Безработица как социальный индикатор экономической безопасности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 06:14, реферат

Описание работы

К числу социальных индикаторов, влияющих на экономическую и национальную безопасность страны, принято относить уровень бедности населения. Одним из социальных последствий рыночных преобразований в России стало падение реальных доходов большей части российских граждан и рост их дифференциации, приведших к увеличению численности бедного населения. Согласно официальным данным Госкомстата России, в 2000 г. реальные доходы граждан составили 35,8%' доходов десятилетней давности, а коэффициент дифференциации увеличился с 4,5 до 14. Следствие таких изменений - увеличение доли бедного населения.
По официальным данным, уровень бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) в России на протяжении последнего десятилетия колебался в пределах 10% и составил в 2001 г. 27,3% (рис.1).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Подходы к измерению бедности 5
Глава 2 Группы с повышенным риском бедности 10 4
Глава 3 Новые бедные 16
Глава 4 Региональная дифференциация бедности 21
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 72.96 Кб (Скачать файл)

Заключение

Из вышесказанного следует, что основными социально-экономическими процессами, спровоцировавшими рост бедности в России и сохранение ее на достаточно высоком уровне, стали:

  • неадекватность системы социальной защиты населения рыночным реалиям;
  • высокий уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте;
  • снижение реальных доходов населения и их основной составляющей - заработной платы в доходах;
  • беспрецедентный рост числа работников с заработной платой, размер которой незначительно отличается от величины прожиточного минимума; формирование класса «новых бедных»;
  • усиление регионального социально-экономического неравенства, способствующего сохранению и обострению проблемы очаговой бедности.

В совокупности это привело к тому, что не менее Уз населения России пребывает в состоянии бедности. При этом традиционно бедные категории населения имеют риск бедности, в 1,5-2 раза превышающий среднероссийский уровень, а «новые бедные» - самая представительная группа среди бедного населения. Это означает, что стратегия содействия сокращению бедности будет эффективна только в том случае, если ее основу составят два направления:

  • политика на рынке труда, во-первых, способствующая выводу из состояния бедности значительной части занятого населения или созданию условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности, а во-вторых, создающая условия для нахождения оплачиваемой занятости экономически активным населением, готовым и способным к трудовой деятельности, безработными;
  • эффективная программа социальной поддержки граждан, не способных по объективным условиям самостоятельно выйти из состояния бедности. Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации - беженцы и т.п.).

Базовая стратегия снижения уровня бедности - рост заработной платы, занятости, снижение неравенства в распределении доходов и адресная поддержка наименее обеспеченных домохозяйств на основе учета их доходов. Первое направление предполагает разработку мер, направленных на сокращение численности низкооплачиваемых работников в условиях устойчивого экономического роста, а также мер, связанных с совершенствованием распределительных отношений.

Сокращение бедности работающего населения связано с двумя ключевыми приоритетами стратегии содействия сокращению бедности: повышением официальных индивидуальных доходов низкооплачиваемых работников и социальной поддержкой их иждивенцев.

 

Список используемой литературы

  1. Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент / Под ред. чл.- корр. РАН Н. Римашевской. М.: ИСЭПН РАН, 1999.
  2. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. М.: Московский центр Карнеги, 1998.
  3. Бедность в России. Государственная политика и реакция населения / Пер с англ. Под ред. Дж. Клугман. Вашингтон: Всемирный банк, 1997.
  4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. М.: ПРООН, 1995-2003.
  5. Доходы населения и доступность социальных услуг. М.: ИИФ «Спрос» КонфОП, 2003.
  6. Можына М. Бедность: Взгляд ученых на проблему // Демография и социология.
  7. Овчарова J1. Стратегия сокращения бедности в России // В коллективной монографии: «Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация». М.: РИЦ ИСЭПН РАН, 2002.
  8. Овчарова ЛШишкин С., Александрова А. Бедность и льготы: мифы и реальность. М.: ИИФ «Спрос» КонфОП, 2003.
  9. Средние классы в России. Экономическая и социальная стратегии. Коллективная монография / Под ред. Т. Малевой. М.: Московский центр Карнеги, 2003.

 

 


Информация о работе Безработица как социальный индикатор экономической безопасности страны