Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть бюджетное планирование и прогнозирование.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение бюджетной системе и бюджетному управлению, определить информационную базу бюджетного менеджмента, сущность бюджетного планирования и прогнозирования, методы планирования и пронозирования, необходимость, этупы разработки и формирование перспективного финансового плана, а также полномочия субъектов РФ в этом процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, содержание, методы бюджетного планирования и прогнозирования
1.1. Сущность, система, основные модели и элементы бюджетного планирования……………………………………………………………………….
1.2. Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования…………
1.3. Методы прогнозирования и планирования………………………………...
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджета……………
3.1. Необходимость перспективного финансового планирования и этапы разработки перспективного финансового плана…………………….
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая хорошая .doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

     В целом методы экстраполяции, основанные на продлении тенденций прошлого и настоящего на будущий период, могут использоваться в прогнозировании лишь при периоде упреждения до пяти или семи лет. Важнейшим условием является наличие устойчиво выраженных тенденций развития какого-либо явления или процесса социально- экономической действительности. При более длительных сроках прогноза эти методы не дают точных результатов.

     Распространение методикой описания тех или иных процессов и явлений служит моделирование, которое следует понимать как исследование объектов познания на их моделях. Она предполагает построение моделей реально существующих предметов и явлений: живых организмов, инженерных инструкций, общественных систем, различных процессов, в том числе и социально-экономических. Моделирование считается достаточно эффективным средством прогнозирования.

     В научной литературе термин «модель» означает какой-либо условный образ  объекта исследования. Модель –  это схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе. Модель конструируется субъектом исследования так, чтобы  операции отображали характеристики объекта, существенные для цели исследования (взаимосвязи, структурные и функциональные параметры и т.п.) Модель – один из важнейших инструментов бюджетного прогнозирования, научного познания исследуемого процесса. Поэтому вопрос об адекватности модели объекту (т.е. о качестве отображения) правомерно решать лишь относительно определённые цели.

     Содержанием процесса моделирования являются: конструирование  модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделение его существенных характеристик или признаков; теоретический и экспериментальный анализ модели; сопоставление результатов моделирования с фактическими данными об объекте или процессе; корректировка и уточнение модели.

     Для описания моделей (включая алгоритмы и их действия) используется математический аппарат. Это связано с преимуществами математического подхода к много стадийным процессам обработки информации, использованием идентичных средств формирования задач, поиска методов их решения, фиксации этих методов и их преобразования в программы, рассчитанные на применение средств вычислительной техники.

     Эта модель показывает зависимость потребности  в финансировании от двух факторов; количества потребителей бюджетных  услуг и норм расходов и называется дескриптивной (описательной).

     Применение  математических методов является необходимым  условием для разработки и использования  методов моделирования в прогнозировании  бюджетов всех уровней, что обеспечивает высокую степень обоснованности, действенности и своевременности прогнозов развития системы государственных финансов. При этом используют систему моделей прогнозирования бюджетов, под которой следует понимать совокупность методик и моделей, позволяющую дать согласованный и непротиворечивый прогноз налоговой базы, контингентов потребителей бюджетных услуг, основывающийся на изучении складывающихся в текущем и будущем периодах тенденций и закономерностей, на заданных целевых установках, на имеющихся источниках финансирования, выявленных потребностях бюджета и их динамике.

     В прогностике выделяют различные  виды моделей: оптимизационная, статистические (с учетом фактора времени) и динамические, факторные, структурные, комбинированные  и др. В зависимости от уровня агрегирования один и тот же тип  моделей может быть применен к различным экономическим объектам. Отсюда выделяют модели макроэкономические, межотраслевые, межрегиональные, отраслевые, региональные. Моделирование применяется не только в прогнозировании бюджетов, но и в планировании.

     Глава 3

     3.1 Необходимость перспективного финансового планирования

     Международный опыт свидетельствует о том, что  практика составления годового бюджета  стала дополняться планированием  бюджета на многолетнюю перспективу. Потребность в многолетнем бюджетном  планировании связана, в частности, с необходимостью учета в финансовом планировании долгосрочных эффектов от принимаемых сегодня решений в области налогообложения и расходных обязательств, учета влияния на потребности в государственном финансировании долгосрочных внешних факторов (социальных, демографических, экономических), а также возможности осуществлять целенаправленную политику, что может быть особенно важным при решении приоритетных государственных задач.

