Методы внутреннего аудита управленческой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – система внутреннего аудита управленческой отчетности на примере ОАО «Ростелеком»
Цель исследования заключается в рассмотрении методов внутреннего аудита управленческой отчетности.
Для достижения этой цели решены следующие задачи:
- рассмотрены методы и приемы внутреннего аудита;
- рассмотрена система внутреннего аудита на ОАО «Ростелеком;
- проанализирована методика проведения внутреннего аудита управленческой отчетности ОАО «Ростелеком;
- предложены пути совершенствования внутреннего аудита управленческой отчетности ОАО «Ростелеком».

Файлы: 1 файл

Магистерская Методы внутреннего аудита управленческой отчетности 123(1).doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Итоговым документом по результатам проделанной работы является отчет службы внутреннего аудита о проделанной работе, который составляет и подписывает руководитель службы внутреннего аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

Во второй главе был рассмотрен анализ действующей практики внутреннего аудита управленческой отчетности в корпорации ОАО «Ростелеком».

Факты хозяйственной деятельности компании ОАО «Ростелеком» свидетельствуют об лидерских позициях, которые занимает компания на рынке предоставления услуг связи.

Также были рассмотрены история и учетная политика компании.

Следует заметить, что в ОАО «Ростелеком» в целях совершенствования стандартов корпоративного управления компании и формирования надежной и прозрачной системы внутреннего контроля создан департамент внутреннего аудита, основными задачами которого являются:

- ориентация на интересы клиентов, непрерывное совершенствование;

- мотивация к действиям и  оценка по реальным достижениям;

- простота и полномочия: максимальное  облегчение выполнения задач и наделение полномочиями.

Проведение внутреннего аудита управленческой отчетности на ОАО «Ростелеком» осуществляется следующим образом:

1) создается  группа внутреннего  аудита, определяется ее состав (все  члены группы имеют высшее  образование и опыт проведения подобных проверок);

2) ознакомление аудиторов с документами, на соответствие которым будет  проводиться проверка;

3) составляется перечень вопросов, на которые нужно получить  ответы;

4) проводится установочное совещание;

5) планируется процедура аудита и составляется программа;

2) аудит показателей управленческой  отчетности (в рамках аудита опрашивается  руководство и работники, контролируется  надлежащее использование и условия  хранения документов);

3) составляется отчет (отчет о  результатах такого контроля составляется в течение 5 рабочих дней).

Внутренний аудит управленческой отчетности проводился с применением статистического метода аудиторской выборки (аудиту подвергались не все статьи управленческих учетов, а только те, которые связаны с денежными средствами), проведения аналитических процедур.

В процессе проведения внутреннего аудита управленческой отчетности были выявлены факты несоответствия между собой некоторых форм отчетности, что связано с человеческим фактором и формированием отчетов в разных валютах без корректного учета курсовых разниц.

Итоговым документом по результатам проделанной работы является отчет службы внутреннего аудита о проделанной работе, который составляет и подписывает руководитель службы внутреннего аудита.

 

ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

3.1 Предложения по преодолению проблем формирования управленческой отчетности организаций

Для принятия управленческих решений основным источником информации является бухгалтерская отчетность, формированию которой предшествуют такие этапы (рис. 15).

 

Рис. 15 - Этапы, предшествующие формированию БО

 

Кроме этого, Башкатовой Л.И. был рассмотрен порядок составления бухгалтерской отчетности в хозяйстве, в результате чего раскрыто содержание каждой статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках организации, а также рассмотрены изменения в бухгалтерской отчетности за 2013 г. в сравнении с отчетностью за предыдущие периоды.44

Для своевременного выявления и исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности рекомендуется использовать совокупность следующих методов:

- Регулярное проведение инвентаризаций  имущества и обязательств организации, в том числе – сверка расчетов  с контрагентами.

- Анализ данных, содержащихся в  регистрах бухгалтерского учета, в том числе – проверка сопоставимости  показателей по периодам (проверяется  соответствие уровня доходов  уровню расходов).

- Проверка нестандартных проводок  и крупных (существенных) операций.

- Сопоставимость показателей (арифметическо - логический контроль) бухгалтерской отчетности.45

Ивашкевич В. Б. считает, что в настоящее время многие предприятия не разрабатывают внутренний документ, который отражал бы порядок формирования суммы по каждой строке форм отчетности.

Такая форма внутреннего документа должна быть утверждена в учетной политике организации.

По мнению Ивашкевича В. Б., документ, показывающий увязку данных регистров бухгалтерского учета с формами отчетности, должен иметь следующий вид46 (таблица 15).

 

 

Таблица 15

Фрагмент увязки учетных данных из регистров с формами бухгалтерской отчетности ОАО «Ростелеком» за 2012 г.

 

Указанная выше форма должна ежегодно корректироваться, в зависимости от перечня рабочих счетов конкретной организации, что облегчит работу бухгалтерской службы по составлению бухгалтерской отчетности.

Таким образом, приведенные выше рекомендации позволят предприятиям организовать более точное ведение бухгалтерского учета, а также формирование полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, что сделает процесс подачи информации с целью управления корпорации более прозрачным и доступным.

3.2 Усовершенствование информационного обеспечения для проведения внутреннего аудита ОАО «Ростелеком» 

 

Решение проблем с информационной и финансовой "прозрачностью" 

Цель отчетности какого-либо предприятия заключается в представлении информации о его финансовом положении, финансовых результатах, изменениях финансового положения предприятия. Прозрачность отчетности обеспечивается за счет полного раскрытия и достоверного представления полезной информации, необходимой широкому кругу пользователей для принятия экономических решений. В связи с этим, информация, раскрываемая в отчетности, должна быть достаточно легкой для интерпретации.

Для обеспечения стратегического управления организации необходима учетно-аналитическая информация, которая подчерпывается из различных источников: бухгалтерской и финансовой отчетности организации.47

Качественная характеристика информации представляет собой набор определенных атрибутов, которые делают такую информацию, полезной для пользователя.48

В случае, если на предприятии отсутствует качественная информация, то даже руководители могут не знать всех проблем финансового положения их предприятия. Кроме того, в заблуждение могут быть введены и внешние пользователи информации.

Результатом применения качественных характеристик информации является достоверная и правдивая финансовая отчетность предприятия, которая может обеспечить объективное представление такой информации.

Основными качественными характеристиками являются характеристики, которые представлены на рис. 16.

 

Рис. 16 - Качественные характеристики информации

 

Формирование информационного обеспечения для целей внутреннего аудита является первым уровнем решений, связанных с организацией деятельности предприятия.49

Именно учетно-аналитическое обеспечение определяет предприятие как конкурентную организацию при реализации соответствующей предпринимательской деятельности для достижения желаемого результата.

Такая структура может способствовать или мешать реализации выбранной стратегии за установленной оптимального (неоптимального) распределения конкретных задач по достижению стратегических целей между элементами предприятия.50

Учетно-аналитическое обеспечение является основой организации работ для реализации намеченного плана: оно устанавливает границы взаимосвязи подразделений, способствующие реализации стратегии, а также определяет оптимальное соотношение обязанностей, прав и ответственности персонала.

В ОАО «Ростелеком» создана матричная структура и функциональная структура Генеральной дирекции.

Переход к организационной структуре предприятия производится по совокупности задач, решаемых в рамках конкретного бизнеса, и совокупности рабочих мест, группируемых в соответствующие подразделения предприятия, а также обеспечение необходимых взаимосвязей между ними. Установление обязанностей, прав и ответственности персонала определятся процедурами делегирования полномочий и разработкой необходимых положений и инструкций, закрепляющих организацию деятельности подразделений и персонала по реализации стратегии и достижению целей предприятия.

