Анализ и оценка финансово-хозяйственного состояния предприятия (организации, фирмы, учреждения, города, района, страны) и направления его у

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:33, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы явилось проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработка мероприятий по повышению эффективности его деятельности.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
изучение теоретических вопросов анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм;
проведение анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования;
разработка предложений по улучшению финансово-хозяйственной деятельности организации.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 772.00 Кб (Скачать файл)

Анализ показывает, что за анализируемый период активы (общая стоимость имущества) организации возросли на 267674 тыс. руб. или в 7,15 раза. Основной причиной увеличения можно назвать рост оборотных активов на 265502 тыс. руб. или в 7,09 раза, которые в структуре прироста составляет 99,19%. Внеоборотные активы в 2011 г. составляли всего лишь 2172 тыс. руб., что в структуре прироста составляет 0,81%.

В источниках формирования имущества (пассив баланса) основной прирост приходится на разд. V «Краткосрочные обязательства» 223944 тыс. руб. или 9,41%, а в структуре прироста он составляет 83,66%.

Раздел III «Капитал и резервы» увеличился на 3730 тыс. руб. или на 36,82%, а в структуре баланса его доля составила 4,54%, что на 22,52 процентного пункта меньше, чем на конец 2009 г. В балансе организации появились долгосрочные обязательства в размере 40 млн. руб.

Для нормально  функционирующей организации, как  правило, сумма собственных средств («Капитал и резервы») превышает величину внеоборотных активов:

А I < П III        (5)

Отношение (5) характеризует в целом использование собственных средств организации: часть их идет на покрытие основных средств и долгосрочных финансовых вложений, оставшаяся часть – на покрытие оборотных средств.

В данном случае на начало исследуемого периода – 0 тыс. руб. < 10131 тыс. руб., а в 2011 г. – 2172 тыс. руб. < 13861 тыс. руб.

Эти соотношения  показывают, что ООО «Русский Алкогольный Альянс» финансирует свои внеоборотные активы за счет собственных средств.

Общая сумма  оборотных активов (вложений в запасы, денежные активы и расчеты) превышает  величину заемных средств:

А II < П (IV ++ V).       (6)

Отношение (6) корреспондирует с отношением (5), и это обусловлено тем, что при нормальном функционировании организации значительная часть оборотных активов приобретается за счет собственных финансовых средств организации.

Для ООО «Русский Алкогольный Альянс»:

– 2009 г. – 37437 (тыс. руб.) > 27306 (тыс. руб.);

– 2011 г. – 302939 (тыс. руб.) > 40000 (тыс. руб.) ++ 251250 (тыс. руб.);

302939 (тыс. руб.) > 291250 (тыс. руб.).

Полученные результаты показывают, что значительная часть оборотных активов организацией приобретается за счет собственных финансовых средств.

Таким образом, можно считать, что общие внутренние присущие балансу взаимосвязи для исследуемой организации выполняются.

Ликвидность – одна из важнейших характеристик финансового состояния организации, определяющая возможность своевременно оплачивать счета, и фактически является одним из показателей банкротства. Результаты анализа ликвидности важны с точки зрения как внутренних, так и внешних пользователей информации об организации.

Ликвидность баланса  выражается в степени покрытия обязательств организации его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается путем установления равенства между обязательствами организации и его активами.

Сгруппируем активы баланса ООО «Русский Алкогольный Альянс»» по времени превращения их в денежную форму:

А1 – наиболее ликвидные активы. К ним относятся денежные средства организации и краткосрочные финансовые вложения.

А2 – быстро реализуемые активы – это товары отгруженные, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы.

А3 – медленно реализуемые активы включают запасы с налогом на добавленную стоимость, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения за минусом товаров отгруженных и расходов будущих периодов.

А4 – трудно реализуемые активы – это статьи раздела I баланса «Внеоборотные активы», за исключением доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений, плюс расходы будущих периодов и долгосрочная дебиторская задолженность.

Сгруппируем пассивы баланса ООО «Русский Алкогольный Альянс» по степени срочности их оплаты:

П1 – наиболее срочные обязательства. К ним относятся кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства.

П2 – краткосрочные обязательства включают краткосрочные займы и кредиты.

П3 – долгосрочные обязательства, это долгосрочные заемные средства и прочие долгосрочные обязательства.

П4 – постоянные пассивы включают собственный капитал.

Сгруппированные данные представим в виде таблицы 2.4.

Таблица 2.4 – Сгруппированные данные сравнительного бухгалтерского баланса

Актив

2009 г.

2011 г.

Пассив

2009 г.

2011 г.

