Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации1. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

Содержание работы

Введение
Структура и характеристика органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления: понятие, характеристика, система
Конституция Российской Федерации об органах местного самоуправления. Государственная поддержка реформ органов местного самоуправления
Характеристика видов органов местного самоуправления и их основные функции
Особенности реализации права обращения граждан в органы местного самоуправления
Институт обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления
Классификация обращения граждан в органы местного самоуправления
Процедура реализации права обращения граждан Рассмотрение обращений органами местного самоуправления
Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

обрашение граждан.docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

Различие конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности происходит в зависимости от субъекта, перед которым наступает ответственность. Конституционно-правовая ответственность - это ответственность перед государством; муниципально-правовая ответственность - это ответственность перед населением муниципального образования. Кроме того, отличие муниципально-правовой ответственности от конституционно-правовой видится в особенностях муниципальных правонарушений, процедуры реализации.

Институт конституционного правосудия занимает особое место и  системе гарантий конституционного права на осуществление местного самоуправления. Фактически, именно Конституционным  Судом РФ сформировано понимание  местного самоуправления, объема его  прав и гарантий в конституционном  смысле. С 2002 года органы местного самоуправления наделены правом на обращение в Конституционный  Суд РФ в порядке конкретного  нормоконтроля.

В Конституции РФ предусматривается  возможность использования международно-правовых механизмов при защите права. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы  России. Следует констатировать, что  оба предусмотренных в российской конституции механизма активно  применяются к защите права на осуществление местного самоуправления в РФ.

1.3. Характеристика  видов органов местного самоуправления  и их основные функции

Представительный орган  местного самоуправления - выборный орган  местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения  и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. (Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 1).

С учетом исторических традиций, национальных особенностей, политических интересов представительный орган  местного самоуправления может иметь  различные наименования. Наиболее часто на практике встречаются следующие названия: дума, совет, муниципальный совет, собрание, собрание представителей, сход, съезд, рада, курултай, джирге и т.п.10. Представительный орган занимает особое место в системе органов местного самоуправления благодаря своей исключительной компетенции.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся  следующие вопросы:

- принятие общеобязательных  правил по предметам ведения  муниципального образования, предусмотренных  уставом муниципального образования;

- утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

- принятие планов и  программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов  об их исполнении,

- установление местных  налогов и сборов;

- установление порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью;

- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и 
должностных лиц местного самоуправления11.

Федеральный закон 2003 г. расширяет  данный перечень, включая в него следующие вопросы:

- определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных  предприятий и учреждений, а также  об установлении тарифов на  их услуги;

- определение порядка  участия муниципального образования  в организациях межмуниципальиого сотрудничества;

- определение порядка  материально-технического и организационного  обеспечения деятельности органов  местного самоуправления.

Исполнительные органы местного самоуправления - органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных  законов, законов субъекта Российской Федерации и местных нормативных  актов, а также наделенные уставом  муниципального образования собственной  компетенцией. Исполнительным органом  местного самоуправления является местная  администрация (мэрия).

Местная администрация (лат. administratio - управление, руководство) - исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно-распорядительные функции:

- исполнение федеральных  законов, законов субъекта РФ  и местных нормативных актов;

- разработка проекта бюджета  муниципального образования и  его исполнение;

- управление муниципальной  собственностью;

- разработка программ  социально-экономического развития  муниципального образования и  их исполнение и т.п.12

Высшим должностным лицом  в системе органов местного самоуправления является глава муниципального образования. По Федеральному закону 2003 г. (ст. 36) совмещение высших муниципальных должностей запрещено. Глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах  либо входит в состав представительного  органа и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию. В случае избрания его из числа  депутатов представительного органа местного самоуправления, является его  председателем.

Согласно закону 2003г. глава  муниципального образования осуществляет следующие полномочия:

- представляет муниципальное  образование в отношениях с  органами местного самоуправления  других муниципальных образований,  органами государственной власти, гражданами и организациями;

- подписывает и обнародует  нормативные правовые акты, принятые  представительным органом местного  самоуправления;

- издает в пределах  своих полномочий правовые акты;

- вправе требовать созыва  внеочередного заседания представительного  органа местного самоуправления13.