     В настоящее время все страны Европейского Союза разрабатывают среднесрочные  бюджетные программы. Общим требованием Европейской комиссии является представление ими ежегодно трехлетней программы стабильности и роста. Международный опыт показал, что наиболее приемлемой и разумной является разработка трехлетних бюджетных планов, в которых первый год является очередным бюджетным годом, на который составляется годовой бюджет, а два других — годы, следующие за очередным годом. Бюджетные планы с большим горизонтом планирования подвержены риску значительных ошибок в прогнозах бюджетных доходов и колебании экономической конъюнктуры.

     Одной из задач бюджетной реформы РФ в настоящее время является переход к среднесрочному (на несколько лет) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснование изменений, вносимых на основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировка или разработка бюджетных корректировок на последующие годы прогнозного периода.

     Перспективный финансовый план разрабатывается в  целях:

     • информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных  тенденциях развития экономики и  социальной сферы;

     • комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, финансовой политики;

     • отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

     Перспективное бюджетное планирование позволяет  решать следующие задачи:

     • обеспечение среднесрочной сбалансированности доходов и расходов;

     • определение приоритетов развития территории и их отражение в перспективном  финансовом плане, а через него в  бюджетах, с учетом ограничений по доходам;

     • формирование обоснованных и реалистичных программ по реализации приоритетов развития территории;

     • осуществление мониторинга и  анализа степени достижения поставленных целей и качества прогнозов;

     • повышение обоснованности стратегических решений;

     • повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

     В соответствии со ст. 174 Бюджетного кодекса  перспективный финансовый план –  документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной  финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

     Перспективный бюджетный план можно сравнить со своего рода бизнес-планом территории, из которого видны, например, источники погашения по внешним и внутренним обязательствам.

     Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

     Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых:

     первый  год-это год, на который составляется бюджет;

     следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

     Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа. Такой порядок обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований и, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями социально-экономической политики и условиями их достижения

     Исходной  базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.

     Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного  среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

     Перспективный финансовый план составляется по укрупненным  показателям бюджетной классификации. При разработке перспективного финансового  плана не требуется точного указания отдельных статей доходов и расходов - достаточно использования более расширенных, укрупненных показателей бюджетной классификации.

     3.2 Этапы разработки перспективного финансового плана

     Ежегодный цикл бюджетного планирования начинается после утверждения законодательным (представительным) органом проекта бюджета, но не позднее начала года, предшествующего прогнозируемому, и заканчивается после принятия указанным органом бюджета на очередной финансовый год.

     Перспективный финансовый план разрабатывается в  рамках цикла финансового планирования и осуществляется в три этапа.

     На  первом этапе разрабатываются и  утверждаются сценарные условия  и основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики.

     Сценарные условия содержат прогнозируемые на плановый период значения основных макроэкономических показателей, к числу которых рекомендуется отнести:

     1. Динамику валового регионального  продукта (для субъектов Федерации), объем промышленного производства, оборота оптовой и розничной  торговли (преимущественно для муниципальных  образований).

     2. Динамику темпов роста базовых  отраслей экономики с выделением  тех отраслей экономики (видов  деятельности), которые имеют наибольшее  социально-экономическое значение  для данной территории.

     3. Прогноз индекса розничных цен,  цен и тарифов на платные услуги, цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, как федерального уровня (газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, теплоэнергия), так и местного уровня (локальные монополии).

     4. Объемы производства продукции  (товаров, работ, услуг) по группам подакцизных товаров и наиболее значимым отраслям экономики, в том числе с выделением показателей по малому предпринимательству и крупнейшим налогоплательщикам.

     5. Среднегодовую стоимость амортизируемого  имущества, остаточную стоимость  основных фондов, кадастровую стоимость земли.

     6. Оборот розничной торговли, платные  услуги населению.

     7. Численность населения (в том  числе численность занятых в  экономике, по различным социально  значимым группам).

     8. Инвестиции в основной капитал  в разрезе всех источников финансирования, в том числе за счет средств регионального (местного) бюджета, включая межбюджетные трансферты из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы, направляемые на софинансирование капитальных расходов.

     9. Фонд заработной платы.

     10. Величину прожиточного минимума  в расчете на душу населения  и по основным социально-демографическим  группам населения и иных наборов  товаров и услуг, применяемых  для определения объемов финансирования  отдельных расходных полномочий.

     11. Прибыль и убытки организаций.

     12. Стандарты оплаты населением  жилищно-коммунальных услуг.

     13. Уровень износа основных фондов  по отдельным отраслям экономики,  включая жилищно-коммунальное хозяйство,  пассажирский транспорт.

     14. Дополнительные показатели, отражающие  специфику региона (муниципалитета).

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование