Управление запасами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации запасов на предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть функциональную роль запасов на предприятии;
 рассмотреть методы оценки запасов предприятия;
 изучить существующие модели и системы управлению запасами;
 проанализировать процесс управления запасами предприятия ОАО «Хлебпром»;
 предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Логистические аспекты управления запасами на предприятии 5
1.1. Запасы в логистике: понятие и классификация, причины создания 5
1.2. Модели управления запасами 10
1.3. Системы контроля за состоянием запасов 19
1.4. Методы оценки эффективности управления запасами 24
2. Оценка системы управления запасами на предприятии ОАО «Хлебпром». 31
2.1. Краткая характеристика предприятия 31
2.2. Общий анализ управления запасами на предприятии. 32
2.3. АВС- и XYZ - анализы запасов. 36
2.4. Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Хлебпром.docx

— 224.62 Кб (Скачать файл)

Качество  продукции - одна из самых приоритетных ценностей компании. Производственный процесс выстраивается таким  образом, что качество уже заложено в продукте. Большое внимание уделяется  выбору поставщиков сырья – при  изготовлении продукции используются только высококачественные ингредиенты, не содержащие ГМО и другие вредные  вещества.

Компания  «Хлебпром» насчитывает более 3500 сотрудников  и включает в себя четыре производственных площадки в Челябинске, Ярцево, Красногорске и Серпухове. Продукция «ElMarino»  и «Uniservis» производится на территории Тайланда, «Частная галерея» - в Польше.

Подразделения ОАО «Хлебпром» расположены в  Москве, Челябинске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Тюмени, Самаре, Екатеринбурге, Омске, Казани, Ростове-на-Дону, Уфе, Красноярске, Саратове, Краснодаре, Владивостоке, Магнитогорске. В Тюмени подразделение компании располагается по адресу: Ялуторовский тракт, 11, км. 7

Экспорт кондитерских изделий от ОАО «Хлебпром» осуществляется в Германию, Сербию, Казахстан, Азербайджан, Беларусь, Абхазию, Украину и США.

Продукция ОАО «Хлебпром» реализуется через  крупнейшие торговые сети России: «МЕТРО», «X5» («Пятерочка», «Карусель», «Перекресток»), «Патерсон», «Монетка», «Купец», «Дикси», «Магнит», Лента, «Седьмой континент», «Ашан», «Окей».

Организационная структура ОАО "Хлебпром" сложилась  под влиянием нескольких факторов:

  • во-первых, это необходимость в процессе объединения слить две во многом разные структуры, при этом, не потеряв преимуществ каждой из них;
  • во-вторых, это географическая разрозненность;
  • в-третьих, большой ассортимент продукции под различными торговыми марками.

В итоге была создана матричная структура: во главе каждой продуктовой линейки (на сегодняшний день их 5) стоит Директор, он курирует все вопросы, связанные с разработкой, усовершенствованием, выпуском и продажей входящих в нее продуктов. С другой стороны, сохраняются и функциональные руководители, курирующие традиционные направления деятельности любой организации, финансы, кадры, юридические вопросы и т.д. Такая организационная структура позволяет выгодно сочетать опыт каждого руководителя в своей сфере с доскональным знанием и фокусировкой на отдельных продуктах.

 

2.2. Общий анализ управления запасами на предприятии.

1 этап - Анализ запасов в предшествующем периоде

Основной  задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами в предшествующем периоде  и оценка эффективности их использования.

На первой стадии рассматриваются показатели общей суммы запасов, - а именно: темпы ее динамики, удельный вес  в объеме оборотных активов.

Определим удельный вес (УВ) запасов в объеме оборотных активов (по данным баланса):

 

2007 г

2008 г

на начало

на конец

на начало

на конец

995184 – 100%

296886 –  З

УВ = 30 %

1254306 – 100%

308222 –  З

УВ = 25%

1254306 – 100%

308222 –  З

УВ = 25%

1393553 – 100%

302841 –  З

УВ = 22%


В 2007 г. удельный вес запасов в объеме оборотных активов уменьшился на 5%, а в 2008 г. – на 3%. Это говорит о том, что в 2008 г. у предприятия было больше затруднений со сбытом своей продукции по сравнению с предшествующим периодом.

На второй стадии анализа изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размера.

 

Таблица 3 - Структура запасов

Вид запаса

2007 г

2008 г

На  начало, %

На  конец, %

На  начало, %

На  конец, %

1. Сырье и материалы

86

81

81

85

2. Затраты в незавершенном производстве

9

7,5

7,5

4,5

3. Готовая продукция

1,2

0,28

0,28

6,6

4. Расходы будущих периодов

3,8

11

11

3,5


 

Самый большой удельный вес в структуре всех запасов  занимают запасы сырья, материалов и  других аналогичных ценностей (около 80%). Затраты в незавершенном производстве имеют постоянную тенденцию к  снижению. Запасы готовой продукции пополняются по мере их остатка менее 1%. Доля расходов будущих периодов постоянно меняется и имеет диапазон колебаний от 3,5% до 11% в структуре запасов.

На третьей  стадии анализа изучается эффективность использования групп запасов, их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости.

Оборачиваемость запасов характеризуется  двумя показателями: временем обращения  и скоростью товарооборота.

Время обращения (В) показывает число дней, за которые был реализован средний запас в прошедшем периоде, и вычисляется по формуле (23):

(23)


где - средний  запас, руб.;

Одн - фактический однодневный товарооборот этого же периода, руб.

Скорость товарооборота (С) показывает число оборотов среднего товарного запаса и определяется по формуле (24):

(24)


где О - объем товарооборота, руб.

Средние товарные запасы вычисляются  в зависимости от наличия известных  данных:

  • если имеются данные на две даты, это используют среднюю арифметическую простую:

(25)


где  Зн -  запасы на начало периода, руб.;

Зк - запасы на конец периода, руб.

Однодневный товарооборот определяется путем деления общего объема товарооборота  на число дней в периоде:

(26)


 

где t – число дней в периоде.

Рассчитаем средние запасы в отчетном и базисном периоде:

07 = = 302554 тыс. руб.

08 = = 318608 тыс. руб.

Определим однодневный фактический товарооборот за год:

Оодн. 07 = = 9345,73 тыс. руб.

Оодн. 08 = = 11019,33 тыс. руб.

Определим время обращения запасов:

В07 = = 32 дня

В08 = = 29 дней

Определим скорость обращения:

С07 = = 11 оборотов

С08 = =  12 оборотов

 

Таблица 4 - Показатели оборачиваемости запасов

Наименование   показателя

Базисный период

(2007 г.)

Отчетный период

(2008 г.)

Отклонение

абсолютное

относительное, %

Средние запасы, тыс. руб.

302554

318608

16054

5

Однодневный ТО, тыс. руб.

9345,73

11019,33

1673,6

15,2

Время обращения, дн.

32

29

(- 3)

10,34

Скорость обращения, об.

11

12

1

8,3


Средние товарные запасы не имеют большой тенденции к  возрастанию. Так, в отчетном периоде  их величина составила  318608 тысяч рублей, что больше базисного периода на 16 054 тысяч рублей или на 5%. Это обусловлено возрастанием однодневного товарооборота на 15,2%. Время обращения товаров составляет 29 дней, а скорость обращения в количестве оборотов за год средних запасов – 12. Скорость увеличилась на 8,3%. Это связано с тем, что товарные запасы увеличились на 5%. Каждое предприятие старается ускорить скорость обращения товарных запасов, это влияет на общее состояние и прибыльность деятельности. ОАО «Хлебпром» хорошо справляется с этой задачей, т.к. запасы увеличиваются, а скорость обращения не снижается.

Политика предприятия  направлена на ускорение оборачиваемости  всех элементов оборотного капитала. С целью ускорения оборачиваемости запасов сырья на предприятии разработан нормативный запас в днях, на который в своей работе ориентируется отдел снабжения предприятия.

