Бюджетная политика и её основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение бюджетной политики РФ.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы бюджетной политики;
- провести анализ бюджетной политики РФ за последние несколько лет и рассмотреть основные направления развития бюджетной политики;
- выявить основные проблемы бюджетной политики и пути ее совершенствования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Бюджетная политика Российской Федерации 5
1.1 Экономическая сущьность и содержание бюджета 5
1.2 Понятие бюджетной политики и государственного бюджета 7
Глава 2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 - 2015 годов 9
2.1 Основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ, положенные в основу формирования политики на 2013-2015 годы. 9
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики в 2013-2015 гг. 16
2.3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики в РФ 25
Заключение 28
Источники использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 99.39 Кб (Скачать файл)

· При определении параметров развития пенсионной системы необходимо обеспечить ее сбалансированность, долгосрочную устойчивость и прозрачность для работающих, работодателей и пенсионеров. При выработке мер, направленных на совершенствование пенсионной системы необходимо использовать комплексный подход, рассматривая направления модернизации пенсионной системы с учетом долгосрочных расчетов и актуарных прогнозов, учитывающих параметры пенсионной системы и демографические показатели. Основными задачами реализации мер, направленных на совершенствование пенсионной системы, будут являться обеспечение устойчивости системы и сокращение трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в целях высвобождения ресурсов на решение других социальных задач. Предложения по параметрам развития пенсионной системы будут разработаны к сентябрю 2012 года.

· В целях обеспечения условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы в программном формате будут приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

До конца 2012 года будут утверждены государственные программы «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Государственная программа обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

Остальные государственные программы должны быть утверждены не позднее I квартала 2013 года.

Одновременно  с проектом федерального закона о  федеральном бюджете на 2013-2015 годы в составе документов и материалов будет представлено аналитическое  распределение расходов федерального бюджета по государственным программам, подпрограммам и основным мероприятиям государственных программ.

· Создание условий для повышения качества оказания государственных услуг будет осуществляться на основе данных, полученных в результате мониторинга правоприменительной практики реформы бюджетных учреждений, путем совершенствования нормативной и методической базы.

В 2012 году необходимо законодательно закрепить  за федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими выработку  государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих  сферах, полномочия утверждать в сфере  своей компетенции единые базовые перечни государственных и муниципальных услуг и работ, предусматривающие услуги по полномочиям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Это позволит повысить прозрачность государственных  и муниципальных услуг для  потребителей, в последующем исключить  возможность формального подхода  к их предоставлению, а также перейти  на единые нормативные затраты оказания государственных и муниципальных  услуг.

Кроме того, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации  от 7 мая  2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»  необходимо при определении объемов  субсидий на финансовое обеспечение  выполнения государственных (муниципальных) заданий предусматривать необходимость  поэтапного доведения среднего уровня оплаты труда отдельным категориям работников, оказывающих государственные (муниципальные) услуги и выполняющих работы в сфере образования, науки, здравоохранения, социального обслуживания и культуры, до уровней, установленных названным Указом, с учетом всех источников, включая внебюджетные, а также мероприятий по оптимизации.

При этом, темпы повышения среднего уровня оплаты труда указанным категориям работников должны быть четко увязаны с этапами оптимизационных мероприятий, направленных на повышение эффективности соответствующих отраслей социальной сферы.

Необходимо  обеспечить переход к «эффективному  контракту», который должен четко  определять условия оплаты труда  с учетом «социального пакета» работника  в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения.

Этапы перехода к «эффективному контракту» будут  увязаны с конкретными структурными и институциональными изменениями  в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения.

Алгоритм  подготовки мероприятий по повышению  оплаты труда (дорожная карта) будет  учитывать:

- определение  объема государственных (муниципальных)  гарантий, основанных на стандартах оказания государственных (муниципальных) услуг и учитывающих повышение производительности труда работников;

- определение  прогнозной численности занятых, необходимой для предоставления гарантированных по стандарту услуг - расчет фонда оплаты труда, необходимого для оказания услуг путем:

сопоставления стоимости рабочего времени со средним  значением по экономике региона;

учета всех видов деятельности организации (образование, наука и т.д.);

- подготовку  типового контракта с руководителем  организации (государственной и  негосударственной);

- подготовку  типового контракта с работником, включающего в стоимость труда  социальный пакет (льготы, досрочная  пенсия и т.д.);

- оплату  негарантированных услуг потребителем  с возможностью оказания социальной  помощи нуждающимся и грантов  за выдающиеся успехи.

· В целях разработки и реализации нового этапа развития межбюджетных отношений необходимо:

 – предоставить право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять те категории граждан, которым необходимо оказывать социальную поддержку, исходя из принципа нуждаемости;

– обеспечить переход к распределению всех межбюджетных трансфертов федеральным законом о федеральном бюджете;

– осуществить переход к предоставлению субсидий по принципу «одна государственная программа − одна субсидия»;

– проработать механизмы передачи делегированных полномочий субъектам Российской Федерации в качестве их собственных полномочий с закреплением соответствующих доходных источников субъектов Российской Федерации;

– обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот по региональным и местным  налогам, установленных на федеральном  уровне;

– усилить ответственность регионов за неэффективную бюджетную политику;

– способствовать обеспечению в субъектах Российской Федерации взвешенной долговой политики.

· Основные задачи совершенствования системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации:

– обеспечение постоянного и на приемлемых условиях доступа на долговые рынки;

– снижение стоимости заимствований и расходов на обслуживание долговых обязательств;

– получение дополнительных доходов от управления средствами суверенных фондов.

Для совершенствования системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации планируется создать Российское финансовое агентство, которое будет использовать методы активного управления суверенным долгом и постоянного профессионального присутствия на финансовом рынке, а также применяя различные стратегии инвестирования средств суверенных фондов.

· Для обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса необходимо:

– в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней  и отчетов об их исполнении в понятной, информативной и компактной форме  для граждан;

– создать  Единый портал бюджетной системы  Российской Федерации, который сделает доступной в режиме реального времени структурированную с учетом потребностей заинтересованных пользователей информацию о бюджетном процессе.

Полноценное взаимодействие субъектов бюджетных отношений необходимо построить на единой информационной инфраструктуре системы «Электронный бюджет». При создании системы необходимо учесть общемировые принципы «электронного государства» и обеспечения прозрачности бюджетной деятельности, на каждом этапе формирования, утверждения и аудита финансовой информации.

Стратегическое видение перспективного развития страны, оформленное в систему из одиннадцати Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, сохраняет в приоритетах бюджетной политики модернизацию социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, развитие инфраструктуры, региональное развитие, а также оснащение Вооруженных сил Российской Федерации.

Положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, направленные на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны, должны рассматриваться как определение приоритетных направлений политики, а вытекающие при их реализации расходные обязательства не должны создавать угрозу устойчивости бюджетной системы. Это означает, что для финансового обеспечения обозначенных в Указах приоритетов необходимо пересмотреть и отказаться от не приоритетных расходных обязательств.

2.3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики в РФ

Становление и развитие рыночной экономики привели к  коренной перестройке бюджетного процесса и серьезным изменениям в бюджетной  политике государства.

Политическая экономическая  и, как следствие, финансовая неустойчивость в стране с переходной экономикой обусловили выбор главной цели бюджетной  политики государства в 1990-ые годы –  снижение бюджетного дефицита. Ее реализация происходила в условиях возрастания  государственного долга и снижения собираемости налогов. Свою неспособность  собирать налоги правительство пыталось компенсировать эмиссией своих ценных бумаг. В результате чрезмерный оборот государственных ценных бумаг, захлестнул финансовый рынок, отвлекая денежные средства от реального сектора экономики. Непродуманность бюджетной политики закономерно привела экономику  страну к дефолту в августе 1998 года.

Предпринятые в последние  годы меры по совершенствованию бюджетной  политики в стране привели к росту  ее эффективности, о чем свидетельствует, в частности, некоторый рост доходной части консолидированного бюджета, прежде всего за счет налоговых поступлений. Однако слабость современной бюджетной  системы Российской Федерации очевидна.

Главным направлением бюджетной  деятельности государства должно стать формирование новой концепции бюджетной политики. В первую очередь определение и детализация ее целей.

В западной экономической  литературе выделяют три основные концепции  бюджетной политики государства: 1) концепция ежегодно балансируемого бюджета; 2) концепция бюджета балансируемого в ходе экономического цикла и 3) концепция функциональных финансов. Суть этих концепций рассматривалась в курсе экономической теории. Необходимо отметить, что в отличие от федерального правительства России, для правительств индустриально-развитых стран ежегодно балансируемый бюджет не является основной целью бюджетной политики, начиная со второй половины 40-ых годов.

Совершенствование бюджетной политики государства на современном этапе предполагает также решение таких первостепенных задач как финансовое оздоровление экономики, разработку реальных бюджетов всех уровней, увеличение доходов за счет мер по легализации частнопредпринимательской инициативы, реформирование межбюджетных отношений, укрепление вертикали финансового контроля и др.

Так, например, созданная  в 1994 году система межбюджетных отношений  позволила перейти от индивидуального  согласования объемов финансовой помощи субъектам РФ к единым правилам ее распределения. Однако эта система  не создала в полной мере условий  для обоснования закрепления  расходных полномочий для каждого  уровня бюджетов.

Дальнейшее развитие и  укрепление федерализма в нашей  стране требует совершенствования  законодательства о самоуправлении и территориальных финансах. Крайне актуальной является проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти. Перекладывание федеральным  правительством на местные бюджеты  дополнительных расходов по финансированию социальной сферы и ряда других расходов не сопровождается расширением их доходной базы4.    

В тоже время существует необходимость снижения роли перераспределительных процессов, осуществляемых федеральным правительством. Дотации, субсидии, субвенции как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов - несовершенны. Они не стимулируют у территориальных органов власти развитие хозяйственной инициативы. Такая практика передачи средств ослабляет и возможности финансового контроля.  Главным направлением использования финансовых ресурсов для территорий должно стать финансирование местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных бюджетных доходов.

Информация о работе Бюджетная политика и её основные направления