Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации1. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
Введение
Структура и характеристика органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления: понятие, характеристика, система
Конституция Российской Федерации об органах местного самоуправления. Государственная поддержка реформ органов местного самоуправления
Характеристика видов органов местного самоуправления и их основные функции
Особенности реализации права обращения граждан в органы местного самоуправления
Институт обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления
Классификация обращения граждан в органы местного самоуправления
Процедура реализации права обращения граждан Рассмотрение обращений органами местного самоуправления
Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области
Заключение
Список использованной литературы
Различие конституционно-
Институт конституционного правосудия занимает особое место и системе гарантий конституционного права на осуществление местного самоуправления. Фактически, именно Конституционным Судом РФ сформировано понимание местного самоуправления, объема его прав и гарантий в конституционном смысле. С 2002 года органы местного самоуправления наделены правом на обращение в Конституционный Суд РФ в порядке конкретного нормоконтроля.
В Конституции РФ предусматривается
возможность использования
1.3. Характеристика
видов органов местного
Представительный орган
местного самоуправления - выборный орган
местного самоуправления, обладающий
правом представлять интересы населения
и принимать от его имени решения,
действующие на территории муниципального
образования. (Федеральный закон
«Об общих принципах
С учетом исторических традиций, национальных особенностей, политических интересов представительный орган местного самоуправления может иметь различные наименования. Наиболее часто на практике встречаются следующие названия: дума, совет, муниципальный совет, собрание, собрание представителей, сход, съезд, рада, курултай, джирге и т.п.10. Представительный орган занимает особое место в системе органов местного самоуправления благодаря своей исключительной компетенции.
Согласно Федеральному закону
«Об общих принципах
- принятие общеобязательных
правил по предметам ведения
муниципального образования,
- утверждение местного
бюджета и отчета о его
- принятие планов и
программ развития
- установление местных налогов и сборов;
- установление порядка
управления и распоряжения
- контроль за деятельностью
органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления11.
Федеральный закон 2003 г. расширяет данный перечень, включая в него следующие вопросы:
- определение порядка
принятия решений о создании,
реорганизации и ликвидации
- определение порядка
участия муниципального
- определение порядка
материально-технического и
Исполнительные органы местного
самоуправления - органы, осуществляющие
организационно-управленческие и исполнительно-
Местная администрация (лат.
administratio - управление, руководство) - исполнительный
орган в системе местного самоуправления,
возглавляемый главой муниципального
образования (главой администрации), осуществляющий
следующие организационно-
- исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов;
- разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение;
- управление муниципальной собственностью;
- разработка программ
социально-экономического
Высшим должностным лицом
в системе органов местного самоуправления
является глава муниципального образования.
По Федеральному закону 2003 г. (ст. 36) совмещение
высших муниципальных должностей запрещено.
Глава муниципального образования,
избранный на муниципальных выборах
либо входит в состав представительного
органа и является его председателем,
либо возглавляет местную
Согласно закону 2003г. глава муниципального образования осуществляет следующие полномочия:
- представляет муниципальное
образование в отношениях с
органами местного
- подписывает и обнародует
нормативные правовые акты, принятые
представительным органом
- издает в пределах
своих полномочий правовые
- вправе требовать созыва
внеочередного заседания
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.
2. Особенности
реализации права обращения
2.1. Институт обращения
жителей муниципального
Анализ положений ФЗ -
131 от 6 октября 2003г. в комплексе с
положениями Федерального закона «О
внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих
принципах организации
В Федеральном законе устанавливается ряд федеральных гарантий участия граждан в деятельности местного самоуправления, вводятся нормы прямого действия, обеспечивающие гарантии реализации прав граждан России на осуществление местного самоуправления. К таковым относятся положения, регламентирующие порядок проведения местных референдумов, опросов, сходов и конференций граждан, организации территориального общественного самоуправления, отзыва депутатов и должностных лиц, получения информации и обязанности информирования граждан о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Одним из наиболее важных способов
воздействия граждан на сферу
муниципального управления является право
обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в органы местного самоуправления.
Обращение граждан в органы государственной
власти и местного самоуправления -
одна из форм участия населения в
управлении14.
Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Обращения граждан - важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет ст.32 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г.. Это обязанность органов местного самоуправления «дать ответ по существу обращений граждан в течение месяца» и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан15.
Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция Российской Федерации 1993г. (ст. 33) закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2 ноября 2006 года вступил
в силу Федеральный закон от
02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской
Федерации". В соответствии с
этим законодательным актом
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами
и материалами, касающимися
3) получать письменный
ответ по существу
4) обращаться с жалобой
на принятое по обращению
5) обращаться с заявлением
о прекращении рассмотрения
Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государственному органу или должностному лицу. Это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий17. Направляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует желание автора побудить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юридически значимым действиям.
Обращения выполняют в сущности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью. Изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам, власть будет быстрее поспевать за изменениями в современном необычайно динамичном, обществе, что поможет ей стать более эффективной. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест.
При рассмотрении обращения
не допускается разглашение
Право на обращение имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации, например учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов.
Граждане имеют право
направлять коллективные обращения. Такие
обращения уместны в тех
Обращения граждан в органы
местного самоуправления дают возможность
населению участвовать в
Термин «обращение» имеет
обобщающий, собирательный характер.
В зависимости от формы обращения
содержат неодинаковую информацию, имеют
различную структуру, отличаются по
своей юридической природе, предусматривают
разные процедуры и сроки