Современная школьная пресса: системные характеристики

Дата добавления: 29 Марта 2013 в 17:57
Автор работы: a*******@mail.ru
Тип работы: дипломная работа
Скачать архив (86.98 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

СОВРЕМЕННАЯ Юнкоровская ПРЕССА.doc

  —  347.50 Кб

Пик развития и распространения  школьных изданий начался во второй половине 1990-х годов и продолжается до сих пор. Ежегодно, вдохновившись  чужим опытом, или осознав потребность  в печатном органе, десятки учебных  заведений начинают выпускать собственное издание. Сегодня школьную журналистику с полным правом можно назвать массовым и многообразным явлением. По подсчетам журнала «Лицейское и гимназическое образование», который с 2001 года организует Всероссийский конкурс школьных изданий и ежегодно проводит мониторинг школьных изданий, сегодня в России издается порядка 20 тысяч школьных газет, журналов и альманахов.

Процесс становления  школьной прессы все время находится  в движении: исчезают издания и  даже группы изданий, выполнившие свои задачи на определенном этапе, появляются новые, обусловленные потребностями читателей и развитием технических средств.

Средства массовой информации являются частью общественной системы  и отражают ее состояние. Детская и молодежная пресса, а вместе с ней и подростковый самиздат, бок о бок с обществом прошли все этапы его истории. Широкомасштабное юнкоровское движение в России существует почти целый век и продолжает успешно развиваться. В условиях современного информационного общества собственное печатное издание для учебного заведение – не роскошь, а естественное средство общения и развития.

 

§ 2. ШКОЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ 

КАК ОСОБЫЙ ТИП ЮНКОРОВСКОЙ  ПРЕССЫ

 

 

Тип периодического издания  определяется устойчивой совокупностью  комплекса характерных черт. Основными  типообразующими элементами печатных СМИ являются: функциональное назначение, читательский адрес, характер информации, конструкция издания. К основным типоформирующим факторам относят характер аудитории, целевое назначение издания, характер передаваемой информации, а к дополнительным типологическим признакам – периодичность, время выхода, объем и формат издания.

У юнкоровских изданий  своя структурная, тематическая, жанровая и стилистическая специфика. Важнейшей  типологической чертой юнкоровской  периодики является непосредственное участие детей в создании и выпуске каждого номера печатной продукции. Подростковый самиздат, независимо от дифференциации и специализации, имеет дело с одним, особым читателем – детьми. «Тот факт, что создатели юнкоровских изданий, в силу своего возраста и круга интересов, стоят ближе к читателям-сверстникам, чем взрослые журналисты, позволяет им быть особо эмоциональными, интересными для юного читателя, а главное – непохожими на традиционную прессу»11.

Юнкоровскую прессу России сегодня можно условно подразделить на 4 основные группы.

1. Самодеятельные  издания, в которых на всех уровнях производства информационного продукта работают сами дети при творческой, а главное, материальной поддержке взрослых. Такие издания имеют обычно официальных учредителей (органы образования, комитеты по делам молодежи муниципальных администраций, общественные организации и т.д.),  печатаются типографским способом и, что особенно важно, являются официально зарегистрированными изданиями. Соответственно, их тираж начинается с 1 тысячи экземпляров, но зачастую ненамного превосходит эту цифру. Периодичность чаще всего – 1 раз в месяц. Как правило, такими изданиями руководят опытные журналисты или педагоги, стремящиеся придать содержанию и форме издания профессиональный уровень. Таковыми изданиями являются «Юношеская газета» (Москва), «Окно» (Екатеринбург), «Самолет» (Пенза), «Форум» (Казань), «Черный кот» (Тверь), «Ритм» (Рязань), «Амбиция» (Йошкар-Ола) и другие.

