Бюджетирование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование процесса разработки бюджета и его необходимость в деятельности любой организации.
Для достижения данной цели, поставлены следующие задачи:
Изучить основное понятие бюджетирования;
Изучить виды бюджета и их характеристику;
3. Рассмотреть особенность составления бюджета на примере предприятия ООО «ВИННИ».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы бюджетирования
1.1. Основные понятия бюджетирования
1.2. Этапы проведения бюджетирования. Составление генерального бюджета предприятия
1.3. Центры финансовой ответственности, как способ координации
деятельности структурных подразделений организации
1. Система бюджетирования на предприятии ООО «ВИННИ»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Организационная структура на предприятии ООО «ВИННИ»
2.3. Организация системы бюджетирования на предприятии ООО «ВИННИ»
2. Пути повышения эффективности работы предприятия.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

готовая курсовая бюджетирование.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим  типовые стадии организации системы  бюджетирования на предприятии.

    1. Информационная структуризация. На первой стадии осуществляется структуризация статей бюджета и схем их консолидации. При правильном понимании финансово-экономической модели деятельности эта задача по силам любому профессиональному финансовому менеджеру. После ее решения у него появляется возможность планирования финансов в разрезе бюджетных статей, а также анализа того, какие отклонения не позволили предприятию достичь запланированного финансового результата. Но это только первый шаг в построении бюджетной системы.
    2. Распределение функций бюджетного планирования. На следующем шаге необходимо распределить планирование значений бюджетных статей по так называемым «центрам финансового учета». Так проявляется еще одна базовая идея бюджетирования, как метода краткосрочного финансового управления – компетентность в определении реальных значений бюджетных статей (как в части выручки, так и затрат) выше в месте их формирования, т.е. в подразделениях, ответственных за сбыт, производство и обеспечение деятельности, а не в финансовых и планово-экономических отделах. В организационном плане здесь должна быть решена задача построения регламентов оперативного сбора и консолидации плановых и фактических показателей. Эту стадию уже могут реализовать немногие – мешает отсутствие на предприятии четких организационных регламентов. Добавление новых функций финансового планирования затруднено, когда неточно определены другие функции, выполняемые подразделением.
    3. Стимулирование выполнения бюджетов. И, наконец, подлинная система бюджетного управления немыслима без создания модели финансовой ответственности – построение финансовой структуры с выделением центров финансовой ответственности. Только данная модель, предусматривающая ответственность и стимулирование менеджеров в зависимости от выполнения декларированных ими бюджетных показателей, делает систему бюджетирования работающей. То есть, в систему бюджетного управления вводится механизм, целью которого является обеспечение максимальной сходимости плановых и фактических данных. Теперь бюджет это не только консолидированный прогноз, составленный компетентными менеджерами, но и реальный финансовый план, который имеет конкретных исполнителей, лично заинтересованных в его выполнении. [16, с. 263].

Центры финансовой ответственности - организационная  единица, возглавляемая менеджером, ответственным за его деятельность. Центры ответственности могут функционировать в виде центров доходов, центров расходов, центров прибыли или центров инвестиций.

Каждое подразделение  компании вносит свой вклад в конечный финансовый результат компании (в  виде привлечения дохода или осуществления расходов) и должно нести ответственность за свои действия: осуществлять планировать, отчитываться по результатам. Именно на делегировании ответственности и построен процесс бюджетирования.

Преимущества  перехода к управлению по центрам  финансовой ответственности очевидны. Разделяя ответственность между подразделениями, мы определяем, кто и за что на предприятии реально отвечает, получаем возможность оценить результаты и оперативно скоординировать действия подразделений, создать грамотную систему мотивации сотрудников для выполнения поставленных задач. Внимание руководителя подразделения концентрируется на показателях работы вверенного ему центра, повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений. У высшего руководства, наоборот, высвобождается время для выполнения стратегических задач. [1, с. 34]

Если исходить из понимания бюджетирования как  технологии управления, а бюджетов — как инструмента управления, предприятие в таком случае будет  являться объектом управления.

Коммерческое  предприятие как объект управления в самом простом варианте можно рассматривать как совокупность текущей деятельности (создание и реализация продукции, работ или услуг) и инвестиционной. Текущей деятельности присущи расходы (закупка сырья либо готовой продукции, производство, затраты на реализацию) и доходы (выручка) от реализации продукции, работ или услуг. Разница между текущими доходами и расходами определяется как прибыль (или убыток) от текущей деятельности.

Ответственность за доходы в коммерческой компании, как правило, возлагается на сбытовое подразделение. Расходы несут все подразделения, но в большей мере отдел снабжения (закупок), производственные подразделения, склады. Прибыль же в большинстве случаев определяется для всего предприятия, а решения по ее использованию принимает руководство компании.

Таким образом, деятельность предприятия как объекта  управления можно разложить на отдельные  процессы: закупки, производство, сбыт, инвестиции. Соответственно, структурные  подразделения, управляющие данными процессами, можно рассматривать как центры ответственности за их реализацию.

Исходя из вышеперечисленных  функций, определим четыре основных типа центра ответственности:

  • центр доходов;
  • центр затрат;
  • центр прибыли;
  • центр инвестиций.

На практике выделяют гораздо больше типов центров ответственности (например, центры маржинального дохода, ответственные за маржинальную прибыль, или венчур-центры, ответственные за инновационную деятельность компании).

Центр доходов  — структурное подразделение, ответственное  за сбытовую деятельность компании. Ее эффективность определяется максимизацией доходов компании в рамках выделенных для этих целей ресурсов. Инструментами бюджетного управления для данного типа центра финансовой ответственности выступают Бюджет продаж и Смета сбытовых расходов.

Центр затрат —  структурное подразделение, ответственное  за выполнение определенного объема работ (производственного задания) в рамках выделенных на эти цели ресурсов. К данному типу центру финансовой ответственности относится, как правило, большинство подразделений компании. В первую очередь производственные (цеха основного и вспомогательного производств, сервисные подразделения). При этом у центра затрат могут быть и доходы (например, выручка от реализации транспортным подразделением услуг на сторону), но если величина их незначительна, а оказание данных услуг не является основным бизнесом компании, ЦФО определяется как центр затрат. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают Бюджет производства (производственная программа) и Бюджет затрат (или Смета затрат). Как разновидность центров затрат могут выделяться центры закупок и центры управленческих расходов.

Центр закупок  — это разновидность центра затрат, он несет ответственность за своевременное  и в полном объеме снабжение предприятия необходимыми материальными ресурсами в рамках выделенных на эти цели лимитов. К таким центрам ответственности относятся, например, отделы снабжения. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают Бюджет закупок (может включать в себя расходы на транспортировку) и Смета затрат.

Центр управленческих расходов — это разновидность  центра затрат, он отвечает за качественное исполнение функций управления. К  данному типу относится аппарат  управления компании, в большинстве  случаев без разделения его на структурные составляющие (управления, отделы). Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО выступает Смета управленческих расходов.

Центр прибыли  — структурное подразделение (или  компания в целом), ответственное  за финансовый результат от текущей деятельности. В большинстве случаев ответственность за текущую прибыль (или убыток) несет руководство компании. В отдельных случаях в составе компании могут выделяться центры прибыли, ответственные за финансовый результат по какому-либо виду деятельности. В составе центра прибыли могут находиться нижестоящие по иерархии центры дохода и центры затрат. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО (не считая Бюджетов продаж, закупок, затрат) выступает Бюджет доходов и расходов (БДР).

