Бенчмаркинг как современный метод управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Управление качеством продукции на современном предприятии осуществляется при помощи комплекса методов. Обширный арсенал методов позволяет управлять качеством продукции не только после того, как продукция произведена, но и в течение всего процесса производства, что в условиях ограниченности ресурсов является наиболее ценным.
Соответственно, управление качеством продукции, а также методы, с помощью которых осуществляется управление, являются актуальным и представляют особую значимость в управленческом цикле.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..
Глава 1. Качество как объект управления
1.1 Качество как экономическая категория…………………………………….
1.2 Качество как фактор конкурентоспособности…………………………....
1.3 Процессы и функции управления качеством продукции на
современных предприятиях…………………………………………………….
Глава 2. Анализ основных методов управления качеством продукции на современном предприятии
2.1 Классификация методов управления качеством продукции……………..
2.2 Анализ научно-технических методов управления качеством продукции на современном предприятии………………………………………………
2.3 Статистические методы как важнейший инструмент управления качеством продукции………………………………………………………..
Глава 3. Бенчмаркинг как современный метод управления качеством продукции
3.1 Понятие и сущность бенчмаркинга………………………………………..
3.2 Бенчмаркинг как метод управления качеством продукции……………...
3.3 Организация бенчмаркинга как метода управления качеством продукции……………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Методы управления качеством продукции.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..                                                                                                               

Глава 1. Качество как объект управления

  • 1.1 Качество как экономическая категория…………………………………….
  • 1.2 Качество как фактор конкурентоспособности…………………………....
    • 1.3 Процессы и функции управления качеством продукции на 

    • современных предприятиях…………………………………………………….

    Глава 2. Анализ основных методов управления качеством продукции на современном предприятии

      1. Классификация методов управления качеством продукции……………..
      2. Анализ научно-технических методов управления качеством продукции на современном предприятии………………………………………………
      3. Статистические методы как важнейший инструмент управления качеством продукции………………………………………………………..

    Глава 3. Бенчмаркинг как современный метод управления качеством продукции

      1. Понятие и сущность бенчмаркинга………………………………………..
      2. Бенчмаркинг как метод управления качеством продукции……………...
      3. Организация бенчмаркинга как метода управления качеством продукции……………………………………………………………………

    Заключение………………………………………………………………………...

    Список использованной литературы…………………………………………..

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    На современном этапе  в условиях рыночных отношений со стороны потребителя предъявляются высокие требования к качеству продукции. В связи с ограниченными возможностями использования ресурсов обеспечение качества выпускаемой продукции является основой выживания предприятий. Если фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она конкурентоспособна и рентабельна. Поэтому для того, чтобы товар был конкурентоспособным и качественным, производителю требуется постоянно повышать характеристики и свойства выпускаемой продукции.

    На каждом предприятии  на качество продукции влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся технический уровень производства, а также факторы организационные, экономические, социально-психологические. Данные факторы – важные составляющие выпуска конкурентоспособной продукции. Внешние факторы – это требования покупателей, конкуренция, нормативные документы в области качества продукции, обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей и т. д.

    Управляя внутренними  факторами, предприятие может влиять на качество выпускаемой продукции с целью производства высококачественных товаров, способных удовлетворять запросы потребителей.

    Управление качеством  продукции на современном предприятии  осуществляется при помощи комплекса  методов. Обширный арсенал методов  позволяет управлять качеством  продукции не только после того, как продукция произведена, но и в течение всего процесса производства, что в условиях ограниченности ресурсов является наиболее ценным.

    Соответственно, управление качеством продукции, а также  методы, с помощью которых осуществляется управление, являются актуальным и представляют особую значимость в управленческом цикле.

    Проблема управления качеством достаточно широко разработана  в литературе, так как является актуальной в настоящее время. Существует большое количество изданий по этой теме как отечественных, так и зарубежных авторов. Бенчмаркинг широко рассматривается в публицистике, а также издаются различные пособия по организации бенчмаркинга на предприятиях, так как в последняя время бенчмаркинг стал достаточно активно использоваться в силу возможности его применения к различным бизнес-процессам, а не только к управлению качеством продукции. Но в связи с тем, что бенчмаркинг относительно молодое понятие для России и не полностью еще исследовано, научной литературы по этому вопросу мало.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. Качество как объект управления

    1.1 Качество как экономическая категория

    В современной научной  литературе качество рассматривается  как емкая, сложная и универсальная  категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества выделяют такие его основные аспекты как: философский, социальный, технический, экономический и правовой. Каждый из данных аспектов отражает определенную сторону понятия «качество» и имеет важное теоретическое и практическое значение.

    Необходимость изучения категории «качество» с экономической  точки зрения возникла в результате развития экономического пространства и научно-технического прогресса.

    В связи с этим ученые стали разрабатывать собственные  подходы к определению понятия качества с экономических позиций.

    Одними из первых в 50-х  годах прошлого столетия к категории  «качество»  с точки зрения экономики  серьезно обратились японские ученые в области теории и практики управления качеством. При исследовании эволюции экономического понятия «качество» в Японии можно выделить следующие типы его соответствия:

    • стандарту;
    • применению;
    • стоимости;
    • скрытым потребностям потребителей.

    Стандарт определял  качество как товар, соответствующий  намерениям производителей и органов власти. Соответствие применению является средством, способным гарантировать удовлетворение потребностей рынка. Соответствие стоимости означает достаточно высокое качество и низкую цену; эти требования являются универсальными практически для всех потребителей. Соответствие скрытым потребностям на рынке означает выпуск товаров, удовлетворяющих таким потребностям, о которых потребитель еще не догадывается. Такой ориентир позволяет добиваться главенствующего положения на рынке и установления более высокой цены. Данный подход характерен и для сегодняшнего дня.

