Бенчмаркинг как современный метод управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Управление качеством продукции на современном предприятии осуществляется при помощи комплекса методов. Обширный арсенал методов позволяет управлять качеством продукции не только после того, как продукция произведена, но и в течение всего процесса производства, что в условиях ограниченности ресурсов является наиболее ценным.
Соответственно, управление качеством продукции, а также методы, с помощью которых осуществляется управление, являются актуальным и представляют особую значимость в управленческом цикле.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..
Глава 1. Качество как объект управления
1.1 Качество как экономическая категория…………………………………….
1.2 Качество как фактор конкурентоспособности…………………………....
1.3 Процессы и функции управления качеством продукции на
современных предприятиях…………………………………………………….
Глава 2. Анализ основных методов управления качеством продукции на современном предприятии
2.1 Классификация методов управления качеством продукции……………..
2.2 Анализ научно-технических методов управления качеством продукции на современном предприятии………………………………………………
2.3 Статистические методы как важнейший инструмент управления качеством продукции………………………………………………………..
Глава 3. Бенчмаркинг как современный метод управления качеством продукции
3.1 Понятие и сущность бенчмаркинга………………………………………..
3.2 Бенчмаркинг как метод управления качеством продукции……………...
3.3 Организация бенчмаркинга как метода управления качеством продукции……………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Методы управления качеством продукции.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

На рынке, где предложение  превышает спрос, потребитель ожидает  наилучшего исполнения не зависимо от стоимости предложения. Здесь компании конкурируют за счет увеличения ценности продукции, повышая соответственно ее цену. В такой ситуации качество продукции для потребителя означает степень исполнения, степень эффективности функционирования, и, следовательно, цена такой продукции возрастает соразмерно с улучшением ее характеристик.

Ужесточение конкуренции заставляет компании работать так, чтобы в наибольшей степени увеличить отношение V / C, повышая ценность продукции V и снижая при этом ее стоимость C. Такая стратегия предполагает, что компании должны достигнуть:

  1. максимальной эффективности своих предложений с точки зрения ценности для потребителя;
  2. наибольшего коэффициента полезного действия фирмы путем минимизации себестоимости и уменьшения стоимости для потребителя.

Современное представление  о качестве продукции основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот принцип становится основополагающим при проектировании любого товара. А так как потребности связаны со свойствами человеческой личности, то в условиях современной рыночной экономики эти потребности склонны изменяться. Компании больше не могут фокусировать свои усилия в области качества только на устранении брака2. И Деминг и Джуран подчеркивали необходимость никогда не прекращающихся циклов рыночных исследований, разработок и проектирования все более совершенных продуктов, производства и продаж.

Примером постоянно  изменяющихся потребительских требований может служить следующая ситуация.

Один из наиболее надежных автомобилей среднего класса в Америке  – Buick Regal. General Motors постоянно улучшает его качество, доводя до уровня, почти полностью сопоставимого с лучшими японскими моделями Toyota Camry и Honda Accord. С 1980 г. коэффициент брака, обнаруживаемого американцами, пользующимися этой машиной, снизился более чем на 80%. Тем не менее, несмотря на высокий уровень качества потребителями был указан ряд недостатков этой модели: неудобна в управлении…передние сиденья кажутся менее комфортными, если вы долго в них сидите3.

Очевидно, что все более  высокие потребительские требования, связанные с качеством, не ограничиваются низким уровнем производственного брака. Новые запросы привели к повышению планки для всех производителей автомобилей. Сегодня многие жалобы объясняются тем, что, хотя производители добились работы своих автомобилей без сбоев, они не в полной мере знают, что именно хочет потребитель. Технический брак уступил место недостаткам другого рода – неумению удовлетворить потребителей.

Потребитель формирует в своем сознании некоторое  «ожидаемое качество», которое, по его  мнению, должно быть достигнуто в процессе покупки и использования товара. Совершенно очевидно, что потребитель готов приобрести только тот товар или услугу, в ценности и полезности которой он убежден. Поэтому его единственная задача состоит в том, чтобы выбрать наиболее ценное предложение поставщиков среди имеющихся альтернатив. Для обеспечения делового совершенства компании в части ее конкурентоспособности необходимо, чтобы все процессы, связанные с созданием, производством и распределением продукции, были ориентированны на обеспечение тех ее свойств, которые представляют ценность для потребителей.

Рыночные  отношения диктуют предприятию  четкие ориентиры в конкурентной борьбе: максимальное удовлетворение требований потребителя и эффективность производственно-экономической деятельности.

 

 

 

 

 

    1.  Процессы и функции управления качеством продукции на современных предприятиях

    Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. В любой стране мира высококачественная продукция оценивается высоко и имеет спрос у потребителя. Поэтому новейший подход к стратегии производства и предпринимательства состоит в понимании того, что качество является единственным и самым эффективным средством в борьбе с конкурентами, удовлетворении требований потребителей, снижении издержек производства. А для достижения высокого уровня качества продукции необходимо уметь управлять качеством. Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не  
только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.

Под управлением  в широком смысле слова понимается общая функция организационных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы, достижение цели.

ГОСТ 15467 определяет управление качеством продукции как «действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества»4

В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории.

Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и  данный уровень соответствовали характеру потребности.

Объектами управления качеством продукции выступают показатели качества продукции, факторы и условия, определяющие их уровень, а также процессы формирования качества продукции.

Субъектами  управления качеством продукции являются органы управления и отдельные лица, реализующие функции управления в соответствии с установленными принципами и методами.

Механизм  управления качеством представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Методы и  средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Под системой качества подразумевается совокупность организационных структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Следовательно, при построении процесса управления качеством продукции  непосредственными объектами управления становятся бизнес-процессы, которые определяют практическое выполнение указанных групп показателей качества продукции5. Эти процессы являются, по сути, непрерывными и реализуются на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, то есть в организации должна быть внедрена система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Выявление функций управления и бизнес-процессов, посредством  которых осуществляется управление качеством, является одной из ключевых задач организации при построении системы управления качеством. При  проектировании систем управления необходимо, прежде всего, выявить функции, относящиеся к управлению качеством продукции, и установить их взаимосвязи с производственными функциями управления, бизнес-процессами. Это нужно для определения границ систем управления качеством в общей системе управления производством, выявления необходимых связей с производственными системами для обеспечения единства процесса производства и управления качеством. От правильности выявления функций управления зависит реальность и эффективность выполнения задач, поставленных системой, так как ошибочное определение функций управления может привести к неправильному построению структуры системы управления и органов управления качеством.

Обзор функций управления качеством на отечественных и зарубежных предприятиях даёт возможность выявить следующие основные функции управления качеством продукции:

• прогнозирование  потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;

• планирование повышения качества продукции;

• нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;

• разработка и  постановка продукции на производство;

• технологическая  подготовка производства;

• организация  взаимоотношений по качеству продукции  между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;

• обеспечение  стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях  ее жизненного цикла;

• контроль качества и испытания продукции;

• профилактика брака в производстве;

• внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;

• сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

• стимулирование и ответственность за достигнутый  уровень качества;

• внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

• технико-экономический  анализ изменения качества продукции;

• обеспечение  управления качеством продукции (правовое, информационное, материальное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);

• специальная  подготовка и повышение квалификации кадров.

Как отмечалось выше, управление качеством продукции осуществляется циклически. Оно проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.

Понятие цикла  Деминга не ограничивается только управлением  качества продукции, а имеет отношение  и к любой управленческой и  бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис.1.1 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

                               

Рис.1.1 Цикл Деминга

 

В круговом цикле, который  мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации, так называемых, общих функций управления, рассмотренных ранее, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования. Отсюда можно сделать вывод, что все функции управления как процесса (планирование, организация, мотивация и контроль) присущи и управлению качеством продукции.


Механизм  управления качеством продукции включает в себя:

  • Определение плана (заданного уровня качества), разработку программы управления, планирование повышения качества продукции.
  • Организацию выполнения этого плана (получение и анализ информации о состоянии любого изделия или процесса, влияющего на качество продукции; принятие решения по управлению качеством; выдача управляющих воздействий).
  • Побуждение исполнителей к выполнению планов и принятых решений по качеству.
  • Получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые вызваны управляющими воздействиями.

Процессы  управления качеством в общем виде можно подразделить на две группы:

  •    Поддерживающие систему производства в устойчивом состоянии и обеспечивающие выпуск освоенной продукции запланированного уровня качества.
  • Переводящие систему производства на более высокий уровень, то есть обеспечивающие создание и освоение продукции более высокого технического уровня и качества.

Современное управление качеством исходит из того, что  для эффективной деятельности по управлению качеством необходимо осуществление  этой деятельности в ходе производства продукции, а не по окончании процесса.

Управление качеством продукции - одна из сторон управления производством. Это постоянный, планомерный, целенаправленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и его поддержание при использовании продукции.

Однако процесс управления качеством продукции не ограничивается только процессом ее изготовления, а рассматривается гораздо шире.

Действия по управлению качеством должны осуществляться на всех этапах жизненного цикла продукции: качество продукции закладывается на этапах научных исследований и проектирования, обеспечивается в процессе изготовления и поддерживается на этапе эксплуатации или потребления. При этом этапы исследования и проектирования имеют решающее значение, так как именно на этих этапах определяются главные свойства и параметры будущей продукции, а также характер производственных процессов её изготовления.

Отсюда можно сделать  вывод, что обеспечение стабильного  качества выпускаемой продукции  и его повышение может быть достигнуто с помощью непрерывного управления качеством на протяжении всего жизненного цикла продукции.

Информация о работе Бенчмаркинг как современный метод управления качеством продукции