2. Страница во «взрослой» газете. Часто при газете организуется юнкоровский коллектив, которым руководит штатный сотрудник редакции. Молодежная страница выходит, как правило, еженедельно (в ежедневной газете) или ежемесячно (в еженедельной газете). Главный плюс такой «газеты в газете» – большой тираж «основной» газеты, главный минус – необходимость выдерживать позицию «основного» издания, возможно насильственное ограничение тематики материалов, расставляемых акцентов. Детские или подростковые странички прижились во многих газетах: «Чадо» - в газете «Земля» (Чита), «Зеленое яблоко» - в газете «Красное знамя» (Нефтекамск), «Буравчик» - в газете «Вести от партнера» (Бузулук).

3. Школьная или лагерная пресса – это периодические издания, выпускаемые в рамках одного заведения (школы, гимназии, лицея, Детского оздоровительного лагеря, центра дополнительного образования, Дома творчества и т.п.) силами воспитанников. Такую прессу можно условно разделить на тиражную (печатается типографским способом, копируется на множительной технике) и рукописную (стенная газета обычно выпускается в единственном экземпляре в рукописном виде). Издание может иметь и электронный вариант, размещенный в сети Интернет. Газета, журнал, альманах либо издаются на средства организаций (легальные, официальные, спонсируемые школой, администрацией ДОЛ, Дома творчества издания), либо выпускаются силами самих воспитанников (нелегальные, независимые издания), причем, первые доминируют. Школьные или лагерные издания выходят с периодичностью от 1 раза в неделю до 1 раза в год. Они информируют о проводимых мероприятиях, о работе кружков и секций, рассказывают о детях (учениках, воспитанниках, отдыхающих) и взрослых (учителях, вожатых, воспитателях), поднимают на страницах волнующие читателей проблемы. Эталонами данной группы прессы можно назвать такие издания, как «Салют, ОРЛЁНОК!» Всероссийского Детского Центра «Орленок» г. Туапсе, «Контакт!» московской школы № 1259, «Встречное движение» гимназии №10 им. Н.Д. Лицмана г. Тобольска, «Know How» гимназии № 23 г. Краснодара, «Плесково» православной школы-пансиона «Плесково» Московской области, «Автограф» гимназии №7 г. Новосибирска, «Театр теней» экономического лицея «Ганзейская ладья» г. Калининграда.

4. Домашние компьютерные издания и частные электронные издания. Этот тип самодеятельных изданий начал развиваться сравнительно недавно, вместе с развитием информатизации общества, появления в домах персональных компьютеров и выхода в Интернет. Дети и подростки самостоятельно создают свои странички или полноценные газеты, которые распечатывают на принтере или размещают в сети Интернет. Как правило, это не периодичные издания, не имеющие определенной концепции, создающиеся спонтанно, время от времени.

 

Школьные и лагерные издания как тип – это издания не только школ и детских лагерей, но и других образовательных учреждений, домов творчества, различных организаций, объединяющих детей и подростков. Следует понимать, что данная пресса – альтернативное явление, самодостаточный тип периодической печати, а не «список» или тем более пародия на «взрослые» издания, и именно этим она ценна.

А зачем вообще детским учреждениям нужна газета? Валентин Белецкий, главный эксперт Всероссийского конкурса школьных изданий, отвечает на этот вопрос так: «Такое издание возникло на месте исчезнувших детских организаций – пионерской, комсомольской – свято место пусто не бывает. Разница в том, что газетой заниматься никто не заставит – здесь инициатива исключительно «снизу», и значит, необходимость. А задача у такой газеты вполне педагогическая, даже если таковой и не осознается: раз уж судьба свела нас всех в одном месте, надо попытаться объясниться, кто мы, что нам интересно, чего хотим и как считаться с интересами других. Это, по сути, самодеятельная школа социального поведения»12.

Пресса детских учреждений сегодня – «уже не ребенок, но еще не взрослая личность. Судя по всему, закончился этап бурного физического роста: газеты и журналы перестали быть экзотическим украшением школьной практики, их существование уже не считается чем-то выходящим за нормы обычной жизни, сложился в целом характер, выявились привычки, потребности и желания. Школьная пресса – подросток: со всеми крайностями, присущими возрасту, с желанием немедленно повзрослеть и своеобразием не вполне еще устоявшегося характера»13.