    Профессор Гарвардской  школы бизнеса Д. Гарвин, рассматривая понятие «качество», определяет пять наиболее существенных его характеристик.

    Они заключаются в  соответствии:

    • стандарту;
    • техническим показателям лучших товаров-аналогов;
    • качества требованиям покупателей;
    • качества платежеспособному спросу, а также степени точности соблюдения всех производственных процессов.

    Для поддержания качества нельзя нарушать ни один из выбранных  критериев. Если товар остался не востребованным, то он не может считаться качественным.

    Понятие «качество продукции» как экономической категории  неразрывно связано с понятием потребительной стоимости. Согласно К. Марксу «полезность вещи делает ее потребительной стоимостью». 

    В настоящее время с экономических позиций качество рассматривается как результат потребления или потребительской стоимости исследуемого объекта. Поскольку потребности в качестве того или иного объекта разнообразны, постольку это качество оценивается потребителями по-разному. Следовательно, с экономической точки зрения важно знать, насколько качество соответствует потребности, иначе не всякое высокое качество – благо. Для того чтобы удовлетворять потребности человека, товар должен иметь определенные свойства, а степень соответствия между свойствами товара и удовлетворяемыми с его помощью потребностями определяет качество товара. Так, Деминг писал: «Потребитель – самое важное звено производственной линии. Качество должно быть направлено на удовлетворение его потребностей – настоящих и будущих».

     

    1.2 Качество как фактор конкурентоспособности

    Происходящие в мировой  экономике процессы, меняющиеся соотношения между предложениями и запросами рынков приводят к изменению роли качества в обеспечении конкурентоспособности. Для достижения делового совершенства, обеспечивающего компании долговременные конкурентные преимущества, менеджмент обязан проводить активную опережающую политику в области качества, которая нацеливает все ресурсы организации на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон – потребителей и акционеров, сотрудников и поставщиков. То есть качество продукции во многом определяет уровень развития такого показателя деятельности предприятия, как его конкурентоспособность, другими словами, успех той или иной фирмы зависит от конкурентоспособности  выпускаемых ею товаров.

    Применительно к продукции конкурентоспособность  представляет собой потенциальную  возможность продукции быть успешно  реализованной на рынке. Таким образом, конкурентоспособность продукции может проявиться только при ее реализации в условиях конкурентного рынка, выступая при этом в виде конкурентоспособности товара.

    Целью обеспечения  конкурентоспособности продукции  и конкурентоспособности товара является получение прибыли в результате успешной реализации данной продукции на рынке. 

    Только товар высокой  степени качества может быть востребован  на рынке, и только те фирмы и предприятия, которые уделяют значительное внимание вопросам обеспечения и управления качеством продукции, могут рассчитывать на выживание и получение прибыли.

    В свое время отдел  стратегического планирования корпорации General Electric провел исследования влияния различных рыночных факторов на прибыльность компаний. Эти исследования были продолжены Wharton School of Business и стали известны под аббревиатурой PIMS Study. В результате было установлено следующее.

    • Самое важное условие, влияющее на рентабельность бизнеса, - качество продукции.
    • Виды бизнеса, предлагающие товары и услуги с более высокими качествами, чем остальные участники рынка, обычно имеют крупные рыночные доли и часто первыми выходят на сои рынки.
    • Качество положительно и сильно связано с более высокой доходностью на инвестиции у почти всех видов продуктов и почти во всех рыночных ситуациях. Исследования PIMS показывают, что компании, предлагающие продукты отличного качества, имеют выручку от продаж в три раза выше по сравнению с продуктами, которые потребители воспринимают как низкокачественные.
    • Производители с высоким качеством обычно могут устанавливать более высокие цены.

    Исследование также  доказало, что суждения потребителей о продукции основываются не только на представлениях об ее качестве, но так  же на оценках ее полезности или  на соотношении «цена-качество»1.

    Так как качество в  настоящее время подразумевает ориентацию на потребителя, оно должно быть соотнесено с нуждами потребителя и его ожиданиями и должно быть им оценено. Проводя сравнение товаров, предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственным потребностям. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, то есть получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат.

    Из всего  вышесказанного следует, что качество приравнивается к удовлетворенности потребителя, которая наилучшим образом представлена понятием «Ценность за деньги» в виде

    Q = Cs = V / C,

    Где Q – качество; Cs – удовлетворенность потребителя; V – ценность продукции с точки зрения потребителя; C – стоимость или затраты, которые понес потребитель.

    Потребитель покупает продукцию  для того, чтобы удовлетворить  свои специфические потребности. Перед  тем как купить продукцию, потребитель  делает глобальную оценку, основываясь на следующих составляющих:

    • ценность, которую назначает потребитель продукции исходя из ее способности удовлетворять свои специфические потребности;
    • стоимость, которую должен заплатить потребитель, покупая и используя продукцию (цена, эксплуатационные расходы и издержки вследствие неисправностей).

    Потребитель сравнивает альтернативные предложения, измеряя  в каждом из ни отношение ценности V к стоимости С – эквивалент его удовлетворенности, и следовательно, компании, конкурирующие на рынке, должны работать над тем, чтобы по возможности увеличить это отношение.

    Рынок, на котором спрос  превышает предложение, характеризуется  такими условиями:

    • потребность покупателей существенно больше, чем количество доступной продукции;
    • потребитель может лишь купить продукцию (ему не из чего выбирать);
    • поставщик ставит перед собой задачу увеличения производительности и получения наибольшей прибыли.

    Конкурентная борьба между компаниями в такой ситуации ведется за счет снижения цены на продукцию при неизменном уровне исполнения практически постоянной ценности.

    Информация о работе Бенчмаркинг как современный метод управления качеством продукции