Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:43, контрольная работа

Описание работы

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Банкротство - это неотъемлемая составляющая рыночной экономики. Главный смысл этой процедуры - возрождение экономики, бизнеса, производства. С этой точки зрения банкротная процедура является не только неизбежной реальностью для большинства предприятий, но и очевидным благом. Банкротство - это средство защиты от кредиторов, возможность получить отсрочку по уплате долгов, провести реструктуризацию и обновить бизнес.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление..doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

 

1) динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление  новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т.д.; 2) динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т.д.; 3) состояние международной торговли, ее динамика, основные страны - экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т.д.; 4) динамика оптовых цен в ведущих странах - производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т.д.

 

7. Роль и функции  антикризисного регулирования. Регламентирование  и творческое регулирование.

В антикризисном управлении предприятием решающее значение имеет  построение тщательно продуманной стратегии управления. Поэтому, необходимый начальный этап в разработке стратегии антикризисного управления предприятием - комплексная и своевременная диагностика его состояния. Диагностику кризиса на микроуровне можно разбить на два этапа - качественной и количественной идентификации объекта. Для выявления кризиса в процессе диагностики используются следующие методы - аналитические, экспертные, методы линейного и динамического программирования, построение экономико-математических моделей исследуемого предприятия. В работе диагностика кризиса на предприятии анализируется с учётом всех рассмотренных выше подходов. В финансовом подходе последовательно анализируются: макросреда предприятия (политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение); конкурентная среда предприятия (покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, новые потенциальные конкуренты, товары-заменители); внутренняя среда предприятия (оценка эффективности текущей стратегии, SWOT-анализ, оценка конкурентоспособности цен и издержек предприятия методом «цепочки ценностей», угроз и возможностей для предприятия). С точки зрения финансового подхода, сущность антикризисной стратегии заключается в маневре денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации осуществляется последовательно в три этапа: * Устранение неплатежеспособности: продажа краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, избыточных производственных запасов, деинвестирование. продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы; *Восстановление финансовой устойчивости: остановка нерентабельных производств, выведение из состава предприятия затратных объектов, совершенствование организации труда и оптимизация числен­ности занятых на предприятии, уменьшение текущей финансовой потребности, выкуп долговых обязательств с дисконтом, конвертация долгов в уставный капитал, форвардные контракты на поставку продукции предприятия; *Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде: повышение конкурентных преимуществ продукции, увеличение денежного компонента в расчётах, увеличение оборачиваемости активов. В работе последовательно проанализированы сильные и слабые стороны каждой из этих методик и установлена наиболее оптимальная очередность их применения.

К функциям антикризисного регулирования – относится вид деятельности, который отражает предмет управления, и определяют его результат. Он отвечают на простой вопрос: что нужно, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений. Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление. 1. Нет управления без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы “Паблик рилейшнз”. 2. Одной из важных характеристик антикризисного регулирования и управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления. 3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития. Существуют разные стратегии,  наиболее важными из которых являются следующие:· предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;· выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;· противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;· стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;· рассчитанного риска;· последовательного вывода из кризиса;· предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.Антикризисное регулирование и управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов. Регламентирование - жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения. Регламентирование - Установление правил, определяющих порядок какой-либо деятельности. Организационный метод управления, служащий для установления границ, рамок деятельности. Результатом регламентирования является установление регламента. С помощью регламентирования определяется порядок деятельности государственных органов, учреждений и предприятий. Регламентирование в управлении проявляется в статике и в динамике. Регламентирование в статике определяет статус звеньев системы управления или всей системы, цели и задачи каждого звена, его место в системе управления, взаимосвязи с другими звеньями и т.п. и выражается в форме уставов, положений о предприятии, об отделе, цехе, должностных инструкций. Регламентирование в динамике определяет протекание процесса управления во времени, использование рабочего времени и выражается в форме технологического регламента, регламента совещания, регламента выполнения функций, процедур управления, распорядка рабочего дня руководителя, работы отдела и т.п.

 

8. Система антикризисного  регулирования. Ее элементы и  механизмы. Стратегия антикризисного регулирования. Политика антикризисного регулирования.

Система антикризисного регулирования: Включает целостную  совокупность элементов, находящихся  в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий  от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства. Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства. Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом. Особую роль играет мониторинг. От его чувствительности зависит степень реактивности работы всей системы.  Механизмами (энергией), приводящими данную систему в действие и обеспечивающими ее функционирование, являются: выработка стратегии, политики и принципов антикризисного регулирования и учреждение его участников; наработка законодательной и нормативно-методической базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия; принятие мер, направленных на преодоление неплатежей. Основная задача института несостоятельности (банкротства) заключается в том, что коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом. В соответствии с этой позицией принципами антикризисного регулирования являются: создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий; ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника; предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса; сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи; введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий; защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала; защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов; справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже. Участниками антикризисного регулирования являются различные службы и организации. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России): 13 межрегиональных территориальных служб по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению — Центральная, Сибирская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская, Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская, Волго-Вятская, Дальневосточная, Северная, Северо-Западная, Северо- Кавказская, Южная (в их составе в каждом областном и краевом центре функционируют территориальные агентства); такая организационная структура позволяет принимать решения о судьбах несостоятельных предприятий с учетом социально-экономической ситуации, преодолевая местнические интересы субъектов Российской Федерации; два территориальных органа Свердловской и Московской областей. ФСФО России выполняет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, связанные с антикризисным регулированием. Федеральная (центральная и территориальные) межведомственная балансовая комиссия по финансовому оздоровлению, в состав которой входят специалисты из департаментов финансов, банков, клиринговых центров, способные критически оценить баланс предприятия и целесообразность направления финансовых потоков. Деятельность комиссий направлена на финансовое оздоровление предприятий без судебных процедур. В их функции входит также анализ краткосрочных графиков погашения задолженностей. Коллегии уполномоченных государственных представителей-кредиторов, основной функцией которых является предварительное (досудебное) изучение истории банкротства предприятия, реструктуризация долга, разработка графиков погашения задолженности и осуществление контроля исполнения обязательств перед кредиторами. Некоммерческое партнерство «Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих» (НП РГПАУ) — объединение специалистов по антикризисному управлению, их профессиональных организаций и иных юридических лиц, содействующих развитию антикризисного управления в России. Гильдия имеет трехзвенную организационную структуру: территориальный, межрегиональный и федеральный уровни. Гильдия антикризисных управляющих — орган, координирующий деятельность предприятий в ближайшей перспективе посредством разработки конкретных программ и планов по их финансовому оздоровлению. Она самостоятельно выполняет те функции, которые федеральная служба не в состоянии выполнить эффективно. Основными функциями гильдии являются: формирование и развитие нормативно-правовой базы в сфере антикризисного регулирования и управления, формирование свода профессиональных и морально-этических норм, правил и стандартов осуществления деятельности по антикризисному управлению; создание системы внутрикорпоративного мониторинга, надзор за деятельностью лицензированных арбитражных управляющих, формирование команд антикризисных управляющих, разработка и реализация стратегии финансовой поддержки антикризисных управляющих, методическое сопровождение практики антикризисного управляющего, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по антикризисному управлению. Арбитражные суды. Властные структуры и профильные ведомства, в т. ч. департаменты управления инвестициями, фонды по поддержке малого бизнеса, службы занятости, государственные налоговые службы, налоговая полиция, внебюджетные фонды, контрольно-ревизионные комиссии, консалтинговые фирмы, антикризисные управляющие.

 

   9. Технология антикризисного  регулирования. Принципы антикризисного  регулирования.

Технология антикризисного регулирования - совокупность способов, приемов, форм и методов (далее по тексту -- меры), с помощью которых осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризиса предприятий. принципами антикризисного регулирования являются: создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий; ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника; предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса; сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи; введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий; защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала; защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов; справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

 

10. Законодательная база антикризисного регулирования. Участники антикризисного регулирования. Меры антикризисного регулирования.

Участниками АКР являются различные службы и организации.1.Агентство  по вопросам предупреждения банкротства  предприятий и организаций; 2.Украинский центр реструктуризации предприятий и развития частного сектора; 3.арбитражные суды;  4.властные структуры и профильные ведомства (фонды поддержки малого бизнеса, службы занятости, налоговые инспекции, внебюджетные фонды, контрольно-ревизионные комиссии, консалтинговые фирмы;  5.антикризисные и арбитражные управляющие; 6.предприятия и организации, попавшие в кризисную ситуацию. 3.Меры антикризисного регулирования.Все меры АКР несостоятельностью предприятий можно объединить в две группы.1.Профилактические меры, предупреждающие наступление кризисного состояния у предприятий. К ним относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий. 2.Меры, применяемые к предприятиям-банкротам, - это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных предприятий, законодательно разрешенные государством. Санация состояния предприятия может быть: внесудебной, когда проводится без участия арбитражного суда и , соответственно, без официального объявления банкротства; досудебной, предполагающей предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздоровление; арбитражной в соответствии с действующим законодательством.  Популярные профилактические меры по АКР: - консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве;  - создание специализированных компаний по антикризисному управлению;- обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий: осуществление институциональных преобразований, разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения, развитие инфраструктуры инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот, создание доступного информационного банка достижений НТП, обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, продажа или передача на взаимовыгодных условиях поступающих объектов и объектов незавершенного строительства, стимулирование спроса отечественных производителей на конкурентоспособные технологии, лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности, формирование региональных фондов перспективных проектов. - формирование библиотеки инвестиционных проектов региона, предназначенной для посещаемых регион инвесторов, создание имиджа благополучного в финансово-экономическом отношении региона, повышение инвестиционной привлекательности региона; - льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики;  - совершенствование законодательства и усиление контроля за его выполнением;  - предоставление гарантий при финансировании, а также прямое бюджетное финансирование проектов;  - приоритетное предоставление недвижимой собственности и земельных участков в пользование предпринимателям;  - анализ рыночной конъюнктуры на перспективу; - создание условий для добросовестной конкуренции; целевая подготовка персонала с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования; обучение собственников, руководителей, специалистов, менеджеров; социальная дифференциация кадров;  - формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства; - выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности;  налоговые льготы, упрощение порядка расчетов по налогам для малых предприятий;- предоставление права первоочередного выкупа арендуемых объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств. Существуют четко обозначенные направления принятия мер антикризисного регулирования деятельности предприятий, составляющие разные варианты антикризисной политики: предупреждение кризиса, преодоление его последствий в щадящем режиме и жесткое следование нормам законодательства. Их избирают в зависимости от сложившихся обстоятельств. Каждый вариант антикризисной по направлении, во-вторых, защитить от разорения социально значимые предприятия, в- третьих, цивилизованным путем обеспечить развязку отношений вокруг несостоятельности предприятий.

  

                                   11. Внесудебная, судебная и арбитражная  санация.

Санация - Система государственных мер по предотвращению банкротства предприятий, фирм, улучшению их финансового состояния посредством кредитования, реорганизации, изменения вида выпускаемой продукции или иным образом. Санацию имеет смысл проводить только в том случае, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность данного предприятия. С юридической точки зрения санация бывает двух видов. Досудебная санация - реорганизация предприятия, при которой его собственником, кредитором, участниками или иными лицами должнику оказывается финансовая помощь, достаточная для погашения всех долгов и восстановления его платежеспособности. Эта помощь может быть либо безвозмездной, либо должник добровольно берет на себя обязательства в пользу лиц, ее предоставивших. Судебная санация (внешнее управление предприятием) - процедура банкротства, применяемая по решению арбитражного суда в целях восстановления платежеспособности предприятия, с передачей полномочий по руководству внешнему управляющему. Продолжительность санации не должна превышать 18 мес. Если по окончании этого периода цели санации достигнуты, она завершается, и процедура по делу о банкротстве прекращается. Основные методы и способы санации: уменьшение акционерного капитала путем сокращения выпуска новых акций и их обмена на большее количество старых; снижение номинальной стоимости акций, в результате чего прибыль распределяется на меньший капитал, который в дальнейшем служит основой для получения новых кредитов; предоставление правительственных субсидий и новых банковских кредитов, льготных займов, льгот по налогообложению, пролонгирования погашения (отсрочка) платежей, ранее полученных ссуд; ликвидация санируемого предприятия и создание на его базе нового; слияние (поглощение) санируемого предприятия с другой фирмой или компанией; полная или частичная национализация и др. Внесудебные процедуры реализуются до обращения в арбитражный суд либо помимо него. В качестве внесудебной процедуры Законом о банкротстве предусмотрена досудебная санация - мера по предупреждению банкротства. В соответствии с данным Законом собственником имущества должника- унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника - юридического лица и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановлении платежеспособности. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Внесудебной процедурой является также добровольное объявление о банкротстве должника. При наличии признаков банкротства руководитель должника, собственник унитарного предприятия (соответствующий орган управления) имеют право объявить о банкротстве должника и его ликвидации. Условием добровольного объявления о банкротстве должника и его ликвидации является письменное согласие всех кредиторов должника. Руководитель должника обязан рассмотреть требования кредиторов, включить их в реестр и приступить к расчетам в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. При наличии письменного возражения хотя бы одного кредитора против ликвидации руководитель обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. С таким же заявлением в любой момент до завершения процедуры ликвидации может обратиться в суд любой из кредиторов. Внешнее Управление (судебная Санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему». САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ - ДОЛЖНИКА - реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику. Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником предприятия-должника, кредитором в арбитражный суд до принятия им решения по делу о банкротстве предприятия. Основание для проведения санации - наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами. В случае удовлетворения ходатайства о санации арбитражный суд с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов объявляет конкурс желающих принять участие в санации. Участники санации обязаны выполнить принятые обязательства перед кредиторами в полном объеме и несут за их выполнение солидарную ответственность. В случае прекращения санации арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. Достижение цели санации дает основание арбитражному суду для вынесения определения о ее завершении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При этом сохраняются все права участников санации, установленные в соглашении о санации.

Информация о работе Антикризисное управление