Безработица как социальный индикатор экономической безопасности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 06:14, реферат

Описание работы

К числу социальных индикаторов, влияющих на экономическую и национальную безопасность страны, принято относить уровень бедности населения. Одним из социальных последствий рыночных преобразований в России стало падение реальных доходов большей части российских граждан и рост их дифференциации, приведших к увеличению численности бедного населения. Согласно официальным данным Госкомстата России, в 2000 г. реальные доходы граждан составили 35,8%' доходов десятилетней давности, а коэффициент дифференциации увеличился с 4,5 до 14. Следствие таких изменений - увеличение доли бедного населения.
По официальным данным, уровень бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) в России на протяжении последнего десятилетия колебался в пределах 10% и составил в 2001 г. 27,3% (рис.1).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Подходы к измерению бедности 5
Глава 2 Группы с повышенным риском бедности 10 4
Глава 3 Новые бедные 16
Глава 4 Региональная дифференциация бедности 21
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 72.96 Кб (Скачать файл)

Однако вторичная занятость доступна далеко не всем работникам. Большинство работающих хотели бы иметь дополнительную занятость, но они имеют объективные ограничения, связанные либо с состоянием здоровья, либо с ограничением доступа на рынок вторичной занятости, либо с режимом занятости, либо с наличием постоянной занятости. Так, например, работники здравоохранения и образования имеют больше шансов найти дополнительную занятость на условиях внешнего совместительства, чем безработные врачи и преподаватели. Таким образом, наличие статуса постоянной занятости в здравоохранении и образовании способствует обретению и сохранению дополнительной занятости по основной профессии или специальности как на рабочем месте, так и вне его. Такая дополнительная занятость в определенном смысле компенсирует низкие заработки работников в этих отраслях, позволяет сохранять социальный статус работника. Только около 15% работающих не ищут дополнительную работу только потому, что им достаточно имеющихся доходов.

Для большинства работников вторичная занятость - вынужденная мера, рассматриваемая населением как дополнительный источник пополнения семейного бюджета. По официальным данным, из числа ищущих дополнительную занятость в феврале 2000 г. 12% уже имели две и более работ, в феврале 2002 г. - 9,4%. Вместе с тем, как показывают исследования, доходы от дополнительной работы в большинстве случаев неадекватны трудовым затратам: месячная трудовая нагрузка в результате дополнительной занятости увеличивается в 1,9 раза, а получаемый от нее доход - в 1,4 раза. Более того, увеличение трудовой нагрузки неизбежно связано с уменьшением свободного времени, прежде всего времени отдыха, что в конечном итоге неизбежно сказывается на состоянии здоровья работника, ограничивает возможности для полноценного восстановления физической формы.

Поэтому неудивительно, что многие из имеющих дополнительную работу отказались бы от нее в случае достойной оплаты на основной. Отношение самих работников к дополнительной работе определилось при распределении ответов на вопрос: отказались бы Вы от своей дополнительной работы, если бы получали достаточную сумму на основной работе? 68% отказались бы от всех дополнительных работ, 13% не отказались бы от дополнительных работ ни при каких условиях, а 19% сократили бы количество дополнительных работ, но не отказались бы от них совсем.

Таким образом, наличие вторичной занятости скорее свидетельствует о вынужденных способах выживания российских семей в сложных социальноэкономических условиях. Это и является главной характеристикой феномена вторичной занятости применительно к условиям современной России. 
Глава 4. Региональная дифференциация бедности

Бедность в России имеет значительную территориальную дифференциацию, обусловленную неоднородностью российских регионов по уровню экономического развития, состоянием рынка труда, половозрастной структурой населения. Различия в уровне бедности и доходов населения характерны для любой страны, но особенно для стран с переходной экономикой. Экономический рост не может быть одномоментным и повсеместным, он начинается в территориально локализованных «точках роста» или центрах с наиболее благоприятными социально-экономическими условиями. Концентрация инвестиций в «точках роста» необходима для инновационных процессов, которые затем распространяются и на периферию, что позволяет развиваться более отсталым территориям. Эти объективно существующие механизмы развития делают территориальное экономическое неравенство неизбежным, а полное выравнивание региональных диспропорций, особенно для больших стран, недостижимым.

Для таких стран продуманная государственная социальная политика в отношении регионов особенно важна, так как рост социального и имущественного неравенства населения разных регионов увеличивает вероятность возникновения в них социальной напряженности и конфликтности, а в конечном итоге может представлять угрозу политической стабильности и национальной безопасности в стране.

В советское время проводилась дорогостоящая политика выравнивания территориальных различий. В целом действенность советских механизмов территориального выравнивания доходов (хотя и на очень низком уровне) была высокой. С началом рыночных реформ механизмы территориального выравнивания и перераспределения либо были свернуты, либо значительно сократились в объемах. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. регионы России разделились на два типа: с одной стороны, это «открытые», связанные с мировой экономикой сырьевые регионы экспортной ориентации и крупнейшие города с быстро растущим третичным сектором, с другой стороны - «закрытые» регионы внутренней экономики с наиболее сильным экономическим спадом. К последним относится около 70% всех субъектов Федерации, в которых живет населения страны.

