Современная школьная пресса: системные характеристики

Дата добавления: 29 Марта 2013 в 17:57
Автор работы: a*******@mail.ru
Тип работы: дипломная работа
Скачать архив (86.98 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

СОВРЕМЕННАЯ Юнкоровская ПРЕССА.doc

  —  347.50 Кб

Первое лицо в школьном издании – сам школьник, автор  и читатель в одном лице. Такого не знает «взрослая» пресса, в которой человек пишущий и человек читающий отделены друг от друга профессиональными, социальными и возрастными рубежами. Главная цель школьного издания – наладить диалог между учениками, учителями, родителями. Основная тема публикаций – школьная жизнь, а уже из нее можно вывести десятки и сотни более узких тем. В школьных изданиях зачастую можно встретить нерафинированные жанры, здесь по соседству располагаются журналистские и литературные жанры.

Конечно, школьная пресса, да еще и такой огромной страны, как Россия, пестра и разнообразна. Есть издания сильные и слабые, начинающие и мастера своего дела, веселые и серьезные, обучающие и развлекательные, универсальные и специализированные, еженедельные и издающиеся всего 1 раз в учебный год, с тиражом в 1 и в 1000 экземпляров. Все по отдельности они разные, но в целом они – единая система школьной прессы России. В созданном в 2006 году Реестре школьной прессы России зарегистрировано уже более 1000 изданий, тысячи других существуют в самых разных уголках страны.

Школьная пресса с  каждым годом не только разрастается, но и эволюционирует, растет в профессиональном плане. Новая тенденция – формирование целых групп изданий, формирование в школах настоящих издательств, не ограничивающихся выпуском одной газеты, а работающие сразу над несколькими изданиями, ориентируясь на разные интересы школьников. Так, к основной школьной газете добавляется газета для начальной школы, альманах творческих работ учеников и художественные альманахи, научные и публицистические журналы, учебные и методические пособия.

Издание школьной газеты – это синтез педагогической и  журналисткой работы, и оно ставит школьное образование на новую ступень  развития. «Обучение в условиях ответственности  за опубликованное слово – аспект фундаментальный», - пишет французский исследователь Жак Гонне39. Януш Корчак, один из зачинателей школьной прессы в Восточной Европе, как педагог вдохновенно рассуждает о пользе школьной газеты:

«Газета учит честно выполнять  добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, опираясь на объединенные усилия самых разных учеников, учит смело высказывать свои убеждения, учит спорить, доказывая, а не ссорясь, вносит гласность туда, где без газеты кружила бы сплетня и клевета, ободряет несмелых, утирает нос зазнавшимся, направляет общественное мнение – является совестью общины. Газета сближает, связывает класс или школу воедино, благодаря газете, знакомятся между собой такие ребята, которые до сих пор ничего не знали друг о друге; газета выводит на трибуну тех сосредоточенных, кто умеет высказываться в тиши с пером в руке, но которых перекричат в шумном споре».40

