Современная школьная пресса: системные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Детская и юношеская пресса давно уже выделилась в самостоятельный тип средств массовой информации. Ее специфика в первую очередь заключается в возрастной ориентированности на детскую и юношескую аудиторию, что влечет за собой особенную тематику и приемы отображения информации, жанровые и стилевые особенности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Типологические особенности школьной периодической печати 6
§1. История юнкоровской прессы. Становление современной школьной газеты 6
§2. Школьные издания как особый тип юнкоровской прессы 11
§3 Типы школьных изданий 15
§4. Функции школьной прессы 18
§5. Тематическая структура школьной прессы 21
§6. Жанровая структура школьной прессы 27
§7. Формы массовой работы, обратная связь 31
§8. Графическая модель школьных изданий 34
§9. Редакционная структура школьных изданий 40
§10. Экономика школьных изданий 44
Глава 2. Исследование школьной прессы Истринского района Московской области 47
Введение. Цели и задачи исследования 47
§1. Школьные издания Истринского района 49
§2. Школьная газета «Подросток» 60
Выводы 68
Заключение 69
Литература 71
Приложения 77

Файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННАЯ Юнкоровская ПРЕССА.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА


 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

Кафедра периодической  печати

 

 

 

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА:

СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

 

 

 

Дипломная работа

студентки VI курса

вечернего отделения

Т.В. КАЛМИНОЙ

 

Научный руководитель –

профессор, д. ф. н.

М.В. ШКОНДИН

 

 

 

 

Москва, 2007

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение             3

Глава 1. Типологические особенности       школьной периодической печати       6

§1. История юнкоровской  прессы.           Становление современной школьной газеты      6

§2. Школьные издания как  особый тип юнкоровской прессы    11

§3 Типы школьных изданий         15

§4. Функции школьной прессы        18

§5. Тематическая структура  школьной прессы      21

§6. Жанровая структура  школьной прессы      27

§7. Формы массовой работы, обратная связь     31

§8. Графическая модель школьных изданий     34

§9. Редакционная структура  школьных изданий     40

§10. Экономика школьных изданий       44

Глава 2. Исследование школьной прессы       Истринского района Московской области     47

Введение. Цели и задачи исследования       47

§1. Школьные издания Истринского  района      49

§2. Школьная газета «Подросток»        60

Выводы            68

Заключение           69

Литература            71

Приложения            77

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Детская и юношеская  пресса давно уже выделилась в  самостоятельный тип средств  массовой информации. Ее специфика  в первую очередь заключается  в возрастной ориентированности  на детскую и юношескую аудиторию, что влечет за собой особенную  тематику и приемы отображения информации, жанровые и стилевые особенности.

Сегодня детская и подростковая периодика в России по сравнению  с советским периодом значительно  утратила свои позиции. Если в период своего расцвета – в середине 1980-х  годов – один только журнал «Костер» имел тираж около 1,3 миллиона экземпляров1, то сегодня тиражи изданий для дошкольников и младших школьников в среднем не превышают 30 тыс. экз., тиражи большинства изданий для подростков колеблются от 8 до 55 тыс. экз. (наибольший тираж у ежемесячного журнала «OOPS!» - 300 тыс. экз.)2. Хотя изданий для детей и юношества стало больше (в 1986 году, по данным Российской книжной палаты, в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а в 2004 году издавалось уже 105 детских и юношеских газет и 112 журналов3), в разы упали тиражи, значительно сузилась география распространения, стала малочисленной аудитория.

Современные периодические издания  для детей и юношества можно  дифференцировать по разным признакам. Так, по характеру информации издания  можно разделить на универсально-тематические и монотематические, а по способу производства – на традиционные, представляющие собой продукт деятельности профессиональных журналистов, и юнкоровские – уже как продукт самодеятельного детского творчества. По мнению одного из исследователей детско-юношеской прессы И.А. Руденко, специфической чертой современной журналистики России является возникновение и успешное развитие самостоятельной  юнкоровской прессы, которую создают сами дети и подростки4. В свою очередь, Н.Л. Кулакова считает, что после распада Советского Союза самодеятельные издания заняли нишу региональных пионерских газет, т.к. пионерские издания оказались без целевого финансирования, фактически без полиграфической базы, без помещений, а самодеятельные издания в этих условиях находились изначально и уже имели опыт выживания.

Юнкоровская пресса сегодня стала  массовым и повсеместным явлением. Крупнейшее объединение детских  самодеятельных изданий – созданная  в 1992 году Лига юных журналистов России – сегодня насчитывает более 20 000 участников из почти 50 регионов страны, более 2000 региональных и школьных изданий, суммарный тираж которых составляет 1,5 миллионов экземпляров5. На пятый Всероссийский конкурс школьных изданий «Больше изданий хороших и разных», проходивший в Москве в 2006 году, было представлено 425 изданий, выпускаемых 289 образовательными учреждениями из 66 регионов страны.