В этот период значительно сократились объемы перераспределения финансово-бюджетных ресурсов для поддержки слаборазвитых и приоритетных регионов. В результате роста территориальных экономических диспропорций за 1990-е гг. и свертывания механизмов выравнивания региональные различия в уровне доходов и бедности стали намного сильнее. Региональные экономические контрасты чрезвычайно велики: душевой ВРП Тюменской области почти в 13 раз выше этого показателя Ингушетии. Средний показатель 5 регио- нов-лидеров в 5,5 раза выше душевого ВРП 5 регионов-аутсайдеров.

Основой неравенства доходов стали различия в отраслевой структуре региональной экономики. Регионы со специализацией на машиностроении, отраслях ВПК, легкой и пищевой промышленности имели наибольший спад, в них к 1996 г. осталось 20-45% промышленного производства от уровня 1990 г. В регионах со специализацией на отраслях ТЭКа и металлургии сохранилось 60-75% объемов производства. В крупнейших городах (прежде всего федеральных) высокие темпы спада промышленного производства были компенсированы быстрым развитием сектора услуг. Промышленный рост, начавшийся после финансового кризиса августа 1998 г., несколько уменьшил диспропорции, так как в первую очередь объемы производства росли в импортозамещающих отраслях и соответственно в регионах «внутренней» экономики. Но трудно по сей день считать этот рост устойчивым, а тем более переоценивать его влияние на нивелирование межрегиональных диспропорций. В результате проблемы бедности в регионах «внутренней» экономики, особенно имевших максимальный спад производства за 1991-1996 гг., сохраняют ярко выраженный характер и в настоящее время.

Региональные различия в уровне жизни оцениваются через отношение душевых доходов к прожиточному минимуму (рис.2). По их расчетам, покупательная способность доходов населения беднейших субъектов Федерации в 8-12 раз ниже, чем в Москве. За столицей следует небольшая группа относительно благополучных экспортно-ориентированных регионов - нефтегазовые округа Западной Сибири, Самарская, Мурманская, Липецкая, Белгородская области, Красноярский край, республики Коми и Татарстан.

Основная масса субъектов Федерации имеет доходы ниже среднероссийского уровня. К наиболее проблемной группе относятся 9-12 территорий. Граница зоны крайнего неблагополучия неустойчива, что затрудняет выделение регионов с наиболее высоким уровнем бедности в качестве приоритетных объектов, на которые должна быть нацелена политика содействия сокращению бедности.

Региональные различия заметны и при анализе структуры доходов. В среднем по стране доля заработной платы в денежных доходах составляет около 36%!. Но в северных и восточных регионах доля заработной платы гораздо выше (50-70%), чем на аграрном юге (20-30%), где важную роль играют доходы от товарного личного подсобного хозяйства. В крупнейших городах доходы от вторичной и скрытой занятости слабо фиксируются статистикой, поэтому доля заработной платы формально существенно ниже (в Москве, например, около 18%), при этом особенно велика роль доходов от предпринимательской деятельности.

Расчеты позволили специалистам выделить 5 типов регионов по уровню развития и остроте проблем бедности (табл.5).

Приведенная выше структура региональной картины бедности имеет практическое значение, поскольку помогает выбирать приоритеты в условиях ограниченных ресурсов: либо «подтягивать» слабейших, направляя основную часть средств в 10—15 регионов с глубокой и застойной бедностью, либо распределять ресурсы более равномерно, добиваясь заметного снижения уровня бедности в менее кризисных регионах срединной зоны. Представляется, что второй путь более эффективен для сокращения и локализации бедности в России.

Не менее актуальны и внутрирегиональные различия в уровне доходов и бедности. Особенно наглядны они при сравнении крупнейших городов с малыми городскими и сельскими поселениями. Коротко остановимся на некоторых специфических характеристиках различных типов поселений применительно к стратегии содействия сокращению бедности.

На уровень бедности в различных типах поселения воздействуют несколько факторов:

  • численность населения и статус города. В крупнейших городах - центрах регионов рынок труда более диверсифицирован и имеет больше высокооплачиваемых рабочих мест вследствие большей адаптивности к рыночным реалиям и новым видам занятости;
  • специализация экономики города. Наличие экспортных отраслей или отраслей, ориентирующихся на национальный, внутрирегиональный или местный рынок, стало причиной значительных расхождений в заработной плате и обострения проблемы занятости в депрессивных городах региональных экономик;
  • положение города (сельского поселения) в пределах или вне крупных агломераций создает разные условия для территориальной мобильности населения и маятниковой миграции в крупные центры;
  • уровень развитости региона, в котором расположены населенные пункты. От этого зависит объем поступающих в муниципалитеты бюджетных трансфертов на социальные цели;
  • природно-географические условия для развития личного подсобного хозяйства, ставшего в годы кризиса важнейшим источником доходов значительной части населения малых городов и сельской местности.