Платежный излишек (+) или недостаток (-)

на начало периода

на конец периода

Наиболее ликвидные активы (А1)

2396

10816

Наиболее срочные обязательства (П1)

22171

182672

-19775

-171856

Быстро реализуемые активы (А2)

11787

19071

Краткосрочные обязательства (П2)

5135

68575

6652

-49504

Медленно реализуемые активы (А3)

13453

72958

Долгосрочные обязательства (П3)

0

40000

13453

32958

Трудно реализуемые активы (А4)

9801

202266

Постоянные пассивы

(П4)

10131

13864

-330

188402

Баланс

37437

305111

 

37437

305111

   

Баланс считается ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4     (7)

На протяжении исследуемого периода А1 < П1, то это свидетельствует о неплатежеспособности организации на конец 2011 г. У организации абсолютно недостаточно для покрытия наиболее срочных обязательств и наиболее ликвидных активов.

Неравенство А2 > П2, не выполняется, что свидетельствует о том, что краткосрочные пассивы превышают быстро реализуемые активы, поэтому ООО «Русский Алкогольный Альянс» не может быть платежеспособным в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.

Условие А3 > П3 выполняется, что указывает на то, что в будущем  при своевременном поступлении  денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.

Если на конец 2009 г. баланс ООО «Русский Алкогольный Альянс» являлся практически ликвидным, не выполнялось только первое условие, то на конец 2011 г. предприятие значительно ухудшило свое положение – баланс предприятия является неликвидным.

Выполненный расчет абсолютных величин по платежному излишку или  недостатку показывает, что на конец 2009 г. наиболее ликвидные активы покрывали лишь 10,8% обязательств, то на конец 2011 г. – 5,9% обязательств, т. е. ситуация стала меняться в худшую сторону.

В заключение, можно без всякого преувеличения сказать, что баланс ООО «Русский Алкогольный Альянс» неликвиден.

Одним из важнейших критериев, непосредственно связанных с  ликвидностью в оценке финансового положения, является платежеспособность организации.

Платежеспособность – это готовность организации погасить долги в случае одновременного предъявления требований о платежах со стороны всех кредиторов.

Так как в процессе анализа изучается текущая и  перспективная платежеспособность, текущая платежеспособность за анализируемый период может быть определена путем сопоставления наиболее ликвидных средств и быстрореализуемых активов с наиболее срочными и краткосрочными обязательствами:

А1 ++ А2 П1 ++ П2        (8)

Текущая платежеспособность считается нормальной, если соблюдается  данное условие, и это свидетельствует  о платежеспособности на ближайший  к рассматриваемому моменту промежуток времени:

на конец 2009 г.: 2396 + 11787 < 22171 +5135 (тыс. руб.)

14183 < 27306 (тыс. руб.)

на конец 2011 г.: 10816 + 19071 < 182672 +68575 (тыс. руб.)

29887 < 251247 (тыс. руб.).

На протяжении анализируемого периода ООО «Русский Алкогольный Альянс» является неплатежеспособной организацией. На конец анализируемого периода обязательства превышают возможности организации в 8,4 раза, платежный недостаток составляет 221360 тыс. руб., а его величина катастрофически возросла за исследуемый период.

Перспективная платежеспособность характеризуется условием:

А3 П3          (9)

на конец 2009 г.: 13453 0 (тыс. руб.)

на конец 2011 г.: 72958 40000 (тыс. руб.)

Перспективная платежеспособность представляет собой прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей, из которых представлена лишь часть, поэтому этот прогноз носит приближенный характер:

на конец 2009 г.: 13453 - 13123 = 330 (тыс. руб.).

на конец 2011 г.: 72958 - 221360 = -148402 (тыс. руб.).

На конец анализируемого периода перспективная платежеспособность организации значительно ухудшилась, что является весьма отрицательным явлением для финансового состояния организации.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Рентабельность продукции  показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Показатели рентабельности продукции включает в себя следующие:

– рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);

– общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);

– рентабельность продаж по чистой прибыли, определяется как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

– рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

Расчёт данных показателей ООО «Русский Алкогольный Альянс» представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Показатели  рентабельности  продукции ООО «Русский Алкогольный Альянс», тыс. руб.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонения (+ / -)

2011 г. от 2010 г.

2010 г. от 2009 г.

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации товаров

58540

142994

728464

585470

84454

Прибыль от реализации

430

673

30904

30231

243

Балансовая прибыль

164

1009

3730

2721

845

Чистая прибыль

131

805

29258

28453

674

Расчетные показатели, %

Продолжение таблицы 2.5

1

2

3

4

5

6

Рентабельность всей реализованной  продукции

0,73

0,47

4,24

3,77

-0,26

Общая рентабельность

0,28

0,71

0,51

-0,19

0,43

Рентабельность продаж по чистой прибыли

0,22

0,57

4,02

3,45

0,35


Графическое изображение  данных таблицы 2.5 представлено в Приложении В.

Исследования показали, что показатель общей рентабельности за отчетный период вырос с 0,28% в 2009 г. до 0,51% в 2011 году, то есть увеличился почти в 2 раза. Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли вырос значительно больше: с 0,22% 2 2009 г. до 4,02 в 2011 г. Это показывает то, что в 2011 году на 1 руб. реализованной продукции  предприятие имело 4 коп. прибыли.

Информация о работе Анализ и оценка финансово-хозяйственного состояния предприятия (организации, фирмы, учреждения, города, района, страны) и направления его у