Бюджетная политика и её основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение бюджетной политики РФ.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы бюджетной политики;
- провести анализ бюджетной политики РФ за последние несколько лет и рассмотреть основные направления развития бюджетной политики;
- выявить основные проблемы бюджетной политики и пути ее совершенствования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Бюджетная политика Российской Федерации 5
1.1 Экономическая сущьность и содержание бюджета 5
1.2 Понятие бюджетной политики и государственного бюджета 7
Глава 2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 - 2015 годов 9
2.1 Основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ, положенные в основу формирования политики на 2013-2015 годы. 9
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики в 2013-2015 гг. 16
2.3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики в РФ 25
Заключение 28
Источники использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 99.39 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

Глава 1 Бюджетная политика Российской Федерации 5

1.1 Экономическая сущьность и содержание бюджета 5

1.2 Понятие бюджетной политики и государственного бюджета 7

Глава 2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый            период 2013 - 2015 годов 9

2.1 Основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ, положенные в основу формирования политики на 2013-2015 годы. 9

2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики в 2013-2015 гг. 16

    2.3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной      политики в РФ 25

Заключение 28

Источники использованной литературы 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В прошлом, в течение  длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство  через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции  объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также  каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить  среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства  оказывает большое воздействие  на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и  будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение  вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Объектом данной курсовой работы является бюджетная политика в РФ и её основные направления. Бюджетная политика — это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой.1

Актуальность выбранной  для исследования темы заключается  в первостепенной важности бюджетной  политики для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении.

Целью работы является изучение бюджетной политики РФ. 
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

- раскрыть теоретические основы бюджетной политики;

- провести анализ бюджетной  политики РФ за последние несколько  лет и рассмотреть основные  направления развития бюджетной  политики;

- выявить основные проблемы  бюджетной политики и пути  ее совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Бюджетная политика Российской Федерации

1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета

Бюджет является основным финансовым планом государства, что  предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления  воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов  РФ и местного самоуправления, являясь  финансовыми инструментами, позволяют  проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России.

Бюджет отражает размеры  необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую  политику в стране. Характер налоговой  политики определяет виды и объемы доходов бюджета.

Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального  дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной  частью финансовых отношений, им присуща  денежная форма.

Бюджет выполняет следующие  основные функции:

- перераспределение валового  внутреннего продукта (ВВП);

- государственное регулирование  и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение  учреждений и организаций бюджетной  сферы и осуществление социальной  политики государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Перераспределение ВВП  осуществляется через две взаимосвязанные  и одновременно проходящие стадии: образование доходов бюджета  и использование бюджетных средств (осуществление расходов).

Доходы бюджета –  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления2.

Образование доходов связано  с принудительным изъятием в пользу государства (местного самоуправления) части ВВП созданного в процессе общественного производства.

Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов  является вновь созданная стоимость  и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).

Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования  государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения  уже полученных доходов по другим уровням.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления3.

Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты.

В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по разделам статьям и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели –  учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным  актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета.

Контрольная функция бюджета  действует одновременно с распределительной  и призвана обеспечить государственный  (муниципальный) контроль за полнотой поступления доходов и эффективным использованием бюджетных средств.

1.2 Понятия бюджетной политики и государственного бюджета

Под бюджетной политикой  понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенных  для удовлетворения общегосударственных  потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

1.      Государственный бюджет – это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;

2.      С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения

Как и в других федеративных государствах, в Российской Федерации  бюджет государства выступает в  виде системы состоящей из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов.

Для свода статистических показателей бюджетной системы  и их анализа используется консолидированный бюджет РФ, который включает бюджет федерального правительства и консолидированные бюджеты субъектов федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

Правовую основу функционирования бюджетной системы составляют Бюджетный  кодекс Российской Федерации и федеральные  законы о федеральном бюджете  на соответствующий год, законы субъектов  федерации о бюджетах субъектов  федерации на соответствующий год  и аналогичных законов местных  органов власти.

