Бюджетирование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование процесса разработки бюджета и его необходимость в деятельности любой организации.
Для достижения данной цели, поставлены следующие задачи:
Изучить основное понятие бюджетирования;
Изучить виды бюджета и их характеристику;
3. Рассмотреть особенность составления бюджета на примере предприятия ООО «ВИННИ».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы бюджетирования
1.1. Основные понятия бюджетирования
1.2. Этапы проведения бюджетирования. Составление генерального бюджета предприятия
1.3. Центры финансовой ответственности, как способ координации
деятельности структурных подразделений организации
1. Система бюджетирования на предприятии ООО «ВИННИ»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Организационная структура на предприятии ООО «ВИННИ»
2.3. Организация системы бюджетирования на предприятии ООО «ВИННИ»
2. Пути повышения эффективности работы предприятия.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

готовая курсовая бюджетирование.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)



Введение

Бюджетирование  давно и активно используется компаниями как технология финансового  планирования. Однако немногие компании рассматривают бюджетирование как  реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач.

Внедрение системы  бюджетного управления определяется философией первого лица компании. Хотя, не все  заместители профессионально готовы принять на себя финансовую ответственность. Поэтому во многих случаях требуется  постепенный переход к бюджетному управлению.

Актуальность  изучения данной выражена тем, что бюджетирование является неотъемлемым элементом процесса финансового планирования. Каждое предприятие, будь то малый или средний бизнес, приходит к необходимости бюджетного управления, т.к. любому предпринимателю хочется, чтобы его бизнес работал и давал результат на 100%, а бюджетирование позволяет получить конкурентные преимущества через создание эффективной системы управления ресурсами.

Целью данной курсовой работы является исследование процесса разработки бюджета и его необходимость в деятельности любой организации.

Для достижения данной цели, поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить основное понятие бюджетирования;
  2. Изучить виды бюджета и их характеристику;

     3. Рассмотреть особенность составления  бюджета на примере предприятия ООО «ВИННИ».

Объектом данного  исследования является система бюджетирования на предприятии ООО «ВИННИ».

Предмет исследования – бюджет организации, как средство координации деятельности всех структурных  подразделений.

В первой части рассмотрены понятия, функции и принципы бюджетирования, основные этапы бюджетного процесса, классификация бюджетов, основные моменты бюджетного управления и системы контроля за выполнением бюджетов.

Вторая часть состоит  из краткой экономической характеристики предприятия ООО «ВИННИ», его организационной структуры и организации системы бюджетирования.

В третьей части  курсовой работы выявляются недостатки системы бюджетирования на предприятии  ООО «ВИННИ» и предлагаются пути по ее совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы бюджетирования

 

    1. Основные понятия бюджетирования

 

Бюджетирование  – это процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий  контроль за его исполнением.

Различные виды деятельности предприятия на следующий  год должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Эти программы называются бюджетом (сметой). Это финансовый документ, в котором отражаются такие показатели деятельности, как:

  • планируемая величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;
  • расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода;
  • капитал, который необходимо привлечь для достижения цели            деятельности и т.п.[4, с.136]

По мнению некоторых  экономистов, текущее финансовое планирование (бюджетирование) является основной частью перспективного финансового плана и представляет собой конкретизацию его показателей [7, с.236].

С помощью бюджетирования решают важные управленческие задачи:

  • эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
  • координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений;
  • планирование операций, обеспечивающих достижение целей  предприятий;
  • стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности к достижению целей своих подразделений;
  • оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
  • оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей;
  • согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию.

Бюджетирование как управленческая технология включает:

  • технологию бюджетирования – виды и форму бюджетов; целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты); порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет предприятия;
  • организацию процесса бюджетирования, предусматривающую формирование финансовой структуры организации (определяются центры финансовой ответственности – объекты бюджетирования); бюджетного регламента; этапов бюджетного процесса; графика документооборота; системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и пр.);
  • использование информационных технологий, позволяющих не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния организации (или отдельного бизнеса), но и осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля. Применение информационных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета.