Исходя из сочетания этих факторов, можно представить обобщенную шкалу поселений по остроте проблем бедности.

Сельские поселения вне агломераций. Наиболее высокий уровень бедности характерен для Нечерноземной зоны, где в малых сельских поселениях живут в основном пенсионеры старших возрастов.

Монопрофильные малые и средние города депрессивных отраслей в кризисных регионах. Отличаются максимальным уровнем бедности всех групп населения. Основные причины бедности - невыплаты заработной платы и массовая безработица. Часто бедность носит застойный характер из-за низкой территориальной мобильности населения.

Малые и средние города - местные центры вне агломераций. Отличаются концентрацией занятости в низкооплачиваемых отраслях бюджетной сферы и переработки сельскохозяйственной продукции, стареющей возрастной структурой населения и высокой долей пенсионеров среди бедного населения, минимальными возможностями создания новых рабочих мест из-за слабого притока инвестиций. Бедность в них носит застойный характер.

Города - местные центры и сельские поселения в пределах агломераций. Низкие доходы живущих и работающих в этих поселениях дополняются более высокими заработками маятниковых мигрантов. Благодаря трудовым миграциям менее остра проблема молодежной безработицы.

Крупные города с более высокими, но сильно поляризованными доходами. Они имеют более диверсифицированный рынок труда и более развитый малый бизнес.

Малые и средние города со специализацией на экспортных отраслях, с самым высоким уровнем заработной платы и резкой поляризацией доходов между занятыми в основных производствах и бюджетной сфере.

Крупнейшие города - центры регионов, концентрирующие человеческий капитал (более молодое, активное и высокообразованное население). В этих городах наиболее диверсифицирован рынок труда, минимальная безработица и резко поляризованы доходы населения.

Проблема сельской бедности неоднозначна. По уровню доходов сельское население значительно отстает от городского: душевые располагаемые ресурсы сельских жителей в 1999 г. были на 31% ниже, чем у горожан, а денежные доходы - на 45%, т.е. почти в 2 раза. Но региональные и поселенческие различия достаточно велики. Трудоспособное население центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий имеет низкие заработки, но компенсирует значительную часть дефицита денежных доходов развитым подсобным хозяйством. В малых сельских поселениях Нечерноземной зоны бедность старых пенсионеров, физически не способных вести личное подсобное хозяйство, доходит до нищеты. Уровень бедности имеет зональный характер, так как доходы от подсобного хозяйства в южных селах выше. Но все эти различия можно оценить только экспертно, поскольку данные о доходах в сельской местности разных регионов отсутствуют.

 

Таблица 5 Типы регионов по уровню бедности

 

Тип

Регионы

Средняя доля бедных, %

по денежным доходам

по располагаемым ресурсам

1. Наименее развитые острокризисные республики и АО

 

Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Тыва, Усть-Ордынский и Агинский Бурятский АО

83

83

2. Менее развитые и кризисные регионы

а) слаборазвитые республики

Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Алтай, Бурятия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария

61

63

б) северовосточные АО

Магаданская область, Чукотский, Корякский, Эвенкийский, Таймырский, Коми-Пермяцкий АО

62

77

в) депрессивные области Европейской части

Тверская, Ивановская, Псковская, Кировская, Рязанская, Пензенская, Архангельская, Ленинградская, Волгоградская области

57

60

в) депрессивные регионы юга Урала, Сибири и Дальнего Востока

Читинская, Амурская, Еврейская автономная, Новосибирская, Курганская области, Алтайский край

55

60

3. Регионы срединной зоны

а) с уровнем бедности выше среднего

Костромская, Смоленская, Брянская, Калужская, Владимирская, Калининградская, Саратовская, Астраханская, Омская, Сахалинская, Камчатская области, Ставропольский и Приморский края, республики Адыгея, Удмуртия, Хакасия, Ненецкий АО

40

53

б) со среднероссийским уровнем бедности

С.-Петербург, Вологодская, Московская, Орловская, Тульская, Ярославская, Нижегородская, Воронежская, Курская, Тамбовская, Ульяновская, Ростовская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Томская, Кемеровская, Иркутская, Пермская, Новгородская области, Краснодарский, Хабаровский края, республики Карелия, Северная Осетия, Башкортостан, Саха (Якутия)

30

46

4. Относительно благополучные регионы

а) более развитые староос военные

Самарская, Белгородская, Липецкая области, Республика Татарстан

25

36

б) экспортные северные и восточные

Тюменская, Мурманская области, Красноярский край, Республика Коми

21

36

5. Наиболее благополучные субъекты Федерации

а) крупнейшие экспортеры

Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО

14

Нет данных

б) столица

Москва

23

29

Информация о работе Безработица как социальный индикатор экономической безопасности страны