Проведение стратегических изменений на предприятии, необходимых для реализации его стратегических целей, является очень сложной задачей и составляет суть функции организации для достижения успеха конкретной предпринимательской деятельности и предприятия в целом (во взаимодействии с другими функциями управления).

По итогам исследования состояния корпоративного управления в крупнейших компаниях стран с развивающейся экономикой, ежегодно проводимого журналом Euromoney, «Ростелеком» был признан ведущей компанией в регионе Центральной и Восточной Европы и стран СНГ в области корпоративного управления.51

В ходе исследования эксперты и аналитики Euromoney провели оценку состояния корпоративного управления 234 компаний по таким параметрам, как финансовая прозрачность, организационная структура, система управления, система взаимоотношений с инвесторами и акционерами (соблюдение прав миноритарных акционеров, гарантии прав инвесторов, предоставление акционерам и инвесторам достоверной информации о деятельности компании), позиции компании на рынке, инновационный характер деятельности компании и профессионализм  сотрудников.

Еще одним примером правильного управления компанией является тот факт, что ОАО «Ростелеком»по по итогам исследования прозрачности российских компаний, которое уже третий год проводит независимое международное рейтинговое агентство Stanad  Poor ’s  занял первое место.

В ходе исследования Stanad  Poor ’s оценивало раскрытие информации среди 50 компаний по следующим критериям: структура собственности и отношения с инвесторами, финансовая и операционная информация, состав и процедуры работы Совета директоров и менеджмента. Как отмечает Stanad  Poor ’s, несмотря на то, что прозрачность – лишь один из множества аспектов корпоративного управления, это – важный элемент формирования доверия инвесторов, который нередко отражает уровень общих стандартов управления.

Уровень раскрытия информации у «Ростелекома» по результатам исследования составил 85%, тогда когда как Индекс транспарентности других российских компаний – 46%.52

Совет директоров ОАО «Ростелеком» принял решение о создании Комитета по аудиту, состоящего из 3-х независимых директоров, не имеющих права голоса, в состав Комитета по аудиту также вошел неисполнительный директор – представитель ОАО «Связьинвест».

Создание комитета по аудиту стало очередным шагом по дальнейшему совершенствованию и развитию системы корпоративного управления Компании, в рамках которого ранее были созданы Комитет по стратегическому планированию и Комитет по кадрам и компенсациям Совета директоров.53

При создании Положения по аудиту были использованы лучшие мировые стандарты корпоративного управления, включающие в себя требования как российского  законодательства и правил листинга российских фондовых бирж, так и законодательства США о ценных бумагах и правил листинга Нью-Йорской фондовой биржи.

В соответствии с Положением основной целью создания Комитета по аудиту является содействие в обеспечении контроля со стороны Совета директоров Компании за квалификацией и независимостью независимого аудитора Компании; за деятельностью структурного подразделения Компании, осуществляющего функции внутреннего контроля, осуществлением своих функций независимым аудитором; за качеством и полнотой финансовой (бухгалтерской) отчетности Компании; за соблюдением Компанией требований применяемого законодательства и компетентных государственных органов.

Помимо этого Комитет по аудиту содействует обеспечению фактического участия членов Совета директоров в осуществлении контроля в отношении деятельности Компании по указанным выше вопросам.

Раскрытие информации необходимо, чтобы обеспечить информационную прозрачность поля деятельности корпорации. Для широкого круга интересующихся это означает возможность быстрого и недорогого получения достоверной и актуальной информации об интересующих их фактах.

Процесс раскрытия отличается от других действий по информированию общественности тем, что он зарегулирован - законодательно предписаны состав обязательной к раскрытию информации для субъектов рынка и сама процедура раскрытия (рис. 17).

 

Рис. 17 – Схема раскрытия информации

 

 

Таким образом, решение проблем с информационной и финансовой "прозрачностью" подразумевает наличие нескольких факторов:

1) Информационной политики Компании;

2) Конфиденциальной информации;

Информация о работе Методы внутреннего аудита управленческой отчетности