Анализ товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и систематизация теоретических и методических основ анализа товарооборота и формирования стратегии деятельности (поведения) торгового предприятия на рынке и определения направлений по увеличению товарооборота.

Содержание работы

Введение 2
I.Общая характеристика товарооборота 4
1.1. Сущность товарооборота 4
1.2. Классификация товарооборота 5
II. Методы анализа товарооборота предприятия 8
2.1. Общая характеристика анализа товарооборота 8
2.2 Характеристика основных показателей анализа товарооборота 14
III.Планирование товарных запасов 18
3.1.Понятие и виды товарных запасов 18
3.2. Структура товарных запасов 23
3.3.Факторы, влияющие на величину товарных запасов 26
Заключение 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

купленый реферат.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Товарные запасы как  категория товарного обращения  обеспечивают стабильный процесс обращения  товаров и выполняют определённые функции:

  • обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;
  • удовлетворяют платёжеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
  • характеризуют соотношение между объёмом и структурой спроса и предложения. [4 – c.189 ].

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах оптовых и розничных  предприятий, на складах предприятий-производителей, в пути. Это обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями  в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиками и торговым предприятием; звенностью товародвижения; возможностями для хранения товаров; необходимостью образования страховых резервов и другими.

Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам.


  • по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути. Товарные запасы на предприятиях торговли включают в себя товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз. Они необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей; [5 – c.53 ].
  • по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения составляют основную массу всех запасов торгового предприятия. Они предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах и должны постоянно пополняться. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных видов товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, ёлочные украшения и т.д. [5 – c.53 ]. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдалённых районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий. Кроме этих видов товарных запасов в эту группу относят некоторые авторы и товарные запасы целевого назначения /9/. Они создаются на предприятиях торговли для обеспечения определённых целей, не связанных с текущей реализацией товаров. [5 – c.55 ]. Например, для стимулирования сдачи населением вторсырья; для выдачи товарных выигрышей по лотереям; для стимулирования закупки у населения отдельных видов сельскохозяйственного сырья или продуктов и т.д.;
  • по срокам  различают товарные запасы на отчётную дату, входные или начальные, то есть на начало периода, выходные или конечные, то есть на конец периода;
  • по показателям – абсолютные в стоимостном и натуральном измерении и относительные в днях-оборотах.
  • по величине товарные запасы бывают максимальные, минимальные и средние. Масса товарных запасов в розничных предприятиях должна находиться в предельном соответствии с объёмом товарооборота. Малые товарные запасы иногда привлекают менеджеров низкими расходами по их содержанию. Однако малые запасы таят в себе угрозу. В условиях быстроменяющейся конъюнктуры торговли и под влиянием случайных факторов при малом запасе могут возникнуть перебои в торговле отдельными наименованиями товаров. Что в конечном итоге  приведёт  к утрате позиций в конкурентной борьбе, потерям в розничном товарообороте, потере возможных доходов и прибыли. [5 – c.55 ].

Большие запасы позволяют привлечь покупателей широким ассортиментом товаров, обеспечить регулярную, бесперебойную торговлю всеми наименованиями товаров. Вместе с тем большие запасы связаны с опасностями на предприятии: повышение расходов по их содержанию, замедление оборачиваемости средств, вложенных в товары. Возникает риск потери качества товаров при длительном хранении, устаревания фасона, модели, что в свою очередь может привести к трудностям сбыта, росту расходов, снижению прибыли.

Таким образом, слишком малые и слишком  большие размеры товарных запасов могут отрицательно сказаться на финансовых результатах торговой деятельности.

  • Помимо такой классификации товарных запасов, данной в учебниках по экономике предприятия, существует и  другая, которая учитывает функции, выполняемые товарными запасами, и время их учета. [5 – c.68 ].
  • Так, например, в логистике выделяют следующие признаки классификации товарных запасов: [5 – c.68 ].
  • по исполняемой функции товарные запасы подразделяют на текущие, подготовительные, страховые, сезонные и переходящие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения организаций торговли и потребителей. Текущие запасы составляют основную часть товарных запасов, и их величина постоянно меняется. Подготовительные запасы (или запасы буферные) формируются в случае необходимости подготовить товарную продукцию к отпуску потребителям. Например, доработка, подсортировка, фасовка, упаковка готовой продукции, придание ей товарного вида. Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения периодичности  и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути из-за непогоды и т. д. В отличие от текущих  запасов размер гарантийных запасов – величина постоянная. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства и их реализации. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу торговой организации во время сезонного перерыва в производстве и потреблении продукции. Переходящие запасы – это остатки товарных запасов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления товаров в отчетном и следующем за отчетным периодом до очередной поставки.
  • по времени учёта, такая классификация позволяет выделить различные количественные уровни запасов.  -  объём заказа

