Бюджетный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенационального социально-экономического развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.
Таким образом, предметом исследования данной работы является бюджетный процесс.
Целью данной работы является освещение теоретических аспектов бюджетного процесса в Российской федерации, изучение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, а так же особенности контроля за исполнением бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 5
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА 10
ГЛАВА 3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс в РФ.docx

— 60.93 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 5

ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА 10

ГЛАВА 3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главными средствами перераспределения  доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики  и экономической политики являются бюджет и налоги. Через бюджет перераспределяется значительная часть ВВП страны. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов. По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный бюджет (госбюджет) это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.

 Под бюджетным процессом  подразумевается регламентируемая  нормами права деятельность по  составлению и рассмотрению проектов  бюджетов, а также по контролю за их исполнением. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разного уровня в РФ, а также контроль за исполнением и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ регулируются Бюджетным кодексом РФ1.

 Сущность бюджетного  планирования состоит в централизованном  распределении и перераспределении  валового внутреннего продукта  и национального дохода между  звеньями финансовой системы  на основе общенационального социально-экономического развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

 Таким образом, предметом  исследования данной работы является  бюджетный процесс. 

 Целью данной работы  является освещение теоретических  аспектов бюджетного процесса  в Российской федерации, изучение  порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, а так же особенности контроля за исполнением бюджета.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И УЧАСТНИКИ  БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

 

Бюджетный процесс как  правовой механизм направлен на принятие реального бюджета, законов (решений) о бюджете и государственных внебюджетных фондов, а также на эффективное их исполнение.

В настоящее время основным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс, является Бюджетный кодекс РФ2. Однако, учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, бюджетный процесс имеет место на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления.

Понятие бюджетного процесса в РФ дано в ст. 6 БК РФ. Здесь он определен как регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс — это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии:

- составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

- рассмотрение и утверждение проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

- исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

- составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и государственных внебюджетных фондов3.

При этом на всех стадиях  бюджетного процесса имеет место государственный финансовый контроль.

Статья 154 БК РФ определяет исчерпывающий  перечень участников бюджетного процесса.

Президент Российской Федерации  является участником бюджетного процесса федерального уровня. Согласно ст. 170 БК РФ, глава государства направляет Федеральному Собранию РФ не позднее  марта года, предшествующего очередному финансовому году, Бюджетное послание, в котором определяется бюджетная  политика России на очередной финансовый  год и плановый период.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава  муниципального образования выделены в отдельную группу: они являются  участниками бюджетного процесса соответственно регионального и местного уровней.

Законодательные (представительные) органы государственной власти и  представительные органы местного самоуправления. Их общие полномочия закреплены в ст. 153 БК РФ. На федеральном уровне это Государственная Дума Федерального Собрания РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 164 БК РФ).

Исполнительные органы государственной  власти. Их общие полномочия определены в ст. 154 БК РФ. На федеральном уровне к ним относятся Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство. Центральный банк Российской Федерации; его бюджетные полномочия установлены в ст. 155 БК РФ. В статье 164 БК РФ Банк России назван среди участников бюджетного процесса на федеральном уровне, но он также является участником бюджетного процесса на региональном и местном уровнях, так как обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля; их общие полномочия закреплены в ст. 157 БК РФ. На федеральном уровне к ним отнесены Счетная палата РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ст. 164 БК РФ).

Органы управления государственными внебюджетными фондами. На федеральном  уровне участниками бюджетного процесса являются органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, т.е. органы управления Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и  Федеральным фондом обязательного  медицинского страхования РФ. На региональном уровне это органы управления государственными внебюджетными фондами субъектов  РФ, т.е. органы управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств. Согласно ст. 6 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение  науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств; распорядитель бюджетных средств - орган государственной  власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Общие бюджетные полномочия главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств содержатся в ст. 158 БК РФ.

Главные администраторы (администраторы) доходов  бюджета. Согласно ст. 6 БК РФ, администратор доходов бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; главный администратор доходов бюджета - определенный  законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета. Бюджетные полномочия главного администратора и администратора доходов бюджета установлены в ст. 160.1 БК РФ.

Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета. Согласно ст. 6 БК РФ, администратор  источников финансирования дефицита бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган  местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право  в соответствии с Бюджетным кодексом проводить операции с источниками  финансирования дефицита бюджета; главный  администратор источников финансирования дефицита бюджета - определенный законом  о  бюджете орган государственной  власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган  управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в  своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета4.

Бюджетные полномочия главного администратора и администратора источников финансирования дефицита бюджета определены в ст. 160.2 БК РФ.

Получатели бюджетных  средств. Согласно ст. 6 БК РФ, получатель бюджетных средств - орган государственной  власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Общие бюджетные полномочия получателей бюджетных средств определены в ст. 162 БК РФ.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного  процесса, являющихся федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления установлены Бюджетным кодексом РФ и нормативными правовыми актами соответственно Президента и Правительства  РФ, законами субъектов РФ и иными  нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  и местных администраций.

Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов вытекают из общеправового статуса, основанного  на принципе разделения власти: законодательные  органы власти в Российской Федерации  и в ее субъектах, представительные органы власти на местах осуществляют законотворчество, принимая законы (решения) о бюджете на той или иной территории, а также утверждая отчеты в  форме законов (решений) об их исполнении.  

ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

 

Составление проектов бюджетов - прерогатива высших органов исполнительной власти.

Исключительными полномочиями на составление проекта федерального бюджета наделено Правительство РФ (ст. 114 Конституции РФ5, ст. 15 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»6, ст. 171 БК РФ). Ответственность за составление проектов бюджетов субъектов РФ возложена на высшие органы исполнительной власти данных субъектов, а за составление муниципальных бюджетов - на местные администрации муниципальных образований.

Исключительность полномочий указанных органов власти означает возложение на них ответственности за содержание проекта бюджета. Так, Государственная Дума при рассмотрении проекта закона о федеральном бюджете, представленного на рассмотрение Правительством РФ, вправе поставить вопрос о доверии Правительству РФ (ст. 202 БК РФ). Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Важнейшей особенностью бюджетного планирования является составление  среднесрочных проектов  бюджетов рассчитанных на три года (на очередной  финансовый год и два плановых).

В настоящее время действует  ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»7, а так же принятое для его реализации Постановление Правительства8.

Обязательный трехлетний бюджет составляется только на федеральном  уровне. Субъектам Российской  Федерации  и  муниципальным образованиям предоставлено  право самостоятельно определять срок, на который составляется их бюджет - один или три года. Выбор срока бюджетного планирования должен быть отражен в законе субъекта РФ или в акте представительного органа муниципального образования (п. 4 ст. 169 БК РФ).

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