Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:14, реферат
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — РСЧС. Предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Организационная структура единой государственной системы и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаци……………...……………………………………………………...4
2. Система управления единой государственной системы и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций………………………………………………………………………………...6
3. Силы и средства единой государственной системы и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………………………....17
Список литературы…………………………………………………………………………....18
• координация действий сил в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций, а также в период их ликвидации; организация привлечения сил и средств к аварийно-спасательным, аварийно-восстановительным и другим неотложным работам;
• организация обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовки и повышения квалификации специалистов РСЧС.
Основными задачами объектовых
комиссий по чрезвычайным
• организация разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;
• координация действий сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и эвакуации персонала объектов;
• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и руководство их использованием;
• организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).
На федеральном уровне таким органом управления является МЧС России.
На региональном уровне
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» РЦ ГОЧС является органом управления, специально уполномоченным решать вопросы гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.
На региональный центр
• реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего региона;
• участие, по решению МЧС России, в организации и ведении гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего региона;
• координация функционирования территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• управление - в пределах своих полномочий - соединениями, воинскими частями и организациями гражданской обороны, дислоцированными на территории соответствующего региона Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;
• планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с основными задачами, возложенными на них в мирное время;
• закупка материально-технических средств для содержания соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно-табельной потребности;
• финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также организация финансирования органов управления по делам ГО и ЧС, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск ГО, поисково-спасательной службы;
• обеспечение мероприятий по сохранению информации, составляющей государственную тайну, по развитию специальной связи и защите служебной информации.
Реализация этих задач РЦ ГОЧС осуществляется на основании Временного положения о региональном центре, утвержденного министром МЧС России 29 марта 1999 года.
На территориальном уровне органами управления ГОЧС являются министерства, комитеты, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне - органы управления ГОЧС (управления, отделы), создаваемые при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций.
Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС (органов управления ГОЧС) по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций
по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, обработки и передачи оперативной информации создаются органы повседневного управления - дежурно-диспетчерские службы, включающие в себя:
оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные), в том числе Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
Для непосредственного управления ликвидацией конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления ГОЧС могут создаваться нештатные органы управления - оперативные штабы или оперативные группы.
Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на повседневных пунктах управления (ПУ).
В целом в системе управления РСЧС предусмотрено создание следующих пунктов управления:
• на федеральном уровне - повседневного ПУ, запасных ПУ -городского и загородного, воздушного ПУ на базе самолета, полевых ПУ на базе автомобилей высокой проходимости, а также мобильного ПУ;
• на региональном уровне - повседневного ПУ, запасного ПУ, воздушного ПУ на базе вертолета, полевого ПУ на базе автомобилей высокой проходимости;
• на территориальном и местном уровнях - повседневного ПУ, полевого ПУ на базе автомобилей высокой проходимости.
Системы связи и оповещения РСЧС представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления ГОЧС. Они базируются на стационарных и подвижных узлах связи органов управления ГОЧС.
Системы оповещения созданы на федеральном, территориальном и местном уровнях управления.
Федеральная система централизованного оповещения обеспечивает доведение в автоматизированном режиме установленных сигналов и речевой информации до всех РЦ ГОЧС и структур центрального подчинения.
Непосредственное оповещение населения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации в системе оповещения РСЧС осуществляется комбинированным путем, для чего используются электросирен, проводные средства связи и оповещения, местные сети проводного и эфирного радиовещания, телевидение.
Составной частью территориальных систем оповещения являются создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, химически опасных объектов и др.) локальные системы оповещения. Ответственность за создание указанных систем оповещения возложена на федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся такие объекты.
Создание локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах осуществляется на основе Постановления правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
3. Силы и средства
единой государственной
Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства, выполняющие следующие основные задачи:
• осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
• ликвидация чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;
• проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций в безопасные районы;
• проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;
• восстановление и поддержание общественного порядка в зонах чрезвычайных ситуаций;
• поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
• разработка предложений по совершенствованию действий в чрезвычайных ситуациях.
Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.
К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:
• службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
• формирования Госсанэпиднадзора России;
• ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
• службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;
• геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделения Минатома России;
• учреждения Агентства по мониторингу ЧС;
• учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят:
• войска гражданской обороны;
• поисково-спасательную службу МЧС России;
• военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
• формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
• формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
• военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;
• формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
• специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
• аварийно-технические центры Минатома России;
• службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
• восстановительные и пожарные поезда МПС России;
• аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота. Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.
Из перечисленных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности - силы постоянной готовности. Их перечень на федеральном уровне утверждается правительством Российской Федерации, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями организаций.
Силы постоянной готовности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций вне зоны их деятельности могут привлекаться для экстренного реагирования МЧС России и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций