Деловые и личностные качества руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

В большинстве профессий с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех. Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы формирования определенных стилей руководства………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие «руководитель организации»……………………………….5
1.2 Деловые и личностные качества руководителя……………………..8
2 Особенности проявления деловых и личностных качеств руководителя в различных условиях……………………………………………………………12
2.1 Влияние стилей руководства на управлении организацией………13
2.2 Анализ деловых и личных качеств руководителя …………………17
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач деловые и личностные качества руководителя.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Профессионализм руководителя - постоянно самовозрастающая величина. Он призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.

Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:

- способности находить кратчайший  путь к достижению цели;

- способности к самостоятельному  мышлению и оперативному принятию  обоснованных решений;

- способности к последовательному  и инициативному обеспечению их выполнения;

- способности высвобождать человеческую  энергию.

Обладающий деловыми качествами руководитель должен:

- уметь проводить квалифицированный  анализ ситуации и разбираться  в сложной обстановке;

- точно воспринимать предписания  вышестоящих руководителей;

- разрабатывать альтернативные  решения с последующим выбором  наиболее результативного;

- своевременно определить содержание  действий, требуемых для разрешения  возникающих проблем;

- ясно ставить задачи перед  подчиненными и осуществлять  эффективный контроль их исполнения;

- проявлять волю и настойчивость  в преодолении возникающих трудностей;

- оставаться самокритичным в  оценке итогов деятельности.

Деловые качества представляют собой крайне сложную категорию. Не вдаваясь в их обстоятельный разбор, заметим лишь, что они есть симбиоз (сожительство, помощь одного другому) двух составляющих: компетентности и организаторских способностей (знания и умения).

Компетентность понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой работы, как понимание связей различных явлений и процессов, как нахождение возможных способов и средств достижения намеченных целей [2; С. 88].

Руководитель, видимо, не может в одинаковой степени быть компетентным по всем вопросам, в решении которых он принимает участие, и в этом нет ничего компрометирующего. Однако руководителю не обойтись без определенной суммы профессиональных знаний, достаточных для ясного понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений.

Организаторские способности руководителя выражаются, прежде всего, в следующем:

- в умении выделять и четко  формулировать как перспективные, так и наиболее важные в  каждой конкретной ситуации задачи;

- в умении своевременно принимать аргументированные решения и обеспечивать их выполнение;

- в умении согласовывать свои  замыслы с условиями действительности;

- в умении организовать, координировать, направлять и контролировать  деятельность подчиненных;

- в умении постоянно и эффективно сотрудничать с другими подразделениями и с органами контроля.

Чтобы стать истинно деловым руководителем, недостаточно одной компетенции, то есть суммы знаний, позволяющих глубоко разбираться в деле и эффективно решать возникающие проблемы. Для реализации самой компетенции и осуществления принятых решений необходимы также организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений.

Таким образом, к наиболее существенным личностным качествам руководителя можно отнести следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умение находить индивидуальный под-ход к людям; порядочность.

К деловым качествам у руководителя относят следующие:

- способности находить кратчайший путь к достижению цели;

- способности к самостоятельному  мышлению и оперативному принятию  обоснованных решений;

- способности к последовательному  и инициативному обеспечению  их выполнения;

- способности высвобождать человеческую  энергию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности проявления  деловых и личностных качеств  руководителя в различных условиях

2.1 Влияние стилей руководства  на управлении организацией

 

Принято выделять три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространённым.

Авторитарный (директивный) стиль руководства характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Он единолично принимает решения, жёстко регламентирует всю деятельность подчинённых, не давая им возможности проявлять инициативу. Подчинённые должны лишь исполнять то, что им приказано, при этом они получают минимум необходимой информации. Контроль за их деятельностью целиком основан на власти руководителя, который обычно ориентирован на решение чисто служебных задач, не доверяет подчинённым, пресекает всякую критику в свой адрес.

Руководитель, придерживающийся демократического стиля, децентрализует свою управленческую власть. он консультируется с подчинёнными, которые также принимают участие в выработке решений и получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Практикуется делегирование функций и полномочий подчинённым. Инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчинённых контролируется не только руководителем, но и активистами [15; С. 76].

Либеральный (попустительный) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчинённых. Руководитель выступает в роли посредника пи осуществлении контактов, обеспечивая своих подчинённых информацией и материалами, необходимыми для выполнения работы. Обычно дела он пускает на самотёк, действует лишь тогда, когда на него оказывают давление - либо сверху, либо снизу. Консервативен. Никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчинённого. Склонен воздействовать уговариванием, налаживанием личных контактов. Критику выслушивает, соглашается с ней, но ничего не предпринимает. Как правило, из числа подчинённых выдвигаются один-два человека, которые фактически управляют группой и спасают дело. В некоторых ситуациях (творческие периоды в работе группы) такой стиль может оказаться оптимальным, в течении непродолжительного времени.

Возможны и другие классификации стилей руководства.

При этом руководитель может выступать как в роли лидера, так и в роли администратора.

Основное их различие состоит в том, что лидер не командует, не приказывает и не давит на работников ради достижения каких-либо, порой далёких от их понимания, целей, а ведёт людей за собой к решению общих для коллектива проблем.

Руководитель административного типа ориентирован всегда (или почти всегда) на требования сверху, на тех, кто его назначал, от отношения которых зависит его карьера. Потребности управляемого коллектива для него имеют значение лишь постольку, поскольку есть указание вышестоящих руководителей быть чутким, заниматься социально-бытовыми и профессиональными нуждами подчинённых. Он проводит линию, быть может, совершенно правильную, не интересуясь или мало интересуясь отношением к ней тех, кем его поставили командовать. Для него все подчинённые - на одно лицо. Он различает их не как личности, а как работников - лишь по степени включённости в решение задач, продиктованных сверху им самим [6; С. 45].

Административный стиль управления исключает равноправный обмен критическими замечаниями: с администратором не поспоришь. Он устремлён к созданию и укреплению своего доминирующего положения в коллективе практически любыми средствами и абсолютно убеждён в том, что люди нуждаются в твёрдой руке, в руководителе, решающим всё за коллектив не только в крупных делах, но и в мелочах. Так как для администратора все люди, находящиеся ниже его в управленческой иерархии, одинаковы, то и побуждать их к деятельности следует одинаковыми средствами, среди которых на первое место он ставит методы прямого командного воздействия.

В слабых проявлениях администратор - человек, с которым можно сосуществовать, но сотрудничать не за страх, а за совесть - едва ли. Нередко руководитель этого типа бестактен, бесцеремонен, груб. Для него характерна двойственная психология: «вверх» - предпочтение, «вниз» - презрение. Втайне он хотел бы увеличения своей независимости от руководства и усиления зависимости от себя людей, стоящих ниже. Часто он отождествляет себя с той организацией, которой управляет.

Не афишируемый принцип администратора – «все средства хороши для достижения цели», что на деле отнюдь не означает, будто любой ценой можно получить стоящий результат.

Администратор глубоко верит в то, что люди всё стерпят или, точнее, должны стерпеть от своего начальника. А если не захотят, их надо заставить, принудить, поставить на место. При этом он считает допустимым применение любых доказательств превосходства представителей руководства над рядовыми сотрудниками.

Руководитель такого типа чаще всего не терпит критики. Пренебрежение к людям является следствием основополагающей установки администратора – «я выше других, так как я на более высокой должности», «мои преимущества неоспоримы, иначе бы мне не поручили эту ответственную работу». Люди подчиняются ему не как сотруднику, обладающему интеллектуальными и профессиональными преимуществами (хотя они могут быть ему действительно присущи), а из-за опасения попасть под удар его бесцеремонной, унижающей, подчас уничижительной критики.

В зависимости от отношения руководителей к нововведениям выделяются следующие стили управления.

Консервативный - ориентированный на привычные, многократно проверенные на практике способы работы. В структуре личности такого руководителя весьма устойчивы социальные стереотипы на всех трёх уровнях: мыслительном, поведенческом и эмоциональном. К новому он относится с предубеждением, насмешливо, предложения подчинённых отвергает, а при инициативе сверху старается переложить работу по внедрению на заместителей или растянуть сроки.

Декларативный. На словах руководитель поддерживает любое новшество, а на деле проводит лишь те из них, которые не требуют больших затрат труда, энергии и риска.

Колеблющийся. Руководитель боится нововведений, не имеет своей точки зрения; решения в области новаций зависят от того, под влиянием кого из своих заместителей руководитель находится; принимает с одинаковой лёгкостью противоположные решения, часто их меняет.

Прогрессивный. Руководитель постоянно ищет новые, более экономичные пути достижения целей организации; он обладает чутьём на новое, передовое; глубоко продумывает предложения, независимо от того, кто является их инициатором; тщательно рассчитывает все варианты; идёт на разумный риск [17; С. 209].

Одержимый. Разнообразные изменения в перестройки являются манией такого руководителя. Он не утруждает себя глубоким предварительным расчётом и обоснованием, реализует новшества методом проб и ошибок.

Следует, однако, иметь ввиду, что в чистом виде данные стили руководства проявляются редко.

Таким образом. стиль руководства - это типичная для руководителя система приёмов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется и в манере руководителя руководить, слушать других людей, и в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений. Мы дали характеристику демократическому, либеральному и авторитарному стилям руководства коллективом.

2.2 Анализ деловых и  личных качеств руководителя

 

Исследование, направленное на выявление деловых и личностных качеств руководителя проводилось на базе краснодарского предприятия – ООО «Эльбрус».

Местонахождение  Общества: 350000, Российская Федерация, Краснодарский край г. Краснодар, улица Суворова, 139/Гоголя, 141.

Общество с ограниченной ответственностью «Эльбрус» создано без ограничения Срока деятельности.

Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли в интересах участников.

Предметом деятельности Общества является:

- торговля климатическим оборудованием, установка, сервисное обслуживание;

- оптовая и розничная торговля  любыми другими видами товаров  и продукции, в том /числе осуществление  экспортно-транспортных операций;

-  бартер;

- торговля с лотков, выносная, выездная, организация аукционов, ярмарок  и участие в них;

- открытие   собственных   магазинов,   комиссионных   магазинов,   торговых палаток;

- ведение внешнеэкономической  деятельности;

- туризм, международный    туризм,    организация    транспортных    перевозок на внутренних и  международных линиях, осуществление  обслуживания иностранных и российских туристов, создание охотничьих и рыболовецких спортивных баз;

- оказание  услуг  по  организации  отдыха,  культурных, мероприятий,   игорного   дела   и   прочие   услуги;

- оптовая торговля пищевыми  продуктами, включая напитки и табачные изделия;

- розничная торговля стройматериалами, скобяными изделиями и лакокрасочными  материалами;

- выполнение кровельных работ:

- разработка и внедрение новых  технологий производства строительных  материалов;

Информация о работе Деловые и личностные качества руководителя