 «Школьное издание – уникальный феномен, рождающийся на стыке культур: подростковой и молодежной субкультуры, профессиональной журналистской культуры, собственно педагогической культуры взрослых. Как правило, издание школьных газет, журналов, альманахов инициируется именно как педагогический проект, имеющий особые образовательные, развивающие цели.»14

 

§ 3. ТИПЫ ЮНКОРОВСКИХ ИЗДАНИЙ

 

 

Как показывает практика, чаще всего юнкоровская периодика выступает в одном из трех типов издательских проектов: газета, журнал, альманах. В ней не существует жестких и категоричных разделений по типам изданий, границы между изданиями разных типов прочерчены не очень резко. Иногда это происходит из-за недостаточного профессионального мастерства и опыта издателей, из-за неумения понять и выявить специфику того или иного издания. Например, в силу понятных причин большинство газет печатаются в журнальном формате А4 и выходят с журнальной периодичностью – 1 раз в месяц, а журналы обычно ненамного превосходят газеты количеством страниц (так, встречаются 24-страничные и газеты, и журналы). В то же время издания, точно определившие собственную типовую принадлежность, как правило, развиваются активнее и сильнее, совершают меньше ошибок и добиваются лучших результатов.

Чаще всего учебные  заведения выпускают газету. Газета по своей сути тяготеет к новостной, информирующей функции, и в школах чаще всего издают газеты – информационные вестники, позволяющие доносить до читателей новости и обсуждать на страницах возникающие школьные проблемы. Однако школьная газета и по внешнему виду, и по внутренней структуре мало похожа на «взрослую» газету. Как правило, она печатается в небольшом формате (самый распространенный – А4), чаще всего выходит с периодичностью 1 раз в месяц (еженедельные школьные газеты – редкость, также встречаются газеты, издающиеся несколько раз в месяц, раз в два месяца, раз в четверть, раз в полгода и даже раз в год). Что касается содержания, если «взрослые» газеты сообщают о произошедших событиях читателям, которые при этих событиях не присутствовали, то авторам-школьникам приходится искать новости там, где все и так обо всем знают, или изобретать неожиданные формы подачи этих новостей. На примере лучших школьных газет России (по результатам Всероссийского конкурса школьных изданий) видно, что в школьных условиях от газеты требуется не только информировать о событиях, но по мере сил создавать их самостоятельно: организовывать всевозможные конкурсы, праздники, акции. Примерами газет с грамотно выстроенной и талантливо воплощенной концепцией можно назвать «Горностай» (гимназия № 6 «Горностай», г. Новосибирск), «От 7 до 17» (детско-юношеская литературная студия, г. Томск), «Остров» (гимназия № 45, г. Москва), «Гимназист» (гимназия № 3, г. Красноярск), «Француженка» (школа № 162, г. Новосибирск), «Первый блин» (школа № 1159, г. Москва), «Откровение» (Дворец творчества детей и молодежи, Братск-19, Иркутская область).

Второе место по распространенности в школах России традиционно занимают альманахи. Именно это определение  закрепилось за сборниками детского литературного и художественного  творчества. Они не так жестко, как газета, связаны графиком выхода в свет, периодичность у них иная (от 1 раза в месяц до 1 раза в год), но все же они могут считаться периодическими изданиями. Роль и функции школьного альманаха иные, нежели у газеты: они собирают под одной обложкой произведения детского творчества, чаще всего – стихи, куда реже прозу, и совсем редкость – альманахи, включающие художественные произведения школьников. В альманахи могут входить и «пробы пера» - самые первые, наивные и слабые работы, и серьезные, не без таланта написанные полновесные художественные произведения (известен случай выхода в московской школе романа в 8 частях), и научно-исследовательские работы школьников, объединенные общей темой или проблематикой. Качественными, эталонными школьными альманахами можно назвать следующие издания: «Непослушная муза» (Пироговская школа, г. Москва), «Кастальский ключ» (школа № 28 им. Октябрьской революции, г. Киров), «Шербакульский пегасик» (Молодежный центр «Союз», п. Шербакуль, Омская область), «Зазеркалье» (школа № 19, г. Ковров, Владимирская область), «Школьная параллель» (школа № 1414, г. Москва), «Четвертной» (лицей № 1553, г. Москва).

Журнал – самый  редкий и самый сложный вид  школьных изданий. От газеты он отличается большей глубиной тем, их разнообразием. Принадлежность к этому типу обязывает иметь более солидный, нежели у газеты, объем и более разностороннюю, чем у альманаха, тематику. В содержательном плане это синтез газеты и альманаха: в нем могут встречаться и новости из школьной жизни, и творческие работы школьников. Темы материалов – если и информационные, то не сиюминутные, а требующие осмысления и авторами, и читателями, больше дискуссионных материалов. Журнальной особенностью можно считать и практику выделения главной темы номера, предполагающей наличие группы разных по объему, жанру и характеру материалов, объединенных одной темой. Журнал более «специализирован», чем газета, хотя в условиях школьной прессы это качество не очень ярко выражено. «Классический» пример журнала, отвечающего всем вышеобозначенным требованиям, представляет собой исторический журнал «Времена» (гимназия №248, г. Санкт-Петербург): он имеет специализацию, продуманную концепцию, наконец, постоянные рубрики с постоянными колумнистами. Среди неспециализированных журналов, отражающих события школьной жизни, можно выделить, как примеры для подражания, «Автограф» (гимназия №7 «Сибирская», г. Новосибирск), «Большая перемена» (школа № 2 пос. Заречный, Свердловская область), «Гранки» (лицей «Грани» при школе № 107, г. Барнаул), «Бобер» (гимназия № 56, г. Санкт-Петербург), «Филин» (школа № 1962, г. Москва) и другие.

 

§ 4. ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ПРЕССЫ

 

 

Когда речь идет о функциях «взрослой» журналистики, принимается  во внимание воздействие СМИ на общество. При определении функций детской  самодеятельной прессы в целом и школьной прессы в частности необходимо учитывать то обстоятельство, что свои социальные функции эти СМИ выполняют не только в отношении читателей, но и в отношении подростков, являющихся членами редакционных коллективов. Поэтому к свойственным изданиям для детей и подростков, которые делают взрослые, функциям, таким, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная и функция социализации, добавляются особые функции, реализуемые школьной прессой. Это функция общения, цель которой – создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории. Школьное издание обеспечивает возможность диалога в школьном пространстве, точнее даже, множества диалогов: детей между собой, детей и учителей, детей и родителей, учителей и родителей. Так, газета «Встречное движение» гимназии №10 им. Н.Д. Лицмана (Тобольск, Тюменская обл.) так формулирует эту функцию: «школьное издание формирует адаптированное инфпространство, в котором ученики и учителя могли бы резвиться на равных. В этом пространстве, в непрекращающемся общем диалоге, собственно, и происходит воспитание»15.

Описание работы
Детская и юношеская пресса давно уже выделилась в самостоятельный тип средств массовой информации. Ее специфика в первую очередь заключается в возрастной ориентированности на детскую и юношескую аудиторию, что влечет за собой особенную тематику и приемы отображения информации, жанровые и стилевые особенности.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Типологические особенности школьной периодической печати 6
§1. История юнкоровской прессы. Становление современной школьной газеты 6
§2. Школьные издания как особый тип юнкоровской прессы 11
§3 Типы школьных изданий 15
§4. Функции школьной прессы 18
§5. Тематическая структура школьной прессы 21
§6. Жанровая структура школьной прессы 27
§7. Формы массовой работы, обратная связь 31
§8. Графическая модель школьных изданий 34
§9. Редакционная структура школьных изданий 40
§10. Экономика школьных изданий 44
Глава 2. Исследование школьной прессы Истринского района Московской области 47
Введение. Цели и задачи исследования 47
§1. Школьные издания Истринского района 49
§2. Школьная газета «Подросток» 60
Выводы 68
Заключение 69
Литература 71
Приложения 77