Главная роль в регулировании  бюджетных процессов в государстве  принадлежит Бюджетному Кодексу  РФ. Ныне действующий Бюджетный кодекс был принят в июле 1998 года. Он представляет собой свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации. Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Бюджеты любого уровня системы  власти представляет собой главные  финансовые планы государства, субъектов  федерации и муниципальных образований  на текущий год. Все эти планы  имеют силу закона. Составляются они  в форме баланса расходов и  доходов.

 

Глава 2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 - 2015 годов

В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2015 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

2.1 Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013-2015 годы

В 2011 году валовой внутренний продукт России в реальном выражении вырос на 4,3% к предыдущему году, достигнув номинального объема в 54 586 млрд. рублей. В 2011 году по объему реального ВВП российская экономика вернулась на докризисный уровень. В январе-апреле 2012 года, по оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП составил 4,6%. В последующие месяцы 2012 года ожидается замедление темпов экономического роста, что приведет к приросту экономики по итогам 2012 года на 3,4%. В последующие годы  по прогнозу предполагается ускорение темпов роста: с 3,8% в 2013 году до 4,7% в 2015 году. В значительной степени ускорение темпов роста в 2015 году будет связано с высокими ожидаемыми темпами роста инвестиционного спроса.

Инвестиции в основной капитал в 2011 году увеличились на 8,3 %. Росту инвестиций в основной капитал способствовал рост кредитования реального сектора экономики. Прирост кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, по итогам 2011 года составил 26,0 %. Активы банковского сектора по итогам 2011 года увеличились на 23,1 %.

В январе-апреле 2012 года инвестиции в основной капитал  выросли на 13,8 %. Однако в дальнейшем ожидается замедление роста в  связи с высокой базой второй половины 2011 года. По итогам 2012 года ожидается  прирост данного показателя на уровне 6,6 %. Прогнозируется, что прирост  инвестиций в основной капитал вырастет с 6,4% в 2013 году до 7,8% в 2015 году.

Промышленное производство в 2011 году увеличилось на 4,7 %. Основной вклад в рост внесли обрабатывающие производства, которые в 2011 году выросли на 6,5% (при этом наибольшие темпы роста были зафиксированы в производстве машин и оборудования, производстве транспортных средств и оборудования). Прирост добычи полезных ископаемых составил 1,9%, прирост производства и распределения электроэнергии, газа и воды составил 0,1 процента.

В начале 2012 года продолжился рост промышленности. За январь-апрель 2012 года промышленное производство выросло на 3,3 %. По итогам 2012 года ожидается прирост промышленности на уровне 3,1 %. В среднесрочной перспективе  темпы прироста промышленности будут  ускоряться: с 3,4% в 2013 году до 4,2% в 2015 году.

Оборот розничной торговли в 2011 году вырос на 7 %. Основной вклад в прирост внесли непродовольственные товары. В январе-апреле 2012 года прирост составил 7,2 %. По итогам 2012 года ожидается прирост оборота розничной торговли на уровне 6,3 %. В 2013 году прирост оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 5%, в 2014 году – 5,6%, в 2015 году – 5,7 %.

Прирост объема платных услуг населению в 2011 году составил 3 %. В 2011 году основной объем платных услуг населению пришелся на транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги связи. В январе-апреле 2012 года объем платных услуг населению вырос на 4,3%, а по итогам 2012 года ожидается прирост 5 %. Прогнозируется, что объема платных услуг вырастет с 5,5% в 2013 году до 6,3% в 2015 году.

Вместе  с восстановлением экономики в 2011 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2011 года уровень общей безработицы составил соответственно 6,9% против 7,7% в 2010 году. Этому способствовал как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

Уровень безработицы в апреле текущего года составил 5,8 %. В 2012 году ожидается дальнейшее снижение безработицы до 6,1%, а к 2015 году – до 6 %.

Информация о работе Бюджетная политика и её основные направления