Центр инвестиций — структурное подразделение, ответственное  за эффективность инвестиционной деятельности. Традиционным заблуждением является определение  в качестве центра инвестиций подразделения, занимающегося планированием и  контролем инвестиционной деятельности. Дело в том, что окончательные решения инвестиционного характера принимает руководство компании и несет за них всю полноту ответственности. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО выступает Бюджет инвестиций, а также Прогнозный баланс (или Бюджет по балансовому листу). В масштабах всего предприятия, как правило, центр инвестиций совпадает с центром прибыли и, в таком случае, центр ответственности определяют как центр прибыли и инвестиций.

Таким образом, тип ЦФО определяет права и ответственность структурного подразделения за назначенные для него финансовые показатели, являющиеся составной частью финансового результата компании в целом.

Совокупность  взаимоувязанных и соподчиненных  центров ответственности, представляет собой финансовую структуру компании, которая основана на организационно-функциональной структуре.

 

  1. Система бюджетирования на предприятии ООО «ВИННИ»

 

2.1. Краткая  экономическая характеристика предприятия

 

Основной вид  деятельности ООО «ВИННИ» является производство мягких игрушек и игрушек из пластмассы и металла.

 

Рисунок 2 - Структура выпускаемой продукции 2010 год

Основными видами выпускаемой  в настоящий момент продукции  предприятия являются (рисунок 2):

    • куклы;
    • мягкие игрушки;
    • игрушки из пластмассы и металла;
    • спортивные и игровые модули;
    • настольные игры;
    • карнавальные костюмы;

Проанализируем  основные экономические показатели деятельности предприятия за последние годы (приложение 1).

Коэффициент абсолютной ликвидности, отражающий долю текущих обязательств, покрываемых исключительно за счет денежных средств, увеличился в анализируемом периоде с 0,0001 и до 0,0031 (при рекомендуемом значении от 0,2 до 0,5). За анализируемый период способность предприятия к немедленному погашению текущих обязательств за счет денежных средств выросла.

Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных (текущих) обязательств предприятия, уменьшился в рассматриваемом периоде с 0,684 и до 0,42. Предприятие может погасить 42% текущих обязательств, мобилизовав все свои оборотные средства.

Значение показателя говорит  о недостаточном уровне покрытия текущих обязательств оборотными активами и общей низкой ликвидности, так как нормативное его значение находится в интервале от 1,0 до 2,0. Это может свидетельствовать о затруднениях в сбыте продукции и проблемах, связанных с организацией снабжения.

Показатель обеспеченности обязательств должника его активами, характеризующий величину активов  должника, приходящихся на единицу долга, уменьшился в рассматриваемом периоде с 1,03 до 0,717, что свидетельствует о росте обязательств предприятия и негативно отражается на его ликвидности и платежеспособности.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяет текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки.

В рассматриваемом  периоде степень платежеспособности по текущим обязательствам увеличилась  с 3,68 до 8,69, что свидетельствует о  высоких темпах роста текущей  кредиторской задолженности.

Отрицательная тенденция этого показателя за анализируемый  период увеличила период погашения текущих обязательств предприятия за счет полученной выручки.

Коэффициент автономии (финансовой независимости), определяющий степень  независимости предприятия от внешних  источников финансирования и характеризующий  долю собственных средств в балансе, уменьшился в анализируемом периоде с 0,27 и до 0,12 (рекомендуемый интервал значений с 0,5 до 0,8). Снижение коэффициента говорит о понижении финансовой независимости предприятия.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости.

В рассматриваемом  периоде коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами уменьшился с (-0,46) до (-1,11), что говорит о все  более увеличивающейся зависимости предприятия от заемных средств.

Доля заемного капитала в  балансе предприятия увеличилась в анализируемом периоде с 0,752 и до 1,021. Таким образом, за анализируемый период у предприятия наблюдается тенденция к увеличению использования заемного капитала.

Показатель  отношения дебиторской задолженности  к совокупным активам определяется как отношение суммы долгосрочной дебиторской задолженности, краткосрочной дебиторской задолженности и потенциальных оборотных активов, подлежащих возврату, к совокупным активам организации.

Информация о работе Бюджетирование в организации