчивость  научно-технического развития обеспечивается определяющей ролью государства  в регулировании долгосрочных инвестиций. Необходимость государственного регулирования  инвестиционных процессов, принятия долгосрочных программ давно осознана в промышленно  развитых странах. В частности, в  Японии общую стратегию НТП формируют  четыре ведомства, основные из которых  – Совет и Агентство по науке  и технике. Такие же централизованные органы есть во Франции и Германии. Во многих странах с высокоразвитой экономикой в планах имеются директивные  показатели. Так, в четырехлетнем  индикативном плане Франции показатели выполнения мероприятий, финансируемых  из бюджета, носят обязательный характер. Рекомендации японских государственных  органов не являются директивными, однако они неукоснительно выполняются  фирмами, поскольку стимулируются  льготами.

В современных  условиях хозяйствования роль государства  в регулировании инновационной  и инвестиционной политики должна быть повышена. Инвестиционная политика должна учитывать текущее состояние  производственного аппарата и приоритеты в решении перспективных проблем  экономики. Механизм адаптации к  новым условиям воспроизводства  должен опираться на накопленный  инвестиционный потенциал и его  соответствие мировым требованиям.

Невысокие темпы обновления производственного  аппарата в последние годы еще  более замедлились. Коэффициент  выбытия оборудования – в 4 раза ниже, чем в промышленно развитых странах. В результате увеличивается  износ основных производственных фондов. Особенно отметим более быстрое их старение (в 2 раза по сравнению с пищевой промышленностью) в отраслях, определяющих темпы НТП в экономике. В перспективе это приведет к ускоренному устареванию фондов всех остальных отраслей народного хозяйства. Кроме отмеченных негативных моментов, необходимо учитывать значительное качественное отставание отечественных технологий от мировых аналогов.

В перспективе  основой инвестиционной политики станут организационно-экономические и  финансовые инструменты. Об этом свидетельствует  опыт промышленно развитых стран, где  государство создает благоприятные  условия для повышения инновационной  и инвестиционной активности объектов реального сектора экономики, поддержки  малого бизнеса и приоритетных отраслей.

Кроме прямого вмешательства в инвестиционный процесс, мировая практика выработала множество методов косвенного воздействия  на усиление инвестиционной активности. Через систему правового, экономического и организационного обеспечения  государство регулирует налоги, кредиты, амортизационную политику.

 

2.2 Регулирование сфер и объектов  инвестирования

 

Под государственным  регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном  порядке формы и методы административного  и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для  осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности  инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные  инвестиционные объекты.

Инвестиционная  деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных  актов.

Принципиальное  значение имеют такие законы, как  Конституция РФ, Гражданский кодекс, законы об акционерных обществах, о  собственности, о приватизации, о  предприятиях и предпринимательской  деятельности и налогообложении, внешнеэкономической  деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.

В нашей  стране также приняты специальные  законы, постановления, нормативные  акты, которые регулируют непосредственно  инвестиционный процесс. К ним следует  отнести Закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме  капитальных вложений» от 25.02.99г. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия  инвестиционной деятельности; объекты  и субъекты инвестиционной деятельности, защита прав, интересов и имущества  субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

Принят  ряд постановлений Правительства  РФ, которые направлены на повышение  роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирования процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего  развития инициативы частных высокоэффективных  инвестиционных проектов.

Государство использует как административные, так  и экономические методы воздействия  на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя  регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного  воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства  – это методы, с помощью которых  государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём  стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих  субъектов, так и в интересах  всего общества.

Обычно  государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим  методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот  и скидок, дифференциация налоговых  ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы  как земля, природные ресурсы.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ.

Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы  государственного регулирования:

1) Создание  благоприятных условий для развития  инвестиционной деятельности путём:

– совершенствования  системы налогов, механизма начисления амортизации и использования  амортизационных отчислений;

–   установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых  режимов, не носящих индивидуального  характера;

–   защиты интересов инвесторов;

–  предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

–  расширения использования средств населения  и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства  объектов социально-культурного назначения;

–      создания и развития сети информационно-аналитических  центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;

–       принятия антимонопольных мер;

– расширения возможностей использования залогов  при осуществлении кредитования;

–      развития финансового лизинга;

–     проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

–    создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных  инвестиционных фондов.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций в России