Структура бюджета зависит от следующих факторов: размер организации, вид деятельности, что является предметом бюджета, степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой предприятия, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета.

Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для  пользователя,  объем  информации  должен  служить  пользователю  для

получения обоснованных решений.

Информация, отраженная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном выражении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности   и т. п.).

Бюджетный цикл – составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета. Основные этапы бюджетного цикла: планирование с участием руководителей всех центров ответственности, а также его структурных подразделений; определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности организации (подразделений); оценка возможных изменений в планах, связанных с изменениями условий функционирования; корректировка планов с учетом возможных изменений.

Программы деятельности подготавливаются на определенный период в будущем – бюджетный период, который может быть краткосрочным  и долгосрочным.  Краткосрочный  период – это период, когда бюджеты составляются обычно на год, с подразделением на полугодие, квартал, 12 месяцев, 13 четырехнедельных периодов и т.д.

Планирование  на краткосрочные периоды вызвано  целями контроля управления. В конце  контрольного периода фактические  данные сравниваются с бюджетными данными для анализа и оценки текущей деятельности. Предпочтительнее сравнивать четырехнедельные периоды, чтобы избежать различий в количестве дней разных месяцев. В течение года в бюджеты вносятся изменения (корректировки) с учетом изменения условий функционирования предприятия.

Часто составляют краткосрочный бюджет на период 1—3 месяца. Это совпадает с периодичностью составления фискальной отчетности, что в значительной степени облегчает информационное обеспечение таких бюджетов. Такие бюджеты являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями предприятия. Анализ исполнения краткосрочного бюджета проводится на основе сравнения фактических показателей с плановыми показателями, установленными в начале бюджетного периода.

Если деятельность предприятия связана с внедрением новых технологий, вводом нового оборудования, требующих значительных капитальных вложений, то бюджеты разрабатываются на более длительный период – три, пять и более лет. Это долгосрочные бюджеты, которые разрабатываются, как правило, для каждого подразделения на год.

Классификация бюджетов по основным классификационным  признакам.

По сферам деятельности предприятия:

Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего времени содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по данной деятельности;

  • Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности;
  • Бюджет по финансовой деятельности детализирует показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

По видам  затрат:

  • Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг);
  • Капитальный бюджет доводит до конкретных исполнителей результаты текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д.

По широте номенклатуры затрат:

  • Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (бюджет оплаты труда персонала и т.д.);
  • Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (производственный участок, административно-управленческие расходы и т.п.)

По методам  разработки:

  • Фиксированный бюджет не зависит от изменения объемов работы (расходы по обеспечению охраны предприятия);
  • Гибкий бюджет устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде норматива расходов.

По длительности планируемого периода:

  • Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой.

По периоду  составления:

  • Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей предприятия (план производства, материально-технического снабжения);
  • Текущий бюджет направлен на планирование текущих целей предприятия;
  • Перспективный бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации.

По непрерывности  планирования:

  • Самостоятельный бюджет изолирован, не зависит от других бюджетов;
  • Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца или квартала добавляется новый.

По степени  содержания информации:

  • Укрупненный бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено;
  • Детализированный бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.

Все эти виды бюджетов необходимы для составления прогноза финансового состояния предприятия и для проведения постатейного анализа. Данный классификатор позволяет сгруппировать бюджеты по видам деятельности для упрощения их консолидации в основные финансовые отчёты.

 

    1. Этапы проведения бюджетирования. Составление генерального бюджета предприятия

 

Главной целью  бюджетирования является обеспечение  производственно-коммерческого процесса, который необходим по объему и  структуре необходимыми денежными  ресурсами.

На каждом предприятии  может быть своя специфика бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой инструментарий.

В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации (рис. 1).

Цель первого  этапа (формирования финансовой структуры) — разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов.[8, с 232]

На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.

В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила  ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета.

Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры  планирования, мониторинга  и  анализа  причин

невыполнения  бюджетов, а также текущей корректировки  бюджетов.

Информация о работе Бюджетирование в организации