Государственное регулирование инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процесса регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
– рассмотреть экономическую сущность и содержание инвестиций;
– дать общую оценку инвестиционной ситуации в России;
– рассмотреть возможные пути повышения инвестиционной активности;
– ознакомиться с методами государственного регулирования инвестиционного процесса;
– рассмотреть социальные функции инвестиционной политики государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность, содержание и состав инвестиций 5
1.1 Инвестиции и их место в экономической системе 5
1.2 Общая оценка инвестиционной ситуации в России 12
1.3 Пути повышения инвестиционной активности 15
2. Государственное регулирование инвестиционным процессом 21
2.1 Прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционного процесса 21
2.2 Регулирование сфер и объектов инвестирования 22
2.3 Проблемы бюджетного финансирования инвестиций 27
Заключение 30
Cписок использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

инвистиция курсовик.docx

— 53.35 Кб (Скачать файл)

2) Прямое  участие государства в инвестиционной  деятельности путём:

–  разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно  с иностранными государствами, а  также инвестиционных проектов, финансируемых  за счёт средств бюджетов всех уровней;

– формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных  государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;

–    предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета  субъектов РФ;

–    размещения на конкурсной основе средств  федерального и регио-нального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;

–      проведение экспертизы инвестиционных проектов;

–   защиты российских организаций от поставок морально устарев-ших, материалоёмких, энергоёмких и ненаукоёмких технологий, оборудования, конструкций, материалов;

– разработки и утверждения стандартов (норм и  правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

–    выпуска облигационных займов, гарантированных  целевых займов;

–   вовлечения в инвестиционный процесс  временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в  государственной собственности;

–   предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

– обеспечение  равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

–   гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

–  право  обжалования в судебном порядке  любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и  их должностных лиц;

–  стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих  для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

–   защиту капитальных вложений.

Законом предусмотрено, что капитальные  вложения могут быть национализированы  только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам  инвестиционной деятельности. Они могут  быть реквизированы только в порядке  и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

 

2.3 Проблемы бюджетного финансирования  инвестиций

 

Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие  государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны  столько с ограниченными возможностями  бюджетной системы, сколько с  неопределенной или даже ошибочной  стратегией распределения инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием.

Необходимость решения этой проблемы дополняется  тем, что перекосы в государственной  инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного  искажения ориентиров для частных  инвесторов. Анализ свидетельствует  о наличии определённой зависимости  между государственными приоритетами и инвестиционными мотивациями  частных инвесторов, которую необходимо учитывать при разработке перспективных  направлений инвестиционной политики.

В противном  случае не удастся сформировать основу для проведения общегосударственной  инвестиционная политика и согласования интересов инвесторов различных  уровней, а предпринимаемы меры будут  по-прежнему носить преимущественно  пассивный характер и не обеспечивать запланированных результатов. Следует  также учитывать, что недостаточная  и бессистемная поддержка отдельных  производителей или регионов понижает стимулы к накоплению и последующему самофинансированию и не способствует рыночному поведению хозяйствующих  субъектов.

При анализе  вопроса о возможностях государственной  инвестиционной поддержки производителей нельзя учитывать крайнюю ограниченность бюджетных средств. Вместе с тем  в современных условиях не меньшее  значение приобретают повышение  качества обоснования и четкости реализации инвестиционной политики, учет степени проработанности и  реальности бюджетного планирования.

Использование международного опыта по реализации государственных инвестиций как  приоритетного фактора экономического роста не может быть успешным без  учета современного состояния российских государственных финансов и необходимости  перестройки бюджетной системы. Так, одним из удачных примеров реформирования экономики за счет государственных  инвестиций является опыт Германии, бюджетная  система которой в отличие  от российской характеризуется отлаженностью, что выражается в четком выделении  текущих и инвестиционных расходов, контроле над целевым использованием бюджетных средств, установлении и  соблюдении предельного объема финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов суммой предусмотренных инвестиционных расходов.

В российской экономике, как убедительно показывают итоги реформ, возрастание государственных  расходов непроизводительного характера  не компенсировалось соответствующим  увеличением инвестиционных расходов бюджета. Напротив оно выступало одним из факторов, обусловливающих сокращение государственных централизованных инвестиций, ослабление инвестиционной функции государства.

В связи  с этим использование государственных  инвестиций как фактора экономического роста предполагает необходимость  существенных изменений в бюджетной  политике инвестиции организации бюджетной  системы. При разработке бюджета  должны быть использованы принципы определения  приоритетных направлений, установления нормативов, определяющих уровень бюджетных  средств по выделенным направлениям, разделения текущего и инвестиционного  бюджета на нормативной основе, исключения возможности превышения расходов над  доходами при планировании текущего бюджета, четкого определения покрытия дефицита инвестиционного бюджета. Определённые изменения следует  внести и в технологию осуществления  контроля за использованием средств  обеих составляющих бюджета, усилив роль казначейского метода его исполнения.

Важной  проблемой связанной с использованием государственных инвестиций, является их низкая по сравнению частными эффективность. Данные о реализации федеральных  программ подтверждают, что используемые при распределении государственных  финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестирования инвестиции реструктуризации национальной экономики.

Отсутствие  системной основы в организации  инвестиционного процесса, недостаточная  степень проработанности и реальности бюджетного планирования явились причинами  постоянного недофинансирования государственных  инвестиционных программ. Так, в 2006 г. Проектируемые  ресурсы бюджета составили 20,775 млрд. руб., но реально из запланированных  сумм на инвестиционные проекты было выделено всего 6,3 млрд. руб.

Данные  факты свидетельствуют о необходимости  усиления роли селективного подхода при государственном инвестировании, концентрации государственных инвестиций на строго определённых приоритетных направлениях, ужесточения контроля за средствами Бюджета развития, отбором конкурсных проектов.

 

 

Заключение

 

Действенность инвестиционной деятельности, как на микро – так и на макроуровне, определяется эффективностью использования  инвестиционных ресурсов. В этом плане  решающее значение имеют результаты хозяйственной деятельности инвестиционных отраслей. Их технический уровень, организация  производства, развитие предпринимательства, способность к освоению инноваций  оказывают основное воздействие  на инвестиционный цикл, окупаемость  и отдачу инвестиционных ресурсов.

Из проведенного исследования вытекает, что инвестиции представляют собой важнейшую экономическую  категорию расширенного воспроизводства, играющую ключевую роль в реализации структурных сдвигов в экономике  и формировании народнохозяйственных пропорций на макроуровне, адекватных рыночным формам хозяйствования.

Развитие  российской экономики не отрицает ряда весьма важных общих закономерностей  в инвестиционной деятельности, и  вместе с тем оно порождает  общие черты, обусловленные изменением экономических приоритетов, формированием  национального рынка, стремлением  к интеграции экономики в мировое  хозяйство. Поэтому инвестиционный процесс рассматривается как  результат взаимодействия этих факторов.

Поиск путей стабилизации экономики, в  первую очередь, предполагает активизацию  инвестиционной деятельности, которая, прежде всего, должна быть сориентирована на коренные структурные преобразования.

Государство должно заботиться о повышении уровня благосостояния населения, т.к. средства населения – один из основных источников финансирования капитальных вложений. Привлечение средств населения  для финансирования инвестиций могли  бы в значительной степени помочь реализации желаемой цели – установлению устойчивого экономического роста.

Для привлечения  инвестиций необходимо также создать  инвестиционную инфраструктуру, отвечающую мировым стандартам. Повысить заинтересованность со стороны инвесторов и уровень  инвестиций государство могло бы путем предоставления государственно-коммерческих гарантий.

Рассмотрев  данные пункты, можно сказать, что  реализация правильной инвестиционной политики – сложная задача, и  решение многих задач во многом будет  зависеть от принимаемых мер по снижению инфляции; налоговой политики; реструктуризации банковской системы; законодательной  базы инвестиционной деятельности; бюджетной  политики; распространения лизинговых инвестиций. В связи с этим при  разработке инвестиционной политики важнейшими задачами должны стать: создание условий  для активизации инвестиционной деятельности; углубление институциональных  и структурных преобразований, главной  задачей которых должна быть финансовая стабилизация и включение в инвестиционную сферу всех возможных источников, а для этого необходима законодательная  база, обеспечивающая инвесторам определенные права и гарантии. Итак, сегодня  инвестиции и инвестиционная политика являются ключом к выводу нашей экономики  из сложившейся ситуации.

 

 

Cписок использованной литературы

 

    1. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2009.
    2. Авраменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики // Экономист. 2006. №3.
    3. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2009.
    4. Алипов С. Зарубежный венчурный капитал// Рынок ценных бумаг. 2007. №21.
    5. Анчишкин А.И. Наука – техника – экономика. М.: Экономика, 2007.
    6. Васильев В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд. отдел УНЦ, 2007.
    7. Вольский А.П. Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость // Экономист. 2007. №4.
    8. Государственное регулирование экономики в современных условиях, М.: ИЭ РАН, 2007.
    9. Гулькин П. Венчурное инвестирование – немного истории и статистики // Рынок ценных бумаг. 2006. №6.
    10. Данилевский Ю.А. Особенности проведения аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями.// Главбух – 2007 – №1 – с. 4–11.
    11. Джамай Е. Проблемы оптимизации ресурсного обеспечения НИОКР в современных экономических условиях.// Консультант директора. 2007, №5 (137).
    12. Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер // Финансы. 2006. №1.
    13. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование. Учебное пособие. – М.: ИП «Экоперспектива», 2006.
    14. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник // под ред. Бора. М., 2006.
    15. Инновационный менеджмент/под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
    16. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: ЗАО «Центр экономики и маркетинга», 2007г. – 511с.
    17. Козырёв В.М. «Основы современной экономики», Москва, «Финансы и статистика», 2006г.
    18. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ИКЦ «Дис», 2007 г. – 390 с.
    19. Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы // Экономист. 2007. №2.
    20. Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности // Экономист. 2006. №3.
    21. Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики // Экономист. 2007. №6.
    22. Основы инновационного менеджмента: Учеб. Пособие/под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2006.
    23. Попов В.М. Бизнес-план инвестиционного проекта: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
    24. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации // Экономист. 2007. №6.
    25. Теория и практика накопления и инвестиций в переходной экономике России/под ред. Ю.В. Матвеева, В.Н. Строгова. Самара: Изд-во СГЭА.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций в России