  - максимально желательный уровень

-      пороговый уровень

- текущий запас

- гарантийный запас

- время учета  

Максимально желательный  уровень определяет уровень товарного  запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами, который может превышаться. Этот товарный запас используется как ориентир при расчете норматива объёма заказа.

  • Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени наступления очередного заказа, то есть он показывает количество дней нахождения товаров в виде запаса. [5 – c.72 ].

Текущий запас соответствует  уровню запаса в любой момент учёта. Он может совпасть с максимально  желаемым запасом, пороговым уровнем  или гарантийным запасом.

Гарантийный запас (или  запас страховой) аналогичен гарантийному запасу в классификации по исполняемой функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

  • Можно также выделить неликвидные запасы – так называют длительно неиспользуемые товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа. Это единственный вид запаса, который не соответствует определенным выше критериям. [5 – c.73 ].

 

3.2. Структура товарных  запасов

Создаваемые на предприятиях торговли товарные запасы оцениваются рядом показателей – суммой запасов в стоимостном выражении; количеством запасов в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота.

  • Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, то есть регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов всё время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель – относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося  в магазине на определённую дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов. Товарные запасы в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определённую дату) на однодневный товарооборот соответствующего периода: [5 – c.84 ].

ТЗдн = ТЗ/Орто                                                                                                                       

где ТЗдн – уровень товарных запасов, дни оборота;

       ТЗ  – сумма  товарных запасов  на определённую дату, руб.;

       Орто – объём однодневного товарооборота, руб.

Товарные запасы могут  выражаться в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т.д.) и в  стоимостных (в рублях). [5 – c.85 ].

Кроме того, размеры товарных запасов непосредственно связаны  со скоростью обращения товаров. При неизменном объёме товарооборота ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.

Скорость обращения  товаров или время, в течение  которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Средний товарный запас  рассчитывается по формуле средней  хронологической:

ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 + . . . +1/2 ТЗn) / (n – 1)                 (2)

  • где  ТЗср – средние товарные запасы, руб.; [5 – c.85 ].

 

       ТЗ0, ТЗ1,ТЗ2 … ТЗn  - товарные запасы на конкретные даты, руб.;

       n – количество периодов.

Или по формуле средней  арифметической простой:

ТЗср = (ТЗн + ТЗк) / 2                                                                  (3)

где  ТЗн – товарные запасы на начало периода, руб.;

       ТЗк  – товарные запасы на конец периода, руб.

Для расчёта товарооборачиваемости  в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот  за этот же период:

Тоб = ТЗср / Орто                                                                           (4)

где  Тоб – товарооборачиваемость или время обращения, дни;

        ТЗср – средние товарные запасы, руб.;

        Орто – объём однодневного товарооборота, руб.

Товарооборачиваемость может выражаться и числом  оборотов:

Тоб = РТО / ТЗср                                                                          (5)

где Тоб – коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов /14/.

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения позволяет осуществить больший объём товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов на хранение товаров, сокращению товарных потерь и т.д.

  • Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы. [5 – c.90 ].

Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой  и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.

3.3.Факторы, влияющие на величину товарных запасов

Величина товарных запасов  и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов. [5 – c.94 ].

Условно все факторы можно разделить  на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия. Совокупность всех факторов можно представить в виде схемы (Рисунок 3).

  • К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие. [6 – c.46 ].

1. Соотношение между спросом  и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.

2. Объём розничного  товарооборота. Для торговых предприятий  с большим объёмом товарооборота  характерны, при прочих равных  условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников. [6 – c.46 ].

Информация о работе Анализ товарооборота