Глава муниципального образования  подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

2. Особенности  реализации права обращения граждан  в органы местного самоуправления

2.1. Институт обращения  жителей муниципального образования  в органы местного самоуправления

Анализ положений ФЗ - 131 от 6 октября 2003г. в комплексе с  положениями Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 95-ФЗ от 4 июля 2003 года позволяет выделить следующие положения Федерального закона в качестве новаций в организации  местной власти.

В Федеральном законе устанавливается  ряд федеральных гарантий участия  граждан в деятельности местного самоуправления, вводятся нормы прямого  действия, обеспечивающие гарантии реализации прав граждан России на осуществление  местного самоуправления. К таковым  относятся положения, регламентирующие порядок проведения местных референдумов, опросов, сходов и конференций граждан, организации территориального общественного  самоуправления, отзыва депутатов и  должностных лиц, получения информации и обязанности информирования граждан  о деятельности органов и должностных  лиц местного самоуправления.

Одним из наиболее важных способов воздействия граждан на сферу  муниципального управления является право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в органы местного самоуправления. Обращение граждан в органы государственной  власти и местного самоуправления - одна из форм участия населения в 
управлении14.

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Обращения граждан - важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей  в общественных делах. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет ст.32 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г.. Это обязанность органов местного самоуправления «дать ответ по существу обращений граждан в течение месяца» и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан15.

Право на обращение граждан  является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция  Российской Федерации 1993г. (ст. 33) закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2 ноября 2006 года вступил  в силу Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения  обращений граждан Российской  Федерации". В соответствии с  этим законодательным актом осуществление  права на обращение не должно  нарушать права и свободы других  лиц.

При рассмотрении обращения  государственным органом, органом  местного самоуправления или должностным  лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные  документы и материалы либо  обращаться с просьбой об их  истребовании;

2) знакомиться с документами  и материалами, касающимися рассмотрения  обращения, если это не затрагивает  права, свободы и законные интересы  других лиц и если в указанных  документах и материалах не  содержатся сведения, составляющие  государственную или иную охраняемую  федеральным законом тайну;

3) получать письменный  ответ по существу поставленных  в обращении вопросов, за исключением  случаев, указанных в статье 11 Федерального закона № 131-ФЗ  от 6 октября 2003г., уведомление о  переадресации письменного обращения  в государственный орган, орган  местного самоуправления или  должностному лицу, в компетенцию  которых входит решение поставленных  в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой  на принятое по обращению решение  или на действие (бездействие)  в связи с рассмотрением обращения  в административном и (или)  судебном порядке в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

5) обращаться с заявлением  о прекращении рассмотрения обращения16.

Запрещается преследование  гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган  местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных  органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов  либо прав, свобод и законных интересов  других лиц.

Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государственному органу или должностному лицу. Это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий17. Направляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует желание автора побудить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юридически значимым действиям.

Обращения выполняют в  сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью. Изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам, власть будет быстрее поспевать за изменениями в современном необычайно динамичном, обществе, что поможет ей стать более эффективной. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест.

При рассмотрении обращения  не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также  сведений, касающихся частной жизни  гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного  обращения в государственный  орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию  которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Право на обращение имеют  не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации, например учреждения, организации, предприятия  и их должностные лица в целях  защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов.

Граждане имеют право  направлять коллективные обращения. Такие  обращения уместны в тех случаях, когда затрагиваются права и  законные интересы группы людей.

Обращения граждан в органы местного самоуправления дают возможность  населению участвовать в определении  задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в  выработке проектов их решений, в  контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Термин «обращение» имеет  обобщающий, собирательный характер. В зависимости от формы обращения  содержат неодинаковую информацию, имеют  различную структуру, отличаются по своей юридической природе, предусматривают  разные процедуры и сроки рассмотрения, а также виды правовых последствий.

Информация о работе Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области