2 этап - Определение целей формирования запасов

Цель формирования запасов  на ОАО «Хлебпром» -  обеспечение текущей производственной и сбытовой деятельности.

В процессе управления запасами они соответствующим образом  классифицируются для обеспечения  последующей дифференциации методов  управления ими. Так, при классификации  запасов по их видам на данном предприятии  выделены:

- сырье, материалы и  другие аналогичные ценности;

- затраты в незавершенном  производстве;

- готовая продукция и  товары для перепродажи;

- расходы будущих периодов.

3 этап - Оптимизация размера основных групп текущих запасов

Годовая стоимость использования сырья и материалов на производство кондитерских изделий на 2008 г. составляет:

  • молочная продукция (молоко сухое, молоко сгущенное, сливки, маргарин, сметана и т.п.) – 542 834,4 тысяч рублей;
  • мука – 61 654,7 тысяч рублей;
  • сахар – 91 684,8 тысяч рублей;
  • яйцо – 139 520,4 тысяч рублей;
  • наполнители и добавки (шоколад, орехи, сухофрукты, джемы, глазурь, патока и т.п.) – 1 245 201,1 тысяч рублей.

Средняя стоимость размещения одного заказа на 1 единицу/кг сырья – 300 рублей.

Средняя стоимость хранения 1 единиц/кг сырья – 320 рублей.

Сумма совокупных операционных затрат по размещению заказов  составляет:

 СЗ = * Со  =  = 914000 руб.;

Сумма операционных затрат по хранению запасов на складе составляет:

 Сh = * Сх  = = 914080 руб.;

Определим оптимальный сумму запасов сырья каждого вида по формуле Уилсона (3):

Молочные продукты:

qопт = = = 1 008,9 тыс. руб.

Оптимальный размер запасов  молочной продукции, при средней  стоимости 37,8 рублей за единицу продукции, составляет примерно 26 690 единиц.

Мука:

qопт = = = 340 тыс. руб.

Оптимальный размер запасов  муки, при средней стоимости 11,6 рублей за килограмм, составляет примерно 29 310 килограмм.

Сахар:

qопт = = = 414,6 тыс. руб.

Оптимальный размер запасов  сахара, при средней стоимости 18 рублей за килограмм, составляет примерно 23 033 килограмма.

 

 

Яйцо:

qопт = = = 511,5 тыс. руб.

Оптимальный размер запасов  яйца, при средней стоимости 21 рубль за единицу продукции, составляет примерно 24 357 единиц.

Наполнители и добавки:

qопт = = = 1 528 тыс. руб.

Оптимальный размер запасов  различных наполнителей и добавок, при средней стоимости 73,2 рублей за единицу продукции, составляет примерно 20 874 единиц. Данную категорию сырья можно рассматривать достаточно условно, т.к. перечень составляющих ее продуктов разнообразен и значения, использованные в расчетах слишком усредненные.

При таких показателях  среднего размера партии поставки и  среднего размера запаса сырья операционные затраты предприятия по обслуживанию запасов будут минимальными.

 

2.3. АВС- и XYZ-анализы запасов.

Для более  полного анализа управления запасами на предприятии ОАО «Хлебпром» необходимо провести совместный АВС- и XYZ-анализ. Теоретические аспекты данного метода оценки эффективности управления запасами приведены в пункте 4 главы 1 данной работы.

Для проведения АВС – анализа используем данные таблицы 5. В таблице представлены основные ассортиментные группы сырья, используемого для производства продукции, стоимость запасов по каждой группе и их удельный вес.

Таблица 5 – Ассортимент товаров, используемых ОАО «Хлебпром».

№ п/п

Наименование ассортиментной группы

Годовая потребность в ресурсе, тыс. руб.

Удельный вес, %

1

Молочная продукция

542 834,4

26,1

2

Наполнители и добавки

1 245 201,1

59,84

3

Мука

61 654,7

2,96

4

Яйцо

139 520,3

6,7

5

Сахар

91 684,8

4,4

Всего:

2080895,3

100

Информация о работе Управление запасами на предприятии