Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации1. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

Содержание работы

Введение
Структура и характеристика органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления: понятие, характеристика, система
Конституция Российской Федерации об органах местного самоуправления. Государственная поддержка реформ органов местного самоуправления
Характеристика видов органов местного самоуправления и их основные функции
Особенности реализации права обращения граждан в органы местного самоуправления
Институт обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления
Классификация обращения граждан в органы местного самоуправления
Процедура реализации права обращения граждан Рассмотрение обращений органами местного самоуправления
Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

обрашение граждан.docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

337 жалоб граждан было  рассмотрено с выездом на место  контрольной инспекцией, управлением  по работе с обращениями граждан,  юридическим управлением, государственной  жилищной инспекцией Самарской  области, а также департаментами. Инспекционное обследование дало  возможность на местах более  глубоко изучить суть вопроса  и объективно подойти к его  решению, а также выявить недостатки  в работе органов местного  самоуправления.

Из всего спектра вопросов главными оставались жилищные и вопросы  коммунально-бытового обслуживания – 4614 вопросов (39%). Особенно это проявлялось  в письмах пенсионеров, многодетных  и одиноких матерей, беженцев и вынужденных  переселенцев, северян и уволившихся  в запас офицеров, а также лиц, пострадавших при радиационных катастрофах.

Не менее значимыми  были вопросы социального обеспечения – 2366, или 20%. Обращения этой темы касались трудностей повседневной жизни, низких размеров пенсий, финансирования предусмотренных действующим законодательством льгот, несоответствия получаемых доходов уровню прожиточного минимума. Пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи часто обращались за материальной и социальной помощью.

На одну треть увеличилось  количество обращений по вопросам обеспечения  законности и охраны правопорядка (591). Основными были вопросы о пересмотре судебных приговоров, об ускорении исполнений решений судов.

Увеличилось количество обращений  по вопросам связи на 27% по сравнению  с тем же периодом прошлого года (всего было 579 вопросов).

Не ослабевает острота  проблем вынужденных переселенцев – 473 вопроса. Как правило, это в  первую очередь жилищные вопросы, а  также получения гражданства, трудоустройства  и т.д.Всем заявителям письменно или устно были даны разъяснения.

Тематика обращений сельских жителей (всего поступило 2628 обращений, или 24 %) отличается от характера вопросов, изложенных в письмах жителей городов. Строительство дорог, газификация жилья, сохранение сельских школ и сельскохозяйственных организаций, социальные и земельные вопросы – такие темы наиболее часто волнуют жителей села.

Вдвое увеличилось число  обращений по вопросам здравоохранения – 349 вопросов. Наибольшее количество обращений касалось обеспечения лекарственными препаратами льготной категории граждан, несогласия с новым порядком выдачи лекарств по льготным рецептам.

На том же уровне по количеству обращений остаются вопросы образования (92). Большую часть составили обращения о реорганизации сельских школ.

Необходимо отметить хорошо поставленную работу по рассмотрению обращений граждан в департаментах  социальной защиты населения, здравоохранения, отделении пенсионного фонда  РФ по Самарской области, Государственной  жилищной инспекции, контрольной инспекции, правовом управлении, в администрациях городов Самарской области.

К сожалению, имелись случаи необоснованных задержек ответов и  формального рассмотрения. Многие обращения  были рассмотрены формально. Формальный подход к рассмотрению обращений  граждан в 2008 году наиболее часто  наблюдался в администрациях гг. Самары, Чапаевска, Сызрани. В эти администрации  неоднократно направлялись письменные напоминания с поручениями доработать вопросы, поставленные в письмах  заявителей. При подготовке ответов  исполнителям необходимо обратить внимание на содержание текста, полноту информации на все поставленные в обращении  вопросы.

В 2008 году  Администрация Самарской области продолжила работу по совершенствованию системы реализации и защиты прав и свобод граждан. В этом направлении осуществляется тесный контакт с аппаратом Уполномоченного по правам человека.

