Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:00, реферат
На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы происходит множество сложнейших физических, физико–химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, являясь источником постоянных преобразований в облике нашей планеты. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход этих процессов, он может только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.
• разработка основных технических регламентов в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также безопасности на водных объектах;
• развитие и совершенствование нормативной правовой базы и нормативно–методической базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности на территориальном, местном уровнях и организациях в соответствии с современными требованиями федерального законодательства;
• развитие и совершенствование
единой дежурной диспетчерской службы
на базе телефона «01» на региональном,
территориальном и местном
• создание и развитие общероссийской
комплексной системы
• повышение защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз природного и техногенного характера, террористических проявлений;
• развитие и совершенствование системы принятия решений на основе прогнозов территориальных и региональных органов мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
• осуществление комплекса мероприятий по защите населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов (прежде всего химически и радиационно опасных);
• повышение эффективности работы по спасению пострадавших в дорожно–транспортных происшествиях, а также обеспечение безопасности людей в местах массового отдыха итуризма;
• развитие и совершенствование единой системы обучения всех категорий населения, популяризация знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
• повышение обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты и приборами радиационного и химического контроля;
• поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны;
• ужесточение контроля за выполнением требований инженерно–технических мероприятий гражданской обороны;
• разработка и совершенствование пожарной техники, позволяющей работать как в мегаполисах с высотными зданиями, так и в сельской местности, а также огнетушащих веществ, систем и средств пожарной автоматики, робототехники;
• обеспечение реализации первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов в целях снижения количества пожаров и существенного уменьшения числа погибших и пострадавших.
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
В апреле 1992 г. для реализации
государственной политики в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций была образована
Российская система предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях,
преобразованная в 1995 г. в Единую
государственную систему
Основные задачи РСЧС:
• разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• осуществление целевых
и научно–технических программ, направленных
на предупреждение чрезвычайных ситуаций
и повышение устойчивости функционирования
предприятий, учреждений и организаций
независимо от их организационно–правовых
форм, а также подведомственных им
объектов производственного и
• обеспечение готовности
к действиям органов
• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
• прогнозирование и оценка
социально–экономических
• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• ликвидация чрезвычайных ситуаций;
• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций;
• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе и лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации
«О Единой государственной системе
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794 РСЧС включает
в себя органы управления, силы и
средства федеральных органов
Функциональные подсистемы РСЧС создают федеральные органы исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере своей деятельности.
Территориальные подсистемы
РСЧС формируются в субъектах
Российской Федерации с целью
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера в пределах их территорий.
Эти системы состоят из звеньев,
которые соответствуют
На каждом уровне РСЧС созданы координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационные органы РСЧС:
на федеральном уровне
– правительственная комиссия
по предупреждению и
на территориальном
уровне (в пределах территории
субъекта Российской Федерации)
на местном уровне (в
пределах территории
на объектовом уровне
– комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных
В пределах федеральных округов
координирующие функции осуществляют
полномочные представители
Постоянно действующие органы управления РСЧС:
на федеральном уровне
– МЧС России, структурные подразделения
федеральных органов
на региональном уровне
– региональные центры по
на территориальном
и местном уровнях –
на объектовом уровне
– структурные подразделения
или работники организаций,
Органы повседневного управления РСЧС:
• центры управления в кризисных
ситуациях, информационные центры, дежурно–диспетчерские
службы федеральных органов
• центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, региональные информационные центры;
• центры управления в кризисных
ситуациях органов управления по
делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям, территориальные
(местные) информационные центры, дежурно–диспетчерские
службы территориальных органов
федеральных органов
единые дежурно–диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно–диспетчерские службы организаций (объектов).
Силы и средства РСЧС представляют
специально подготовленные силы и средства
федеральных органов
В их состав на каждом уровне
РСЧС входят силы и средства постоянной
готовности, предназначенные для
оперативного реагирования на чрезвычайные
ситуации и проведения работ по их
ликвидации. Основу этих сил постоянной
готовности составляют аварийно–спасательные
службы, аварийно–спасательные
Силы и средства РСЧС принято подразделять на силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Первые включают в себя органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей. К ним относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и некоторые другие.
Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:
• войска гражданской обороны;
• поисково–спасательную службу МЧС России;
• Государственную
• соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;
• противопожарные, аварийно–спасательные, аварийно–восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций;
• учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и другие.
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации для них вводится режим повышенной готовности, а при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации – режим чрезвычайной ситуации.
Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС в режиме повседневной деятельности:
• изучение состояния окружающей
среды и прогнозирование
• сбор, обработка и обмен
в установленном порядке
• разработка и реализация целевых и научно–технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
• пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
• руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
• осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
• проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещение в этих районах а также жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;
• ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработка мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
В режиме повышенной готовности:
• усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
Информация о работе Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения