Бюджетная политика и её основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение бюджетной политики РФ.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы бюджетной политики;
- провести анализ бюджетной политики РФ за последние несколько лет и рассмотреть основные направления развития бюджетной политики;
- выявить основные проблемы бюджетной политики и пути ее совершенствования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Бюджетная политика Российской Федерации 5
1.1 Экономическая сущьность и содержание бюджета 5
1.2 Понятие бюджетной политики и государственного бюджета 7
Глава 2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 - 2015 годов 9
2.1 Основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ, положенные в основу формирования политики на 2013-2015 годы. 9
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики в 2013-2015 гг. 16
2.3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики в РФ 25
Заключение 28
Источники использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 99.39 Кб (Скачать файл)

Работодатели  в 2011 году не только более активно нанимали работников, но и повышали заработную плату. По итогам 2011 года реальная заработная плата выросла на 4,2 %. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2011 году составила 23 693 рубля.

Реальные располагаемые доходы населения в 2011 году увеличились на 0,8 %. Структура использования денежных доходов населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшая часть доходов населения используется на потребление (73,8% в 2011 году против 69,9% в 2010 году). Одновременно сокращается норма сбережения доходов населения с 14,6% в 2010 году до 10,3% в 2011 году.

За январь-апрель 2012 года прирост реальной заработной платы составил 10,3%, реальных располагаемых  доходов – 2,2 %.

По итогам 2012 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 6,3%, а реальных располагаемых доходов населения – на 5 %. В 2013 году прирост данных показателей прогнозируется на уровне 5,4% и 4,5% соответственно, в 2014 году – на 6,3% и 5,3%, в 2015 году – на 6% и 5,2 %.

В 2011 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 12,8 %. При этом прожиточный минимум (в среднем на душу населения) в 2011 году составил 6 369 рублей в месяц. В 2012 году эти показатели составят: доля бедного населения – 12,6%, прожиточный минимум – 6 834 рублей. К 2015 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 346 рублей, при этом доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 11,5 %.

Рост потребительских цен в 2011 году составил 6,1%, что является минимальным значением инфляции за весь постсоветский период. Указанный минимум был достигнут благодаря последовательной политике Банка России, снижению цен на мировом продовольственном рынке, а также хорошему урожаю в Российской Федерации.

По состоянию  на 4 июня 2012 года уровень инфляции составил 2,4% (к декабрю 2011 года). В текущем  году планируется удержать прирост  цен в границах 5-6%, а к 2015 году – снизить до 4-5 %.

По оценке Минэкономразвития России, прирост цен (в среднем) на электроэнергию для всех категорий потребителей в 2011 году составил 13,5%, оптовых цен на газ для всех категорий потребителей – 15,3%, цен на железнодорожные перевозки – 8%, цен на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом – в среднем 10 %.

В 2012 году повышение тарифов предполагается с 1 июля. Это окажет определенное инфляционное давление на экономику. В среднем  для всех категорий населения  прирост цен на электроэнергию прогнозируется в 2012 году на 6-7%, в 2013-2014 годах – по 10-12%, в 2015 году – на 11-13 процентов. В среднем прирост оптовых цен на газ прогнозируется в 2012 году на уровне 7,5%, в 2013-2014 годах – по 15%, в 2015 году – на 14,6-15 %. В среднем прирост цен на железнодорожные перевозки грузов прогнозируется в 2012 году на уровне 6%, в 2013-2015 годах – соответственно на 5,5%, 5% и 5,5%, на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом – по 10% ежегодно.

Экспорт товаров (по методологии платежного баланса) в 2011 году составил 522,0 млрд. долл. США (прирост 30,4% относительно 2010 года). Рост экспорта в основном был связан с увеличением цены основных экспортируемых товаров.

В январе-апреле 2012 года экспорт товаров составил, по оценке     Минэкономразвития России, 181,6 млрд. долл. США. По итогам 2012 года экспорт составит 558 млрд. долл. США, а к 2015 году прогнозируется его рост до 581 млрд. долл. США.

Импорт товаров (по методологии платежного баланса) в 2011 году составил 323,8 млрд. долл. США (прирост 30,2% относительно 2010 года). Положительная динамика была обусловлена увеличением доходов населения, а также реальным укреплением рубля. Увеличение импорта также связано с активизацией инвестиционной активности и восстановлением физических объемов ввоза, в то время как средние контрактные цены росли медленнее.

Импорт  товаров в январе-апреле 2012 года составил, по оценке Минэкономразвития России, 100,1 млрд. долл. США. В 2012 году импорт товаров оценивается на уровне 369,5 млрд. долл. США, а к 2015 году прогнозируется его рост до 484,9 млрд. долл. США.

Средняя цена на нефть «Юралс» в 2011 году составила  
109,4 долл./баррель, увеличившись на 40% по отношению к 2010 году (диаграмма 1). В январе-мае 2012 года средняя цена на нефть составила 115,7 долл./баррель. В настоящее время наблюдается снижение цены на нефть. Средняя цена на нефть в 2013 году прогнозируется на уровне 97 долл./баррель, в 2014 году – 101 долл./баррель, в 2015 году – 104 долл./баррель.

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1

Цена на нефть марки  «Юралс» (долл.США/барр.) 69,3

94,4

61,1

104

101

97

23,0

23,7

27,2

34,4

50,6

61,1

26,8

78,2

109,4

115

0,0

20,0

40,0

60,0

80,0

100,0

120,0

140,0

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012*

2013**

2014**

2015**

* - Оценка Минэкономразвития России

** - Прогноз Минэкономразвития  России

 

На динамику курса рубля в 2011 году оказывали влияние противоположно направленные факторы. Сохранение в течение всего года достаточно высокого положительного сальдо счета текущих операций на фоне благоприятной конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров формировало фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. При этом негативно на укрепление курса рубля влиял отток капитала.

Укрепление  рубля к доллару в реальном выражении по итогам 2011 года составило 8,8% (по сравнению с 2010 годом). Реальный курс рубля к евро за 2011 год вырос на 4,1% (по сравнению с 2010 годом). Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам вырос (по сравнению с 2010 годом) на 4,7 %.

Ослабление  реального курса рубля к доллару  за январь-май 2012 года составило, по оценке Банка России, 3,6% по сравнению с соответствующим периодом 2011 года, а по отношению к евро произошло укрепление на 2,9%. Реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам вырос за январь-май на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В 2012 году, по оценке Минэкономразвития России от 26 апреля 2012 года, укрепление реального эффективного курса рубля составит 4,4 %. К 2015 году ослабление реального эффективного курса рубля достигнет 1,5% по мере снижения профицита счета текущих операций.

В основу формирования бюджета легли макроэкономические показатели, в целом характеризующие  ожидаемый рост российской экономики (Приложение таблица 1.1).

Вместе  с тем, существует ряд внешнеэкономических рисков, которые в среднесрочной перспективе способны оказать негативное влияние на его динамику. В первую очередь, принимается во внимание вероятность начала нового кризиса в мировой экономике, связанного с долговыми проблемами Европы.

Наряду  с долговыми проблемами Евросоюза  существуют и другие сценарии негативного  развития мировой экономики, обуславливающие  высокую вероятность замедления ее роста и соответственно сокращения спроса на энергоносители, приводящего в конечном счете к уменьшению объемов нефтегазовых поступлений в доходы федерального бюджета.

Так, в оценках Всемирного банка и МВФ в части возможной динамики цен на энергоносители учитываются следующие факторы:

- замедление  роста экономик стран Восточной Азии, снижающие прогнозный уровень цены на нефть в среднесрочной перспективе на 20% (в долгосрочной перспективе – на 10 процентов);

- рост  предложения сланцевой и сверхтяжелой  нефти, снижающий спрос на иные нефтепродукты и ведущий к снижению прогнозного уровня цены на нефть в долгосрочной перспективе до уровня около 80 долл. США/барр. (в долларах 2011 года).

В этой связи, необходимо крайне осмотрительно формировать  долговую и бюджетную политику, целенаправленно снижая уровень ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Кроме того, для минимизации возможных негативных последствий ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры необходимо предусмотреть в пределах утвержденных параметров бюджета механизмы возможного перераспределения ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы.

При этом механизмы и инструменты антикризисной  государственной политики должны быть заранее проработаны. Должны быть заблаговременно определены варианты возможной корректировки параметров бюджета в случае резкого снижения цены на нефть на мировом рынке и ухудшения экономической ситуации.

 

    1.  Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы

В 2013 – 2015 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В 2013 – 2015 годах и в период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершающейся в текущем году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

После подведения итогов ее реализации планируется разработка новой Программы повышения эффективности  управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее – новая Программа  повышения эффективности управления общественными финансами), направленная на решение задач, сформулированных в Бюджетном послании.

Основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу являются:

1) укрепление  макроэкономической стабильности  и обеспечение бюджетной устойчивости;

2) разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;

3) определение  параметров развития пенсионной  системы;

4) обеспечение  условий для формирования и  исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 – 2016 годы в программном формате;

5) создание  условий для оказания качественных  государственных услуг;

6) разработка  и реализация нового этапа  развития межбюджетных отношений;

7) совершенствование  системы управления государственными  активами и обязательствами Российской  Федерации;

8) обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

· Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.

При планировании расходов федерального бюджета в рамках применения бюджетных правил предлагается основываться на базовой цене на нефть. При этом под базовой ценой на нефть в 2013 – 2015 годах предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период для 2013 года, шестилетний и семилетний периоды для 2014 и 2015 годов соответственно.

В дальнейшем планируется ежегодно увеличивать отчетный период определения базовой цены на нефть на один год до достижения 10 лет.  

В соответствии с бюджетными правилами предлагается при превышении базовой цены на нефть избыток нефтегазовых доходов направлять в Резервный фонд до достижения его нормативной величины, равной 7% ВВП. В случае, если прогнозная цена на нефть окажется ниже базовой цены, на покрытие возникающего вследствие уменьшения доходов дефицита бюджета будут использоваться средства Резервного фонда.

После достижения нормативной величины Резервного фонда бюджетными правилами предусматривается сбережение дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния. При этом часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации.

В соответствии с бюджетными правилами:

- предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта;

- общий объем планируемых расходов на очередной финансовый год не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период;

- общий объем планируемых расходов на первый год планового периода без учета условно утвержденных расходов в размере 2,5 % от общего объема расходов не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.

Введение  бюджетных правил с 1 января 2013 года позволит в 2013-2015 годах снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, начать сокращение ненефтегазового дефицита и увеличить Резервный фонд (Приложение таблица 2.1).

· В рамках долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года планируется:

– сформировать в соответствии с бюджетными правилами основные характеристики федерального бюджета и параметров бюджета расширенного Правительства до 2030 года;

– определить предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственных программ на период до 2020 года;

– сформулировать  основные подходы к структурным реформам, увязав их с объективными бюджетными ограничениями, наметить ключевые направления бюджетных реформ и другие меры по повышению эффективности бюджетных расходов.

Информация о работе Бюджетная политика и её основные направления