Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:00, реферат

Описание работы

На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы происходит множество сложнейших физических, физико–химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, являясь источником постоянных преобразований в облике нашей планеты. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход этих процессов, он может только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.

Файлы: 1 файл

Раздел I Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.docx

— 46.04 Кб (Скачать файл)

Реализация государственной  политики в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих  законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых  программ, научно–технических программ, планов развития и совершенствования  РСЧС, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также выполнением  комплекса мер организационного, инженерно–технического, экономического и административного характера.

Роль государства в  обеспечении безопасности своих  граждан от природных, техногенных  и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы  соответствующих организационных  структур. В России на всех уровнях  сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение задач  в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС. Важная роль принадлежит государству  также в создании специальных  сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 определен перечень сил и  средств РСЧС, предназначенных для  наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках государственной политики создана и совершенствуется законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и функционирование РСЧС. Особое внимание наше государство в современных условиях уделяет вопросам научно–технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно–технических программ. Постоянно усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной

Общие для Российской Федерации  организационно–правовые нормы  в области защиты граждан РФ, иностранных  граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей  страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного  и социального назначения, а также  природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном  законе РФ «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральным законом РФ «Об  аварийно–спасательных службах  и статусе спасателей» впервые  было введено понятие «профессиональный  спасатель» и установлены общие  организационно–правовые и экономические  основы создания и функционирования аварийно–спасательных служб и  аварийно–спасательных формирований на территории Российской Федерации, а  также определены отношения между  различными органами, организациями  и иными юридическими лицами, связанные  с деятельностью аварийно–спасательных  служб, права, обязанности и ответственность  спасателей и основы государственной  политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ «О гражданской  обороне» определил задачи в области  гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов  государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и  организаций независимо от их организационно–правовых  форм и форм собственности, а также  силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно–эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли  отражение также в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной  доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской  обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято  и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная  правовая база в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий, в  которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие  мероприятия:

• оповещение населения об опасности, информирование его о  порядке действий в сложившихся  чрезвычайных условиях;

• эвакуация и рассредоточение;

• инженерная защита населения  и территорий;

• радиационная и химическая защита;

• медицинская защита;

• обеспечение пожарной безопасности;

• подготовка населения в  области гражданской обороны  и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к  защите проводятся заблаговременно  с учетом возможных опасностей и  угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.


Информация о работе Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения