Исследование вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

В данном дипломном проекте определены опасные факторы ЧС на объектах железнодорожного транспорта, рассмотрены методы расчета параметров опасных факторов пожара (взрыва) для химического заражения АХОВ, рассмотрены типовые чрезвычайные ситуации с перечисленными выше опасными грузами, приведены расчетные методы определения зон воздействия опасных факторов ЧС, как для людей, так и для зданий и сооружений.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................
1.Общая характеристика объекта исследования.........................................
2. Сбор и анализ и информации о железнодорожном транспорте и чрез¬вычайных ситуациях на нем..........................................................................
2.1. Описание железнодорожного транспорта......................................
2.2. Описание ЧС на железнодорожном транспорте............................
2.3. Анализ статистики.............................................................................
3. Анализ и оценка различных факторов, потенциально способных при¬вести к возникновению чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.......................................................................................................
3.1. Чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами на железнодорожном транспорте.......................................................................
3.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с влиянием ядовитых веществ на железнодорожном транспорте...................................................
3.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с влиянием тепловых излучений на железнодорожном транспорте...............................................
3.4. Чрезвычайные ситуации, связанные с влиянием аварий и травм на железнодорожном транспорте..................................................................
3.5. Чрезвычайные ситуации, связанные с техническим износом на железнодорожном транспорте.......................................................................
4. Разработка и анализ возможных сценрией возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте........................
4.1. Модель развития ЧС на составе, перевозящем горящие продукты...........................................................................................................
4.2. Сценарий развития ЧС на составе, перевозящем горящие продукты..........................................................................................................
4.3. Типовые сценарии развития чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта......................................................
4.4. Расчетные аварийные ситуации на типовых объектах железнодорожного транспорта......................................................................
4.4.1. Типовые аварийные ситуации с СУГ............................
4.4.2 Типовые аварийные ситуации с ЛВЖ и ГЖ..................
4.4.3. Типовые аварийные ситуации с АХОВ........................
4.4.4. Типовые аварийные ситуации с горением ТГМ..........
5. Проведение исследований и разработка предложений по предупре¬ждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.......................................................................
5.1. Проведение патентных исследований.........................................
5.2. Исследование вопросов предупреждения и локализации ЧС на ЖД транспорте............................................................................................
5.3. Исследование вопросов ликвидации ЧС на ЖД транспорте.....
5.4. Исследование вопросов ликвидации последствий ЧС на ЖД транспорте.......................................................................................................
5.5. Проведение расчетов....................................................................
5.5.1. Расчет размеров взрывоопасных зон при разливе (утечке) СУГ....................................................................................................
5.5.2. Расчет размеров взрывоопасных зон и избыточного давления взрыва ТВС при ЧС с ЛВЖ..........................................................
5.5.3. Расчет зон аварийного разлива СУГ и ЛВЖ.................
5.5.4. Расчет плотности теплового излучения от факела.......
5.5.5. Расчет плотности теплового излучения от огненного шара..................................................................................................................
5.5.6. Расчет зон химического заражения................................
5.6. Решение типовой задачи.............................................................
6. Разработка предложений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте........................
6.1. Тактико-технические характеристики вагона...........................
6.2. Оборудование аварийно-спасательного поезда.........................
6.3. Действия боевого расчета АСП.................................................
6.4. Теоретический расчет сил и средств с применением поезда..
6.5. Техническое обслуживание АСП-505.......................................
7.Экономика.....................................................................................................
8. Безопасность жизнедеятельности..............................................................
Заключение.......................................................................................................
Библиографический список............................................................................
Приложение.....................................................................................................

Файлы: 1 файл

Первый экземпляр диплома редация Шестая.doc

— 2.52 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к дипломному проекту

на тему «Исследование  вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте» 
 

 

 

 

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение..........................................................................................................

6

 1.Общая характеристика объекта исследования.........................................

9

2. Сбор и анализ  и информации о железнодорожном  транспорте и чрезвычайных ситуациях на нем..........................................................................

22

     2.1.   Описание железнодорожного транспорта......................................

23

     2.2.   Описание ЧС на железнодорожном транспорте............................

25

      2.3. Анализ статистики.............................................................................

31

3. Анализ и оценка  различных факторов, потенциально  способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.......................................................................................................

39

 3.1. Чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами на железнодорожном транспорте.......................................................................

39

  3.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с влиянием ядовитых веществ на железнодорожном транспорте...................................................

42

  3.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с влиянием тепловых излучений на железнодорожном транспорте...............................................

46

    3.4. Чрезвычайные ситуации, связанные с влиянием аварий и травм на железнодорожном транспорте..................................................................

48

    3.5. Чрезвычайные ситуации, связанные с техническим износом на железнодорожном транспорте.......................................................................

52

4. Разработка  и анализ возможных сценрией  возникновения и развития чрезвычайных  ситуаций на железнодорожном  транспорте........................

55

          4.1.     Модель развития ЧС на составе, перевозящем горящие продукты...........................................................................................................

55

    4.2. Сценарий развития ЧС на составе, перевозящем горящие продукты..........................................................................................................

60

      4.3.     Типовые сценарии развития чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта......................................................

62

   4.4. Расчетные аварийные ситуации на типовых объектах железнодорожного транспорта......................................................................

64

                      4.4.1. Типовые аварийные ситуации с СУГ............................

64

              4.4.2 Типовые аварийные ситуации с ЛВЖ и ГЖ..................

67

              4.4.3. Типовые аварийные ситуации с АХОВ........................

69

              4.4.4. Типовые аварийные ситуации с горением ТГМ..........

70

  1. Проведение исследований и разработка предложений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.......................................................................

72

  5.1. Проведение патентных исследований.........................................

72

    1. Исследование вопросов предупреждения и локализации ЧС на ЖД транспорте............................................................................................

73

          5.3. Исследование вопросов ликвидации ЧС на ЖД транспорте.....

74

 5.4. Исследование вопросов ликвидации последствий ЧС на ЖД транспорте.......................................................................................................

77

  5.5. Проведение расчетов....................................................................

81

       5.5.1. Расчет размеров взрывоопасных зон при разливе (утечке) СУГ....................................................................................................

81

           5.5.2. Расчет размеров взрывоопасных зон и избыточного давления  взрыва ТВС при ЧС с ЛВЖ..........................................................

84

             5.5.3. Расчет зон аварийного разлива СУГ и ЛВЖ.................

88

             5.5.4. Расчет плотности теплового излучения от факела.......

91

          5.5.5. Расчет плотности теплового излучения от огненного шара..................................................................................................................

91

             5.5.6. Расчет зон химического заражения................................

92

            5.6. Решение типовой задачи.............................................................

94

6. Разработка  предложений по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций  на железнодорожном транспорте........................

100

            6.1. Тактико-технические характеристики вагона...........................

100

            6.2. Оборудование аварийно-спасательного поезда.........................

101

            6.3. Действия боевого расчета АСП.................................................

102

            6.4. Теоретический расчет сил и средств с применением поезда..

103

            6.5.  Техническое обслуживание АСП-505.......................................

104

7.Экономика.....................................................................................................

112

8. Безопасность  жизнедеятельности..............................................................

123

Заключение.......................................................................................................

134

Библиографический список............................................................................

138

Приложение.....................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

До недавнего  времени железные дороги считались  наиболее безопасным видом транспорта. Однако более строгий анализ показывает, что по показателям безопасности движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет свидетельствуют о значительном числе пострадавших и погибших в результате крушений пассажирских поездов. Чрезвычайные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных и особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей. При ликвидации последствий таких ЧС помимо организации медицинской помощи пострадавшим необходимо проведение комплекса природоохранных мер.

Железнодорожный транспорт  в большей мере способствует освоению новых районов и их природных богатств, удовлетворению материальных и культурных потребностей людей и развитию связей с другими странами. Любая даже кратковременная задержка выполнения заявки на перевозки наносит ущерб нормальной работе предприятия, подрывает договорные основы ведения хозяйства.

Железные дороги располагают  различными инженерными сооружениями, техническими устройствами и средствами, основными из которых являются железнодорожный путь, подвижной состав (локомотивы и вагоны), сооружения локомотивного и вагонного хозяйства, сооружения и устройства сигнализации, связи и вычислительной техники, электро- и водоснабжения, железнодорожные станции и узлы.

Многоотраслевое хозяйство  железнодорожного транспорта представляет собой огромный, протянувшийся на многие десятки тысяч километров конвейер, бесперебойная и безаварийная работа которого требует взаимно увязанной слаженной работы всех его звеньев.

Железнодорожный транспорт является видом транспорта, который наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днём и ночью независимо от времени года и атмосферных условий. Железные дороги имеют высокую провозную способность.

На железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок и высокая скорость доставки грузов.

Железные дороги является универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Однако постройка железных дорог требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий.

На железнодорожном  транспорте высока доля расходов, мало зависящих от размеров движения (ремонт зданий и других устройств, содержание административно–технического персонала); она составляет около половины общих расходов по эксплуатации. Всё это определяет эффективность применения железных дорог при значительной концентрации грузовых потоков.

Перевозка грузов по железной дороге на относительно большие расстояния экономически более выгодна, чем на малые, что объясняется высоким удельным весом расходов, не зависящих от дальности перевозок и удорожающих себестоимость их на коротких расстояниях. Сюда относятся расходы на начальные операции, включая подачу вагонов к месту погрузки – выгрузки и уборку их, производство грузовых операций и др.

Особо опасными являются ЧС на объектах железнодорожного транспорта, которые сопровождаются пожарами (взрывами) цистерн с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (ЛВЖ, ГЖ) и сжиженными углеводородными газами (СУГ), а также разливом (выбросом) горючих жидкостей и аварийно химически  опасных веществ (АХОВ). Немалую опасность представляют также пожары твердых горючих материалов (ТГМ) в подвижном составе и на производственных объектах железнодорожного транспорта.

В связи с этим определение  зон воздействия опасных факторов при ЧС с опасными грузами на объектах железнодорожного транспорта имеет  важное и актуальное значение.

В данном дипломном проекте определены потенциальные факторы, способные привести к ЧС на объектах железнодорожного транспорта, рассмотрены методы расчета параметров опасных факторов пожара (взрыва) для химического заражения АХОВ, рассмотрены типовые чрезвычайные ситуациии с перечисленными выше опасными грузами, приведены расчетные методы определения зон воздействия опасных факторов ЧС, как для людей, так и для зданий и сооружений.

Под ЧС на железной дороге понимаются: сходы подвижного состава, крушения, аварии, пожары, взрывы, утечки опасных грузов и другие. происшествия, которые могут привести к гибели, ранению, массовым отравлениям людей, животных, нанесению экологического ущерба и материального урона.

За последние  годы на железнодорожном транспорте произошли значительные изменения в технике, методах эксплуатации и экономике. Многое сделано по техническому переоснащению железных дорог на основе электрификации, автоматики, телемеханики, комплексной механизации, вычислительной и микропроцессорной техники.

Итак, в связи с наращиванием мощностей, и увеличением транспортного потока на ЖД транспорте, увеличиваются масштабы возможной ЧС. В связи с этим актуальность исследования вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте очень высока.

 

 

 

          1. Общая характеристика объекта исследования

 

Объектом  исследования в дипломном проекте  являются  вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, а  также вопросы  возникновения  и ликвидации последствий ЧС.

Исследование  вопросов предупреждения и ликвидации на ЖД транспорте является составной частью более общих вопросов предупреждения и ликвидации ЧС. Отличием рассматривамых вопросов от общих являются особенности железнодорожного транспорта, его составляющие, режимы функционирования железнодорожного транспорта, а также особенности перевозимых им грузов.

Под научным  исследованием  будем понимать процесс выработки новых знаний. Научное исследование является одним из видов познавательной деятельности.   Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью,  доказательностью, точностью; оно имеет два уровня -эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные. В данном дипломном проекте  использованы следующие методы исследования: классификация, моделирование, описание, обобщение, прогнозирование, эксперимент, анализ.

В данном дипломном проекте  объект исследования, для облегчения технологичности исследования был разделен на 4 основные составляющие, представленных на рисунке 1.1:

  • предупреждение возникновения ЧС на ЖД транспорте;
  • локализация ЧС на ЖД транспорте;
  • ликвидация ЧС на ЖД транспорте;
  • ликвидация последствий ЧС на ЖД транспорте.

 

 

Рис.1.1 Объект исследования дипломного проекта

В совокупность вопросов, связанных с предупреждением  и ликвидацией ЧС на железнодорожном транспорте входит:

  1. Вопросы предупреждения ЧС на ЖД транспорте в общем;
  2. Вопросы предупреждения ЧС на различных уровнях ЖД транспорта;
  3. Вопросы локализации ЧС на ЖД транспорте в общем;
  4. Вопросы локализации ЧС на различных уровнях ЖД транспорта;
  5. Вопросы ликвидации ЧС на ЖД транспорте в общем;
  6. Вопросы ликвидации ЧС на различных уровнях ЖД транспорта;
  7. Вопросы ликвидации последствий ЧС на ЖД транспорте в общем;
  8. Вопросы ликвидации последствий ЧС на различных уровнях ЖД транспорта.

Совокупность  данных вопросов представлена на рисунке 1.2


Рис.1.2 Совокупность вопросов, связанных с  предупреждением  и ликвидацией ЧС на железнодорожном транспорте

Под предупреждением будем понимать комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно  и направленных на максимально возможное  уменьшение риска возникновения  чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. 
Научно-технический прогресс и явное отставание от него общекультурного развития человечества создают всё более ощутимый в последние годы разрыв между повышением всех видов рисков с одной стороны, умением и готовностью людей учитывать эти риски для обеспечения своей личной  безопасности и безопасности окружающей природной и техногенной среды с другой стороны. 
Организация работы по предупреждению ЧС на ЖД транспорте в масштабах страны проводится в рамках Федеральной целевой программы  «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030» от 07.08.2007г.  В соответствии с этой стратегией были выявлены ключевые направления по рпедупреждению, локализации и ликвидации ЧС на ЖД транспорте, представленные на рисунке 1.3

Основными направлениями  предупреждения, локализации, и ликвидации ЧС, уменьшения потерь и ущерба от них  является:

  • мониторинг окружающей среды и состояния объектов народного хозяйства;
  • прогнозирование ЧС природного и техногенного характера и оценка их риска;
  • рациональное размещение производственных сил по территории страны с точки       зрения природной и техногенной безопасности;
  • предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путём систематического снижения их накапливающегося потенциала;
  • предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надёжности оборудования;
  • разработка и осуществление технологических мер по снижению возможных потерь и ущерба от ЧС (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах и территориях;
  • подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;
  • разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и  их последствий;
  • декларирование промышленной безопасности и лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;
  • проведение государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • проведение государственного надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности;
  • страхование природных и техногенных рисков;
  • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

Информация о работе Исследование вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте