Деловые и личностные качества руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

В большинстве профессий с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех. Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы формирования определенных стилей руководства………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие «руководитель организации»……………………………….5
1.2 Деловые и личностные качества руководителя……………………..8
2 Особенности проявления деловых и личностных качеств руководителя в различных условиях……………………………………………………………12
2.1 Влияние стилей руководства на управлении организацией………13
2.2 Анализ деловых и личных качеств руководителя …………………17
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач деловые и личностные качества руководителя.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

- производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции;

- выполнение электрогазосварочных  работ;

- оказание посреднических услуг:

- иные    виды   деятельности,    не    запрещенные    и    не    противоречащие действующему  законодательству.

 

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Эльбрус»

 

 

Предприятие специализируется на продаже и сервисе холодильного оборудования. Общее число работников на предприятии 42 человека.

Анкета, которая была заранее составлена, состоит из 25 вопросов. Практически все вопросы были открытые, т.е. предполагали варианты ответов, которые нужно было выбрать из предложенных.

Участникам исследования были розданы анкеты, которые им необходимо было заполнить. Анкета находится в Приложении.

В исследовании приняли участие 15 человек. Из них 60% женщин и 40% мужчин. Основная масса респондентов в возрасте 24 – 35 лет. 68% испытуемых с высшим образованием, 15% с неоконченным высшим, 17%, соответственно, со средним и средне – специальным. 48% респондентов состоят в браке и 52% не замужем и не женаты.

Стаж работы респондентов колеблется от 1 года до 15 лет. Основная масса работников ООО «Эльбрус» работает 5-8 лет. Это свидетельствует о том, что текучесть кадров небольшая, работники считают, что предприятие дает важную для многих уверенность в завтрашнем дне и стабильность.

Проанализировав данные, сделаем основные выводы по результатам.

На 1 вопрос необходимо было выбрать не более трех вариантов ответов: Какими деловыми качествами должен обладать современный руководитель, на ваш взгляд?, получены были следующие результаты:

А) высокая научно – техническая и экономическая подготовка – 77%;

Б) знания в области законодательства, педагогики – 34%;

В) организаторские способности – 68%;

Г) умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях – 15%;  

Д) что-то еще, впишите – не вписано ничего.

Так, главными деловыми качествами являются высокая научно – техническая и экономическая подготовка и организаторские способности.

2 вопрос Какими личностными  качествами должен обладать современный  руководитель? Предлагалось выбрать от 5 до 7 ответов. Наибольшее число ответов, которые были выбраны следующие:

А) принципиальность – 34%;                  

Б) чувство долга – 19%;

В) воля – 30%;

Г) настойчивость – 22%;    

Д) чувство ответственности – 18%;

Е) решительность – 24%;

Ж) трудолюбие – 34%; 

З) дисциплинированность – 22%;

И) честность – 20%;

К) справедливость – 68%;

Л) скромность – 17%;

М) что-то еще, впишите – не вписано ничего.

Представим результаты в виде диаграммы (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Результаты ответов на вопрос

о личностных качествах руководителя

 

Главными личностными качествами являются, таким образом, справедливость, принципиальность, трудолюбие.

В 3 вопросе надо было проранжировать качества руководителя от 1 до 7 по первостепенности. Результаты ранжирования следующие:

1. уверенность в себе;

2. креативность;

3. предприимчивость;

4. эмоциональная уравновешенность;

5. стремление к победе;

6. способность доминировать;

7. стрессоустойчивость.

По ответам респондентов следует, что главное – это уверенность в себе, креативность и предприимчивость.

Вариантами ответов на вопрос № 4: Влияют ли моральные качества на профессионализм руководителя? да; нет; затрудняюсь ответить.

Результаты ответов на 4 вопрос представим в виде диаграммы (рисунок 3).

Рисунок 3 - Результаты ответов на 4 вопрос исследования

Как видно из данной диаграммы, «да» ответило большинство опрошенных – 78%.

5 вопрос анкеты звучал так: Какие  стили руководства вы знаете? Были предложены 3 варианта ответов: авторитарный, демократический, либеральный.

Результаты представим в виде таблицы.

 

Таблица 1 – Результаты анкеты вопроса № 5.

Стили руководства

Результаты ответов

авторитарный

55%

демократический

34%

либеральный

11%


Лишь один респондент указал, что знает все 3 стиля руководства и один указал, что два. Остальные участник исследования указали по одному стилю руководства.

В 6 вопросе надо было определить респондентам, с каким из предложенных (3 варианта) типом руководителей было бы легче, на их взгляд, работать. После обработки результатов, получилось следующее процентное соотношение:

- руководитель – антрепренер (новатор) – 33%;

- руководитель – «распределитель  ресурсов и работ» - 47%;

- руководитель – «монитор» - 20%.

Таким образом, большинство считает, что руководитель должен в первую очередь уметь распределять между сотрудниками те обязанности и дела, которые необходимы в коллективе.

7 вопрос был посвящен «трудным  боссам». Вопрос был составлен  так: Какие личностные и деловые качества, на ваш взгляд, наиболее негативно влияют на карьеру руководителя? Предложено было 10 вариантов ответов. Распределены они отвечавшими были следующим образом:

- «задира» - 23%;

- медлительный – 34%;

- боец – 12%;

- льстец – 3%;

- пессимист – 54%;

- всезнайка – 12%;

- некомпетентный - 67%;

- лентяй – 74%;

- лгун – 33%.

Итак, как видно из показателей, наибольшее число, обозначенных участниками исследования набрали пессимист, лентяй и некомпетентный. Многие респонденты указывали по 2 – 3 качества.

  1. Вопрос был посвящен женщине – руководителю. Какими «дополнительными» чертами и качествами должна обладать женщина – руководитель? – именно так был составлен вопрос. Предлагалось 5 вариантов ответов и предложить что-то свое. Хочется отметить, что совсем малое число респондентов в целой анкете добавляли свои варианты ответов. Итак, рассмотрим какие качества, важны для женщины – руководителя. Ответы распределились следующим образом:

- мягко-душевная, милосердная деловитость, лишенная металлических конструкций и звучаний – 31%;

- сочетание доброты и строгости  – 12%;

- сочетание женственности и  деловитости – 25%;

- сочетание спокойствия и требовательности  – 27%;

- сочетание мягкости и воли  – 5%.

Как видно из показателей, 3 качества наиболее выделены анкетируемыми: мягко-душевная, милосердная деловитость, лишенная металлических конструкций и звучаний, сочетание женственности и деловитости и сочетание спокойствия и требовательности.

Анализ 9 вопроса: Какими самыми необходимыми качествами должен обладать успешный руководитель? представим в виде диаграммы (рисунок 4).

Рисунок 4 - Результаты ответов на 9 вопрос исследования

Как видим, наибольшее число качеств отдано самостоятельности и новаторству, на 3 месте способность к риску.

Ответы, полученные в ходе анкетирования на 10 вопрос: Как можно оценить способности и деятельность руководителя? Также представим в виде диаграммы (рисунок 5). Нужно было выбрать не более двух вариантов ответов.

            

Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос 10 анкеты

Как видно из диаграммы, представленной на рисунке 5, самыми предпочтительными методами оценки способностей и деятельности руководителя являются: собеседование – 78% и психологическое тестирование – 78%. Возможно, отвечавшие пошли по пути наименьшего сопротивления и назвали те методы оценки, о которых знают и слышали, проходили, например, на собеседованиях.

48% респондентов считают, что смогли  бы стать руководителями, 34% признались, что не смогли и 18% затруднились ответить.

Как говорилось выше, многие не стали дописывать варианты своих ответов, но еще и скупо ответили на закрытые вопросы, где не предусматривались варианты ответов. Так, вопрос: Какие морально – этические качества необходимы хорошему руководителю и нужны ли они вообще? Ответов было не много, но лишь один участник исследования ответил, что они вообще не нужны. Есть, кто вообще ничего не написал, ответившие же писали следующее: «порядочность, честность, уважительное отношение к коллективу, грамотность, доброта, благородство».

77% респондентов считают, что руководитель  должен сам быть отличным специалистом  того дела, которым управляет  и 23% ответили. «скорее да, чем нет».

Проанализируем следующий, 14 вопрос: Нужны ли современному руководителю качества, указанные ниже:

- политическая зрелость – 22%;

- государственный подход – 12%;

- деловитость – 12%;

- предприимчивость – 35%;     

- служебная этика – 43%;

- компетентность – 43%.

В связи с тем, что предполагалось выдрать 2 варианта ответов, наибольшее число, как видим, набрали такие качества, как предприимчивость, служебная этика и компетентность.

77% опрошенных считают, что существуют  люди, которые не при каких  условиях не смогут никогда  стать руководителями, 23% ответили, что таких людей нет, затрудняющихся с ответом не нашлось.

Одной из причин увольнения с работы часто является факт не сложившихся отношений с руководителем. На вопрос, стоит ли работнику увольняться по этой причине, или стоит искать какие-то компромиссы, ответы разделились следующим образом:

- да – 77%;

- скорее да, чем нет – 23%.

Портрет идеального руководителя, к сожалению, некоторые респонденты, видимо, просто поленились описать. Те, кто добросовестно ответили все вопросы написали следующее: «Профессионал своего дела, знает всю работу с самого низа до верху», «уважительно относящийся к своим работникам, не смотря на то, какую должность они занимают», «чуткий, грамотный, профессионал с большой буквы, справедливый», «благородный».

Ответы на вопрос об образовании руководителя представим в виде диаграммы (рисунок 6).

Рисунок 6 - Ответы на вопрос об образовании руководителя

 

Как мы видим из рисунка 6, 23% опрошенных считают, что у руководителя должно быть два высших образования и 77% считают, что необходимо высшее образование. Остальные варианты ответов не были выбраны респондентами.

Следующий вопрос о возрастной категории руководителя. Респондентам предложены были несколько возрастных отрезков, которые они должны были выбрать. Результаты представим в виде диаграммы (рисунок 7).

Как видно из рисунка 7, большинство, 37% считают, что возглавить коллектив можно в возрасте от 31 до 35 лет, 33% считают, что коллективом можно руководить в возрасте с 25 до 30 лет и 27% считают, что управлять можно лишь с 36 лет.

Женщине мешают стать хорошим руководителем, по мнению респонденту следующие качества:

- слишком мягкий характер – 12%;

- прежде чем стать начальником, женщина становится «стервой» - 23%;

- женщина не может одновременно  заботиться о семье и руководить коллективом – 25%;

- став матерью, женщина готова  уйти с работы – 35%;

- женщины больше, чем мужчины  пользуются больничным и отпусками  – 5%;

- женщины не лояльны – 0%.

Рисунок 7 - Опрос по возрастной категории руководителя

 

Таким образом, большинство ответили, что, став матерью, женщина готова уйти с работы – 35% и именно это в первую очередь мешает женщине стать хорошим руководителем.

Подводя итоги исследованию, сделаем основные выводы.

Главными деловыми качествами являются высокая научно – техническая и экономическая подготовка и организаторские способности.

Главными личностными качествами являются справедливость, принципиальность, трудолюбие.

Наиболее важными качествами для руководителя являются уверенность в себе, креативность и предприимчивость.

Моральные качества влияют на профессионализм руководителя.

Большинство опрошенных знают авторитарный и демократический стили руководства.

Руководитель должен в первую очередь уметь распределять между сотрудниками те обязанности и дела, которые необходимы в коллективе.

Пессимист, лентяй и некомпетентный никогда не сможет стать хорошим руководителем.

Качества необходимы для женщины руководителя: мягко-душевная, милосердная деловитость, лишенная металлических конструкций и звучаний, сочетание женственности и деловитости и сочетание спокойствия и требовательности.

Информация о работе Деловые и личностные качества руководителя