При таком размахе и бурном росте  юнкоровской прессы ее специфика  в настоящее время мало исследована. Если говорить о зарубежных исследованиях, то следует выделить таких практиков и теоретиков школьной периодики, как Жак Гонне, Януш Корчак, Поль Робен, Овид Декроле, Джон Дьюи, Селестен Френе. Великий польский писатель и педагог Януш Корчак еще в 1920-х годах ратовал за развитие школьных газет, в 1921 г. изложил в небольшом сочинении «О школьной газете» свои размышления по данному поводу. Итогами многолетней педагогической, журналистской и исследовательской работы француза Жака Гонне стали книги «Газета в школе» (1978), «Школьные и лицейские газеты» (1988), «Лицейское самовыражение. Белая книга лицейских газет» (1991), «Образование и масс-медиа» (1997) и другие.

Что касается отечественных исследователей, частично обращаются к теме юнкоровской  прессы в своих работах И.А. Руденко, А.П. Гостомыслов, Н.Л.Кулакова, но полноценного исследования по особенностям, проблемам и перспективам самостоятельной детско-юношеской прессы России в настоящее время нет.

Вообще юнкоровская пресса –  тема настолько широкая, что ее невозможно полностью отразить в дипломной работе. Поэтому лично мною она была сужена до анализа и исследования лишь одного типа подобных изданий – школьной прессы. Это связано с тем, что с 2002 года я возглавляю редакцию школьной газеты «Подросток», издаваемой при муниципальном учреждении дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования» (Центр ТРиГО) г. Истры Московской области. С 2004 года наше издание участвует во Всероссийском конкурсе школьных изданий, становилось лауреатом и призером. Издавая газету и общаясь на конкурсе с издателями школьной пресс со всей России, я пришла к выводу, что данная тема заслуживает намного большего внимания, нежели ей уделяется, и решила выбрать в качестве темы дипломной работы именно современную школьную прессу.

Целями настоящего исследования является анализ структурного, жанрового, тематического, стилевого, графического своеобразия  школьной прессы, определение ее функциональных особенностей, изучение тенденций развития современного школьного издательского дела. При анализе будут широко использоваться газеты, журналы и альманахи, принимающие участие во Всероссийском конкурсе школьных изданий, а также исследования и публикации журнала «Лицейское и гимназическое образование», одного из организаторов конкурса.

Дипломная работа состоит из двух частей – теоретической и практической. В первой исследуются общие типологические особенности школьной периодической  печати, во вторую вошло проведенное  мною исследование школьной прессы Истринского  района Московской области.

 

Глава 1.

Типологические особенности  школьной периодической печати

 

§ 1. ИСТОРИЯ ЮНКОРОВСКОЙ ПРЕССЫ.

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.

 

 

Журналы для детей и юношества  возникли в Германии во второй половине XVIII века и затем распространились по Европе. Считается, что первым периодическим изданием для детей был издававшийся в Германии в 1772 – 1774 годах журнал «Лейпцигский еженедельный листок». Уже через три года специальное детское периодическое издание появилось и в России. Журнал Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума», который выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год, положил начало отечественным изданиям для юного читателя. По мнению основателя, журнал должен был «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан», поэтому его основным содержанием были научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. Другие периодические издания для детей, появившиеся впоследствии, были похожи на журнал Новикова – их главной целью было просвещение юного поколения.

До  революции в Петербурге и Москве издавалось около трехсот детских  и юношеских журналов, к тому же выходило порядка 175 ученических печатных журналов, и практически каждая уважающая себя гимназия имела свой рукописный журнал. История издания самодеятельных ученических журналов в России насчитывает более двух веков. Так, например, в 1800-1808 годах в Благородном пансионе при Императорском Московском университете выходил альманах «Утренняя заря» с подзаголовком «Труды воспитанников Университетского Благородного Пансиона». Продолжением альманаха стало периодическое издание «В удовольствие и пользу» (1810 – 1811). В эти издания вошли многочисленные литературные опыты учащихся: Н.Ф. Грамматина, И.А. Петина, М.В. Милонова, А.Ф. Раевского, Н.В. Сушкова и многих других.

Существует очень мало исследований, посвященных истории  детской прессы в России, еще меньше работ затрагивает вопрос юнкоровской  периодики. Некоторые исследователи  отмечают три больших всплеска активности детской самодеятельной журналистики: в последней четверти XIX века, в 1902 – 1908 и в 1912 – 1918 годах6. Основной темой ученических изданий была критика школьной системы того времени. «Самодеятельные издания – это своего рода эмоциональный всплеск, который неизбежен, если ни школа, ни государство, ни общество не предоставляют подросткам возможности для реализации своих интеллектуальных и духовных запросов и потребностей,»7 - пишет московский исследователь А.Третьяков. Причинами появления и распространения школьного самиздата как в конце XIX века, так в и конце XX века он считает, во-первых, желание подростков самоопределиться и самовыразиться, а во-вторых, несоответствие школы как среды обитания и как учебного заведения познавательному и созидательному интересу подростков.

Например, в Перми в 1883 году выходил  литературно-общественный еженедельник учащихся средних учебных заведений «Школа», который тиражировался техническим способом. Еженедельник стал первой на Урале нелегальной газетой, которая воспитывала молодежь в духе непримиримости к самодержавию, звала к активному революционному действию8. Авторов ученических газет того времени волновали не только школьные проблемы, но и общественно-политическая ситуация в стране. Зачастую школьный журнал противопоставлял себя окружающей действительности, но в конечном итоге служил цели постепенного включения подростков во взрослую жизнь, помогал им найти свое место в ней.

После революции 1917 года детское юнкоровское  движение стало развиваться в  духе коммунистического воспитания. Постепенно закрываются старые журналы для детей, появляются новые. В декабре 1918 года выходит первый номер журнала «Юный коммунист», а к 1920 году количество детско-юношеских изданий приблизилось и вскоре превысило дореволюционное. В 1922 году стали издаваться первые пионерские журналы, в 1924 году в Москве создан журнал «Пионер». В том же году вышло постановление оргбюро ЦК партии «О стенных газетах», в котором подчеркивалась большая роль стенной печати в общественно-политической жизни и коммунистическом воспитании масс. В учебных заведениях стали повсеместно появляться и распространяться стенгазеты. И если до революции школьная публицистика была делом самих социально активных учащихся, то при советской власти школьная стенная газета стала обязательным атрибутом коллектива. Чаще всего стенгазеты выпускались к советским праздникам, имели идеологическую направленность.

Основной целью первых советских изданий для детей  была пропаганда революции и строительства  коммунистического строя, главное, что объединяло издания для детей начиная с 1920-х и вплоть до 1980-х годов, - дух времени, единый принцип идейности и партийности, господствующий политический строй, исключающий и подавляющий любое инакомыслие. Авторами многих материалов, печатавшихся на страницах детской прессы, были пионерские или комсомольские работники. Их материалы убеждали, что в такой журнал может писать каждый, лишь бы содержание соответствовало идее журнала, что только усугубляло и без того лозунговый стиль материалов. Подростки охотно становились юнкорами городских, краевых и центральных изданий для детей и писали: о том, как отмечают годовщины Великой Октябрьской революции, как учатся стрелять и изучают противогазы, как всей дружиной что-нибудь одобряют или кого-нибудь осуждают.

К 1949 году на 16 языках народов  СССР издавалось 36 комсомольских и 19 пионерских газет, 9 молодежных и 15 детских журналов, общий разовый тираж которых составлял около 4 млн. экземпляров9.

Подобная благоприятная  ситуация в журналистике для детей  и молодежи способствовала и развитию самодеятельной детской прессы. Стали повсеместно распространяться юнкоровские странички при крупных центральных и областных изданиях. Молодежную страницу «Алый парус» в «Комсомольской правде» придумал в начале 1960-х писатель и журналист Симон Соловейчик. Ребята писали о наболевшем, публиковали первые прозаические и стихотворные опыты, и все это было без излишней назидательности – «Алый парус» стал не только пробой пера, но и хорошей журналистской школой. Страничка просуществовала более 30 лет.

Современный подростковый самиздат возник в конце 1980-х годах, в разгар перестройки, которая сильно повлияла и на профессиональную печать. Появляется много новых газет, в том числе изданий, созданных по инициативе самих ребят: «Честное слово» и «Окно» (г. Екатеринбург), «Пятая стена» (г. Набережные Челны), «Баста!» (г. Челябинск), «Сами» (г. Барнаул)10. Юнкоровская самиздатовская газета была, как правило, непериодической, с плохим полиграфическим оформлением. В 1988 году в Калининградском пресс-центре начала выходить межрегиональная юнкоровская газета «Юнкор Прибалтики», представлявшая собой несколько машинописных листов, размноженных на ротаторе. В газете публиковалась информация о разных юнкоровских объединениях, интервью, очерки, забавные истории, и она  пользовалась популярностью, распространялась почти во всех городах бывшего Советского Союза.

Из великого множества  детских самодеятельных газет, созданных  на гребне перестройки, до сих пор  издаются единицы. Одни пропали из-за финансовых трудностей, другие потому, что прежние издатели и авторы выросли и ушли, не сумев воспитать новое поколение начинающих журналистов. Можно считать старейшими школьными изданиями те, что зарождались как раз в начале 1990-х годов и выходят более 15 лет. Это альманах «Пьеро» (школа № 199, г. Москва, год основания – 1990), газета «Гимназические новости» (санаторная школа-интернат «Созвездие», г. Волгоград, год основания – 1991), газета «Пугачевка, 6» (Московская педагогическая гимназия-лаборатория № 1505, год основания – 1992), газета «Зеркало» (Воронежский юридический техникум, год основания – 1992), газета «Репка&Теремок» (школа «Ксения», Архангельск, год основания – 1992), газета «ЛИК» (Самарский лицей информационных технологий, год основания – 1992) и другие издания.

Информация о работе Современная школьная пресса: системные характеристики