Администрацией Самарской  области и впредь будет продолжена работа по улучшению организации  рассмотрения обращений граждан  и принятию действенных мер при  решении жизненно важных проблем  населения.

Заключение

Субъективные права воплощаются  в реальную жизнь, реализуются на практике лишь тогда, когда носитель этих прав предпринимает действия по их защите; эти действия он совершает с частной целью - защитить свои права, но вместе с тем его правозащитные действия способствуют устранению подобных нарушений в будущем, и, значит, укреплению правопорядка. Таким образом, в действиях индивидов по защите субъективных прав реализуется одновременно и частный, и публичный интерес. Обращения граждан понимались именно как форма “правозащитных” действий.

Право на обращения граждан  закреплено в высшем законе РФ Конституции 1993 г.27 В статье 33 Конституции говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления».

В отсутствие единого нормативного акта, регулирующего работу с обращениями граждан на федеральном уровне, каждый субъект РФ, орган, каждое министерство и ведомство по-своему организует её. Таким образом, различные министерства и ведомства, особенно те, которым приходится работать с особенно мощными потоками обращений имеют свои внутренние ведомственные акты, регламентирующих работу соответствующих подразделений.

В настоящее время в  стране действует множество ведомственных подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан в тех или иных государственных органах страны. Единственным общегосударственным актом, действующим в этой сфере общественных отношений, является безнадёжно устаревший Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".

До сих пор нет единого  порядка принятия, учёта и рассмотрения обращений граждан, нет их чёткой классификации. Федерального закона об обращениях граждан нет.

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные  лица, к ведению которых не относится  решение вопросов, поставленных в  предложениях, заявлениях, жалобах, направляют их не позднее чем в пятидневный  срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.

Но этот правой акт не учитывает нынешнее устройство Российской Федерации. Поэтому некоторые субъекты и ведомства пытаются самостоятельно регулировать этот вид деятельности.

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.// Российская газета, 1993, № 237
  2. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"№ 59-ФЗ от 02.05.2006 // Справочно-правовая система «Гарант».
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003г. (по состоянию на 10 апреля 2009г.) – Новоибирск: Сиб. Универ. Изд-во, 2007.
  4. Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. №288 "Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан" // Российская газета. - 1997. - № 71
  5. Указ Президента РФ от 21 апреля 1998 г. №426 "О разграничении функций между Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации при рассмотрении обращений граждан"// Российская газета. – 1998. - № 80
  6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”// Свод законов СССР, т 1, с 237
  7. Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в судебном департаменте при верховном суде Российской Федерации» от 05.06.2001 № 94// Российская газета, 2004, № 230
  8. Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в федеральных органах правительственной связи и информации от 24 апреля 2000 г. N 2205// Российская газета, 2000, № 92-93.
  9. Порядок работы с письменными и устными обращениями граждан, поступившими в общественную приемную мэрии г. Тольятти» от 26.03.2001 г // Городское управление, 2008, № 12. - С. 78-87
  10. Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. — М.: «Формула права», 2005.
  11. Ермолаева А.В. Ланденко М. Работа с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (на примере Саратовской области)// Секретарское дело. – 2004. - №12. - С 34 – 42.
  12. Жеребцова Л.А. Основы организации работы с устными обращениями граждан (на примере Минтруда российской федерации)// Делопроизводство. – 2004. - №1. – С. 49 - 52.
  13. Лапин В.А., М.Э.Сволто и др. Местное самоуправление как форма самоорганизации общества. - М.: Флинта, Наука, 2002.
  14. Маслов А.А. Работа с обращениями граждан в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе// Секретарское дело. – 2002. - №1. - С. 6 - 10
  15. Мосягина О.В. Работа с обращениями граждан: нормативное регулирование// Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2002. - №5. - С.41 – 44.
  16. Мосягина О.В. Работа с обращениями граждан: организация и технология работы// Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2003. - № 2. - С.40 – 46.
  17. Овчинников И.И., Писарев А.Н. Муниципальное право России: Учебник. — М.: Эксмо,  2007.
  18. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. — М.: Статут, 2007.
  19. Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Изд. 3-е дополн. и изм. - Саратов: ПАГС, 2008.
  20. Подсумкова А.А. Муниципальное управление: соварь-справочник. – Саратов: ПАГС, 2008.
  21. Подсумкова А.А. Основы местного самоуправления. Часть 3. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: тетрадь для самоподготовки. – Саратов: ПАГС, 2009.
  22. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. — М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2006.
  23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2007.
  24. Чаннов С.Е. Муниципальное право. — М.:Юрайт-Издат, 2006.
  25. Шугрина Е.С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени  
    доктора юридических наук. - М.Профи, 2008.
  26. Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях// Вопросы советского государственного права. - 1999. – 6. - С. 61- 66

1 Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (по состоянию на 10 апреля 2007г.; включая  измен., вступ. в силу с 1 января 2009г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – С.6.

2 Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (по состоянию на 10 апреля 2007г.; включая  измен., вступ. в силу с 1 января 2009г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – С.41.

3 Овчинников И.И., Писарев  А.Н. Муниципальное право России: Учебник. — М.: Эксмо,  2007. – С.16.

4 Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (по состоянию на 10 апреля 2007г.; включая  измен., вступ. в силу с 1 января 2009г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – С. 41.

5 Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. – Саратов: ПАГС, 2008. – С.34-35.

6 Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (по состоянию на 10 апреля 2007г.; включая  измен., вступ. в силу с 1 января 2009г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – С.41-43.

7 Шугрина Е.С. Гарантии права на осуществление местного самоуправления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - М.Профи, 2008. – С.14-15.

8 Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Из. 3-е дополн. и изм. – Саратов: ПАГС, 2008. – С.26-27.

9 Конституция РФ от 12 декабря  1993г.// Российская газета, 1993, № 237.

10 Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Из. 3-е дополн. и изм. – Саратов: ПАГС, 2008. – С.25.

11 Маслов А.А. Работа с обращениями  граждан в аппарате полномочного  представителя Президента Российской  Федерации в Центральном федеральном  округе// Секретарское дело. – 2002. - №1. - С. 7.

12 Лапин В.А., М.Э.Сволто и др. Местное самоуправление как форма самоорганизации общества. - М.: Флинта, Наука, 2002. – С.154.

13 Ермолаева А.В. Ланденко М. Работа с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (на примере Саратовской области)// Секретарское дело. – 2004. - №12. - С 37.

14 Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. – Саратов: ПАГС, 2008. – С.32.

15 Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Изд. 3-е дополн и изм. – Саратов: ПАГ, 2008. – С.20.

16 Мосягина О.В. Работа  с обращениями граждан: нормативное  регулирование// Справочник секретаря  и офис-менеджера. – 2002. - №5. - С.41.

17 Хропанюк В.Н. Теория государства и права М., 1997, С. 318 – 31.9

18 Ямпольская Н.А. О  субъективных правах советских  граждан и их гарантиях// Вопросы  советского государственного права, - М. – 1959. - С.64.

19 Свод законов СССР, т  1, с 237

20 Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. — М.: Статут, 2007. – С. 65.

21 ВВС СССР. - 1980. - № 15. - Ст. 192

22 Мосягина О.В. Работа  с обращениями граждан: нормативное  регулирование// Справочник секретаря  и офис-менеджера, 2002, №5, С. 34

23 Мосягина О.В. Работа  с обращениями граждан: нормативное  регулирование// Справочник секретаря  и офис-менеджера, 2002, №5, С. 34

24 Чаннов С.Е. Муниципальное право. — М.:Юрайт-Издат, 2006. – С.75.

25 Мосягина О.В. Работа  с обращениями граждан: нормативное  регулирование// Справочник секретаря  и офис-менеджера, 2002, №5, С. 34

26 Подсумкова А.А. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Часть 3. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: тетрадь для самоподготовки. – Саратов: ПАГС, 2009. – С.36-39.

27 Российская газета, 1993, № 23


Информация о работе Анализ статистики обращения граждан в органы местного самоуправления на примере Самарской области