Насколько незначительными  могут показаться школьные издания  в общей системе периодической  печати, действительная роль их велика. Школьная пресса «может вырастить свободную личность. Свободную от иллюзий относительно власти, от стереотипов «центральной газеты» и «всемогущего спонсора», свободную в своих творческих проявлениях. Школьная газета – это внеклассное занятие на тему «Я могу говорить». Школьная газета – это школа жизненной позиции, школа лидерства»41. Моя дипломная работа была попыткой доказать это.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Акопов А.И. Периодические издания. - Ростов-на-Дону, 1999.
  2. Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии //  Вестник Московского университета. Сер.10.Журналистика. - 1998. - № 3.
  3. Алексеев А.Н. Новая российская  газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988-1997). // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев.  -  1999.  -  № 3.
  4. Аньес Жан. Педагогический проект «Факс!» // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материалы российско-французского семинара, проходившего 6 октября 1992 г. в Москве. – М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994.
  5. Бабинская Н. Некоторые проблемы становления и развития периодических изданий для детей и подростков// Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. Материалы международного семинара. – М., 1994.
  6. Балаганская Н.М. Как рождаются школьные газеты. - http://www.mediashkola.ru/publ/02.html
  7. Бородина А. Медиа-холдинг школы № 1259 // Лицейское и гимназическое образование. – 2004. - № 4 – С. 38-39.
  8. Боченков Виктор. Главное – одержимость. Журналистское же образование приложится // Учительская газета. - http://www.ug.ru/01.45/t1.htm
  9. Вагон, газета. - №№ 1-6.
  10. Верглинский Андрей. Что было, что будет, чем сердце успокоится? Как выпустить газету? // Учительская газета. - http://www.ug.ru/00.04/t38.htm
  11. Внеклассный журнал // Первое сентября. – 2002 г. - № 45
  12. Воспитание автора / Сост. Любжин А. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2006.
  13. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. – М.: Аспект Пресс, 2005.
  14. Гонне Жак. Как издавать газету: практические советы. Какая газета? Для кого? Как? - http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi?action= show&dir= metodbiblioteka&file=15
  15. Гонне Жак. Школьные и лицейские газеты / Пер. с франц. - М.: ЮНПРЕСС, 2000.
  16. Гостомыслов А.П. Детская журналистика: хозрасчетные газета и журнал в школе. – СПб., Издательство Михайлова В.А., 2006.
  17. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже  тысячелетий. - М., 2000.
  18. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России.  -  М., 1996.
  19. Донина Е., Лукошкова А. Исследовательская работа по журналистике. Основные темы в школьной прессе. – Новосибирск, 2005.
  20. Ершов Юрий. Иллюзии и преимущества юнкоровской журналистики // Лицейское и гимназическое образование. – 2004. - № 4 – С. 57-60.
  21. Журин А.А. Школа, подростки, средства массовой информации (монография). - 2000 г.
  22. Засурский Я.Н. Искушение свободой.-  М., 2004.
  23. Зебра, журнал. – 2006. - №№ 1-3.
  24. Избранные страницы школьной прессы. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2004.
  25. Избранные страницы школьной прессы. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2005.
  26. Издательство в учебном заведении // Педагогическая лоция. – Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2004.
  27. Каталог ретро-выставки «Из истории школьной прессы» / Сост. Любжин А. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2006.
  28. Кирсанов Дмитрий. Шрифт, типографика и школьные издания // Лицейское и гимназическое образование. – 2004. - № 4 – С. 77-80.
  29. Класс-медиа // Первое сентября. – 2003 г. - № 43
  30. Коваленко А.А. Школьная газета. Учебное пособие. – С-Пб.: Отдел образования администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга; Межшкольный центр информационной культуры «Интеллект», 2004. – 49 с.
  31. Корчак Я. О школьной газете. - http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi?action=show&dir=metodbiblioteka&file=15_5
  32. Кулакова Н.Л. Издатель в поисках детской аудитории.
  33. Кулакова Надежда. Приглашение в детскую журналистику, или Что такое ЮНПРЕСС // Первое сентября. – 2003. - № 43
  34. Лебедева Светлана. Не вводите в заблуждение детей! // Лицейское и гимназическое образование. – 2004. - № 4 – С. 47-49.
  35. Левит Т. Литературная среда Лермонтова в Московском Благородном пансионе // Литературное наследство. – М., 1948. – Тт. 45–46.
  36. Липина Ирина. Захлебнулись волной СМИ. // Учительская газета. – 2004 г. - №19 (9996).
  37. Методика изучения периодической печати. – М., 1977;
  38. Методика типологического анализа периодической печати / О.А. Воронова, Л.Л. Реснянская, И.А. Руденко. – М., 1995.
  39. Методологические основы изучения региональной печати. – М., 1993.
  40. Михайлова Татьяна, Василенко Игорь. Не спи – иди в СМИ // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. - № 6-7 – С. 46-64.
  41. Наш цитатник. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2004.
  42. Наш цитатник. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2005.
  43. Не факт, газета. – 2006. - №№ 1-2.
  44. Подросток, газета. – 2001-2007. - №№ 1-43.
  45. Пономарева Светлана. Что такое «очепятка»? // Учительская газета. – 2004 - №19 (9996).
  46. Попова М. Ф. Детская и юношеская самодеятельная пресса России: опыт типологии // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материалы российско-французского семинара, проходившего 6 октября 1992 г. в Москве.- М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994.
  47. Пресс-портфолио. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2005.
  48. Пресс-портфолио. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2006.
  49. Пресс-портфолио. – Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2007.
  50. Реснянская Л.Л. Особенности развития газетно-журнальной периодики России. – М., 1996.
  51. Реснянская Л.Л. Эволюция газетно-журнальной периодики // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. – 1994. – № 4
  52. Реснянская Л.Л., Свитич Л.Г., Фомичева И.Д., Ширяева А.А.  Перспективы развития региональной  прессы // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 1996. - № 3.
  53. Ровесник, газета. – 2004 – 2007. - №№ 2 (4), 3 (5), 4 (6), 1 (8), 1 (10).
  54. Руденко И.А. Детская и юношеская пресса // Типология периодической печати. Под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 188-203.
  55. Руденко И.А. Детская и юношеская пресса России // Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. – 2003. - №2
  56. Руденко И.А. Детская пресса России на современном этапе. – М., 1996.
  57. Руднев Евгений. Страницы для многих голосов // Первое сентября. – 2003 - № 43
  58.  Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2003.
  59. Скоробогатько Владимир. В поисках своего style’я // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. - № 6-7 – С. 66-72.
  60. Скоробогатько Владимир. Заяви о себе громко, но красиво // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. - № 9 – С. 38-42.
  61. Скрябина Анна. Трудные дни школьной прессы с точки зрения московских издателей. // Лицейское и гимназичес<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt;

Описание работы
Детская и юношеская пресса давно уже выделилась в самостоятельный тип средств массовой информации. Ее специфика в первую очередь заключается в возрастной ориентированности на детскую и юношескую аудиторию, что влечет за собой особенную тематику и приемы отображения информации, жанровые и стилевые особенности.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Типологические особенности школьной периодической печати 6
§1. История юнкоровской прессы. Становление современной школьной газеты 6
§2. Школьные издания как особый тип юнкоровской прессы 11
§3 Типы школьных изданий 15
§4. Функции школьной прессы 18
§5. Тематическая структура школьной прессы 21
§6. Жанровая структура школьной прессы 27
§7. Формы массовой работы, обратная связь 31
§8. Графическая модель школьных изданий 34
§9. Редакционная структура школьных изданий 40
§10. Экономика школьных изданий 44
Глава 2. Исследование школьной прессы Истринского района Московской области 47
Введение. Цели и задачи исследования 47
§1. Школьные издания Истринского района 49
§2. Школьная газета «Подросток» 60
Выводы 68
Заключение 69
Литература 71
Приложения 77