Контрольная работа по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

1. Биологические (антропологические) криминологические теории (теория прирожденного преступника, концепция умственной отсталости преступников, наследственная предрасположенность, фрейдизм, теория опасного состояния, клиническая криминология и др.).
2. Классификация причин и условий преступности. Различие и соотношение причин и условий по механизму действий на преступность.
3. Расположите по значимости факторы преступности и аргументируйте.

Файлы: 1 файл

Контрольная по криминологии.docx

— 73.02 Кб (Скачать файл)

Так как стресс обусловлен, главным  образом, именно восприятием угрозы, то его проявление в определенной ситуации может быть вызвано субъективными  причинами, связанными с индивидуальными  психологическими особенностями данной личности.

Стрессорами могут быть и физические и психические раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами могут быть неудовлетворяющие темпы продвижения по службе, конфликты, принятие особо ответственных решений, быстрая перестройка при резкой перемене стратегии поведения.

Индивидуальная выраженность стресса  определяется в значительной мере осознанием человеком своей ответственности  за себя и за окружающих, его установкой на свою роль в создавшейся ситуации.

Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты  пульса как следствия изменения  степени ответственности человека. Интересно в этом плане, что перед  выходом корабля на лунную орбиту сердце американского астронавта Бормана  билось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс  другого астронавта — Армстронга — достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77. При обнаружении неисправности энергосистемы пульс у Эрвина составлял 180 ударов в минуту1. Можно было предположить, что это опасность вызывает такую реакцию. Но это не так, поскольку во время спуска советского лунохода с посадочной площадки частота пульса у членов наземного экипажа также резко повысилась и достигла 130—135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было. Скорее всего, такую реакцию вызывала ответственность. У переводчиков-синхронистов при работе в особо ответственных условиях частота сердечных сокращений подчас достигает 160 ударов в минуту, здесь уже не приходится говорить о личной опасности (было установлено, что даже значительная физическая нагрузка не приводит у них к учащению пульса выше 145 ударов в минуту).

Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности  — при счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке  самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, который принимает решение  о посадке, хотя степень опасности  и осознание этой опасности одинаковы  для всех членов экипажа. Еще один пример — менее острая ситуация. Измеряли пульс у 30 тренеров футбольных команд (24 — 50 лет) при помощи телеметрического контроля за 5 минут до соревнования и во время игры их команд. За 5 минут  сердцебиение у них повышалось в  среднем на 42 удара в минуту, а  во время игры — на 63 удара, частота  пульса у тренера всегда превышала  частоту пульса любого игрока на поле.

Разработав теорию стресса, Селье  выделил в нем три фазы. Первая — реакция тревоги — это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д.

 

8. Социальная напряженность – это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает. его. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта и порождаются ими. Можно вести речь о напряженности межличностной, межгрупповой, межнациональной или о глобальной напряженности в обществе.

Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. Напряженность может быть вызвана отнюдь не только стремлением достичь какой-либо цели, но и разного рода ошибками или некомпетентностью лидеров. Кроме того, обычное состояние людей может резко измениться из-за воздействия не подконтрольных человеку сил природы: изменения климата, истощения ресурсов, землетрясения и т.д.

Наиболее общие предпосылки  напряженности – это устойчивая и длительное время не разрешаемая  ситуация рассогласования между  потребностями, интересами, социальными  ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, усилению агрессивности отдельных групп  и категорий людей, нарастанию психической  усталости и раздражительности  большинства. Другими словами, речь идет о конфликтной ситуации, отражающейся в психологии населения.

Можно утверждать, что социальная напряженность возникает в обществе (территориальной общности), как  минимум, двояким образом. Во-первых, если большинство людей вначале смутно ощущает, а затем по мере развития событий осознает, что удовлетворение их социальных, экономических, политических, национальных, культурных или каких-либо иных жизненно важных потребностей, интересов и прав находится под угрозой или даже становится невозможным. И во-вторых, когда какая-то, первоначально сравнительно небольшая часть людей не может удовлетворить свои потребности и реализовать свои интересы в существующих в обществе условиях и поэтому, независимо от того, по каким причинам и чем конкретно была вызвана такая ситуация, вступает в борьбу против действительных и мнимых препятствий или надуманного ущемления своих прав, распространяя в обществе настроения неудовлетворенности, страха, пессимизма и т.д. И в том и в другом варианте социальная напряженность возникает, если назревший кризис своевременно не выявляется, а конфликтное противостояние никак не разрешается, если наблюдается, так сказать, «патовая ситуация», тупиковая ветвь логического развития общественных процессов. Таким образом, социальная напряженность – это одновременно сторона и индикатор социального кризиса и сопутствующих ему всевозможных конфликтов.

 

9. Может ли существовать общество без социального неравенства? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

Функционализм объясняет неравенство  исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. Некоторые из них являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Объяснение социального неравенства  принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность  субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается  как более значимая, если общество как целостный организм не может  существовать без функционального  многообразия. Этот подход не позволяет  объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к  развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода  к объяснению истоков социального  неравенства обусловлено тем, что  оно всегда воспринимается, по крайней  мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов — это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство — неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство многолико и проявляется  в различных звеньях единого  социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых  и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

Любой социальный институт, организация  стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.

 

10. Строго говоря, бюрократия стара, как сама цивилизация, она зарождается вместе с институционализацией государства. Возможно, мы еще недостаточно глубоко подвергали социологическому анализу древние цивилизации, те, которые К. Маркс относил к так называемому "азиатскому способу производства". По мнению Е. Старикова, именно бюрократический аппарат в древних обществах в результате своего разрастания фатально приводил эти общества к краху: "Единственным возмущающим фактором в этой идеально-равновесной системе был... сам аппарат. Непрестанно раздуваясь и с неизбежностью коррумпируясь, он начинал работать сам на себя, поглощая все большую долю прибавочного продукта, разоряя страну и ведя ее к неизбежной катастрофе". Но вряд ли можно считать деятельность

государственных чиновников в этих обществах как "подлинную" бюрократию (учитывая ее отчетливо выраженный патримониальный характер). По мнению большинства исследователей, исторический процесс

возникновения современной бюрократии как самостоятельного общественного  явления и "класса" совпал с созданием новых крупных исторических единиц - национальных государств в Европе, то есть примерно с XVI в. Абсолютизм нуждался в массе администраторов, занимающихся особым видом управленческого труда, регулируемого правом, и своей деятельностью осуществляющих централизованные государственные

интересы. Аппарат рос очень  быстро, его работа постоянно и  сложно дифференцировалась, монополия дворянства на его наполнение постепенно исчезала; кроме того, дворяне часто не желали заниматься этой рутинной и, как им казалось, второстепенной работой. И тогда в аппарат пошли городские слои, государственная служба стала считаться особой и престижной профессией; с той поры носители ее объективно объединяются в некий автономный "класс". На рубеже XIX-XX вв., когда начали складываться контуры индустриального общества (одной из характерных черт которого становится формирование национальных государств), возникла и необходимость научного изучения бюрократии как особого феномена.

Одним из первых и наиболее видных исследователей бюрократии был, как  известно, Макс Вебер. Исходным пунктом его теории социального господства можно считать определение: господство есть не что иное, как шанс встретить повиновение определенному приказу. Господство предполагает взаимное ожидание: со стороны того, кто отдает приказание, - что его приказу будут повиноваться; со стороны тех, кто повинуется, - что приказ будет иметь тот характер, какой ими ожидается, то есть признается. Другими словами, те, кто получает команду, должны быть уверены в том, что отдающий им приказ, по их мнению, имеет на это право. Это и есть суть легитимности, составляющей суть теории социального господства.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминологии"