Анализ товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и систематизация теоретических и методических основ анализа товарооборота и формирования стратегии деятельности (поведения) торгового предприятия на рынке и определения направлений по увеличению товарооборота.

Содержание работы

Введение 2
I.Общая характеристика товарооборота 4
1.1. Сущность товарооборота 4
1.2. Классификация товарооборота 5
II. Методы анализа товарооборота предприятия 8
2.1. Общая характеристика анализа товарооборота 8
2.2 Характеристика основных показателей анализа товарооборота 14
III.Планирование товарных запасов 18
3.1.Понятие и виды товарных запасов 18
3.2. Структура товарных запасов 23
3.3.Факторы, влияющие на величину товарных запасов 26
Заключение 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

купленый реферат.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Товарооборот выражает экономические отношения, возникающие на конечной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем обмена на денежные доходы населения.

Под розничным товарооборотом понимают объем реализованных товаров  народного потребления населению  и другим потребителям в денежном исчислении.

Розничный товарооборот – один из важнейших показателей  социально-экономического развития страны, характеризующий заключительный этап движения товаров в сферу потребления.

Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового  предприятия. Он характеризует объем  деятельности предприятия, от него зависит  объем валового дохода и прибыли.

Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости  товаров народного потребления, созданных в процессе производства. В результате возмещается производственные затраты и создаются условия  для дальнейшего развития производства.

Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народного потребления.

Целью данной курсовой работы является изучение и систематизация теоретических и методических основ анализа товарооборота и формирования стратегии деятельности (поведения) торгового предприятия на рынке и определения направлений по увеличению товарооборота.

Поставленная цель курсовой работы предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:

1.Определение понятия и сущности товарооборота, его классификации;

2.Рассмотрение сущность анализа товарооборота предприятия; 

3.Раскрыть основы формирования  торговых запасов предприятия.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились  законодательные акты, нормативные  документы по вопросам организации торговых операций. При этом были использованы источники учебной литературы, методические материалы, монографии, периодическая литература.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились  законодательные акты и нормативные документы по вопросам учета и анализа основных средств. Базовыми источниками послужили работы Баканова М.И., Савицкой Г.В., Любушина Н.П. Для целей изучения организации учета и проведения анализа на промышленном предприятии использовались регистры по учету и отчетности. Наиболее полно методика анализа и прогнозирования товарооборота, на мой взгляд, раскрыта в учебнике Любушина Н.П. "Анализ финансово-экономической деятельности предприятия".

При написании дипломной  работы были использованы различные методы исследования: изучение и анализ нормативных документов, обобщение научных исследований и практического материала, наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Общая характеристика товарооборота

1.1. Сущность товарооборота

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот - процесс обмена товара на деньги. Владелец товара - торговое предприятие - за деньги передает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров через акты купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как объекта продажи и продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.[1 – c 45].

К показателям, которые  характеризуют товарооборот торгового  предприятия, относятся: объем товарооборота  в стоимостном выражении по текущим  ценам; объем товарооборота в  стоимостном выражении по сравнительным  ценам; ассортиментная структура товарооборота  по отдельным группам товаров (руб., проценты); однодневный объем товарооборота (руб.); объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы; объем товарооборота на общей площади, в том числе торговой площади; время обращения товаров (дне оборота); скорость товарооборота (количество оборотов).

Товарооборот торгового  предприятия можно рассматривать: как результат деятельности предприятия  торговли, его экономический эффект; как показатель товарного потребления  населения (в социально-экономическом аспекте), один из показателей уровня жизни (по классификации ООН). [1 – c.46].

Показатели товарооборота  имеют количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном выражении, качественная - это структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

1.2. Классификация товарооборота

На предприятиях товарооборот выражается в сумме денежной выручки за проданные товары, на основании чего можно говорить о значимости данного предприятия на потребительском рынке. [1 – c. 80].

Как экономический показатель, розничный товарооборот отображает объем товарной массы (в денежном выражении), что переходит к сфере личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку от продажи, из другой, - сумму расходов населения на приобретение товаров. Динамика розничного товарооборота отображает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Розничный товарооборот как статистический показатель отображает объем продажи товаров населению  через все каналы реализации: на официально зарегистрированных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках. [1 – c. 82].

В розничный товарооборот не включается стоимость стеклянной посуды, которая имеет залоговую цену, проданного с товаром (из-под алкогольных и безалкогольных напитков, молочных продуктов и других товаров).

Розничный товарооборот определяется по ценам фактической реализации на момент отпуска товаров покупателю, независимо от времени уплаты денег.

В состав розничного товарооборота  включается также отпуск за безналичными расчетами из розничной сети и сети общественного питания:

- продуктов питания  заведениям здравоохранения; социального  обеспечения и образования (больничным, профилактическим, домам отдыха, для  лиц преклонного возраста, общего  образования, дошкольного воспитания, воспитание детей, которые остались без опеки родителей) для организации питания соответствующих слоев населения;

- продовольственных товаров  судам морского и речного флота,  рыболовецким промышленным судам,  для питания экипажей судов,  туристов, пассажиров в судовых  вагонах-ресторанах; геологоразведочным партиям для питания работников экспедиций, а также отдельных непродовольственных товаров на текущие нужды для реализации членам экипажей;

- товаров подарочного  ассортиментов к праздникам и  новогодним подаркам для детей. 

Кроме дохода от продажи товаров, торговые предприятия могут получать доходы и из других источников, в частности, от посреднической деятельности и от других видов деятельности.

Товарная структура  розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы[1 – c. 75].

Оптовый товарооборот классифицируется по назначению и в форме организации  товародвижения. По назначению товарооборот делится на оптовый товарооборот по реализации и внутрисистемный товарооборот. Оптовый товарооборот по реализации – продажа товаров предприятиями оптовой торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клерингу (безналичный расчет). Внутрисистемный оптовый товарооборот – отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других, непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Сумма этих видов товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот. [1 – c. 82].    

В зависимости от организации  товародвижения каждый из этих видов товарооборота может делиться на складской и транзитный. Складской оптовый товарооборот – это продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий.

Транзитный оптовый  товарооборот – поставка товара производителями  непосредственно розничной сети.      

Транзитный товарооборот в свою очередь подразделяется на транзитный товарооборот без участия  торговой базы в расчетах (организуемый) и транзитный товарооборот с участием торговой базы в расчетах, то есть торговое предприятие участвует в процессе товарообмена либо как посредник, получающий за организацию товародвижения комиссионные, либо как собственник, оплативший стоимость товара. [1 – c. 91].    

В тех случаях, когда  имеет место определенная технологическая  обработка товара на предприятии (транспортировка, хранение, оптовая подсортировка и т.д.) товарооборот относится к оптовому. В случаях реализации товара без какой-либо технологической обработки (например, через биржи, ярмарки) имеет место оптово-посреднический товарооборот.     

Отличительная особенность предприятий внедомашнего питания: объединения в рамках одного предприятия процессов производства, реализации и организации потребления продукции. Оборот делится по реализации продукции собственного производства (наибольший удельный вес) и по реализации покупных товаров. Розничный товарооборот включает в себя:

1.продажу продукции собственного производства и покупных товаров через обеденные залы, буфеты, а также продажа продукции через розничную и мелкорозничную сеть, принадлежащую самим предприятиям;

2.реализацию продукции через передвижную сеть;

отпуск питания работникам предприятия по льготным ценам. [1 – c. 93].

3.  Оптовый товарооборот состоит из продажи полуфабрикатов, мучных и кондитерских изделий другим  предприятиям внедомашнего питания и розничной торговли

2. Методы анализа товарооборота предприятия

2.1. Общая характеристика  анализа товарооборота

 

На небольших торговых предприятиях, ( магазин или небольшая  торговая сеть) аналитики не имеют  возможности выделять какие-либо показатели и рассматривать их в динамике, и поэтому не проводят анализ и действуют по интуиции, не опираясь на цифры. А в крупных магазинах и сетях сотрудники располагают колоссальными возможностями, имеют полную картину деятельности магазина в различных срезах, но не всегда пользуются необходимыми инструментами. Иногда бывает так: анализ проводится по множеству показателей, результаты представлены в многочисленных таблицах и графиках. Но существуют они больше для отчетности. [1 – c. 75].

Рассмотрим, для каких задач и с какой периодичностью применяются различные виды анализа в розничной компании (см. Таблицу 1). Будет не лишним напомнить, что основной принцип проведения анализа – его нисходящий характер. Это означает, что на первом этапе анализ проводится по крупным блокам, чтобы увидеть основные тенденции в работе магазина, а далее процесс идет вглубь товарных подгрупп и линеек по видам или маркам. Сразу становятся видны сильные и слабые места, проблемы, на решение которых можно потратить много сил, а результат окажется незначительным. Так, может принести мало пользы оптимизация ассортимента внутри товарной группы, если эта группа находится на неудачном месте в торговом зале, занимает слишком много или слишком мало площади (площадь не соответствует значению товарной группы), или неэффективно расположена в соответствии с типом спроса на товар. 

 

 

 

 

Методы анализа товарооборота

В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделить следующие: определение объема розничного товарооборота по торговым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране; контроль за ходом выполнения плановых показателей; определение товарной структуры розничного товарооборота, изучение структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по стране; изучение покупательского спроса населения и степени его удовлетворения; исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота; исследование закономерностей развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам; изучение региональных особенностей развития товарооборота в целом и по торговым системам; анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота. [2 – c. 44]. 
Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений. [2 – c. 44].

Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.

Информация о работе Анализ товарооборота