Исследование вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

В данном дипломном проекте определены опасные факторы ЧС на объектах железнодорожного транспорта, рассмотрены методы расчета параметров опасных факторов пожара (взрыва) для химического заражения АХОВ, рассмотрены типовые чрезвычайные ситуации с перечисленными выше опасными грузами, приведены расчетные методы определения зон воздействия опасных факторов ЧС, как для людей, так и для зданий и сооружений.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................
1.Общая характеристика объекта исследования.........................................
2. Сбор и анализ и информации о железнодорожном транспорте и чрез¬вычайных ситуациях на нем..........................................................................
2.1. Описание железнодорожного транспорта......................................
2.2. Описание ЧС на железнодорожном транспорте............................
2.3. Анализ статистики.............................................................................
3. Анализ и оценка различных факторов, потенциально способных при¬вести к возникновению чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.......................................................................................................
3.1. Чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами на железнодорожном транспорте.......................................................................
3.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с влиянием ядовитых веществ на железнодорожном транспорте...................................................
3.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с влиянием тепловых излучений на железнодорожном транспорте...............................................
3.4. Чрезвычайные ситуации, связанные с влиянием аварий и травм на железнодорожном транспорте..................................................................
3.5. Чрезвычайные ситуации, связанные с техническим износом на железнодорожном транспорте.......................................................................
4. Разработка и анализ возможных сценрией возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте........................
4.1. Модель развития ЧС на составе, перевозящем горящие продукты...........................................................................................................
4.2. Сценарий развития ЧС на составе, перевозящем горящие продукты..........................................................................................................
4.3. Типовые сценарии развития чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта......................................................
4.4. Расчетные аварийные ситуации на типовых объектах железнодорожного транспорта......................................................................
4.4.1. Типовые аварийные ситуации с СУГ............................
4.4.2 Типовые аварийные ситуации с ЛВЖ и ГЖ..................
4.4.3. Типовые аварийные ситуации с АХОВ........................
4.4.4. Типовые аварийные ситуации с горением ТГМ..........
5. Проведение исследований и разработка предложений по предупре¬ждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.......................................................................
5.1. Проведение патентных исследований.........................................
5.2. Исследование вопросов предупреждения и локализации ЧС на ЖД транспорте............................................................................................
5.3. Исследование вопросов ликвидации ЧС на ЖД транспорте.....
5.4. Исследование вопросов ликвидации последствий ЧС на ЖД транспорте.......................................................................................................
5.5. Проведение расчетов....................................................................
5.5.1. Расчет размеров взрывоопасных зон при разливе (утечке) СУГ....................................................................................................
5.5.2. Расчет размеров взрывоопасных зон и избыточного давления взрыва ТВС при ЧС с ЛВЖ..........................................................
5.5.3. Расчет зон аварийного разлива СУГ и ЛВЖ.................
5.5.4. Расчет плотности теплового излучения от факела.......
5.5.5. Расчет плотности теплового излучения от огненного шара..................................................................................................................
5.5.6. Расчет зон химического заражения................................
5.6. Решение типовой задачи.............................................................
6. Разработка предложений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте........................
6.1. Тактико-технические характеристики вагона...........................
6.2. Оборудование аварийно-спасательного поезда.........................
6.3. Действия боевого расчета АСП.................................................
6.4. Теоретический расчет сил и средств с применением поезда..
6.5. Техническое обслуживание АСП-505.......................................
7.Экономика.....................................................................................................
8. Безопасность жизнедеятельности..............................................................
Заключение.......................................................................................................
Библиографический список............................................................................
Приложение.....................................................................................................

Файлы: 1 файл

Первый экземпляр диплома редация Шестая.doc

— 2.52 Мб (Скачать файл)

Рис.1.3 Основные направления предупреждения и ликвидации ЧС

Под локализацией зоны чрезвычайной ситуации понимается комплекс заблаговременных и оперативных мероприятий, направленных на ограничение расширения территории, на которой сложилась ЧС.

Под ликвидацией  будем понимать аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация чрезвычайной ситуации (ЧС) включает в себя проведение в зоне чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах силами и средствами организаций по ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов разведки и неотложных работ, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Силы и средства гражданской  обороны привлекаются к организации  и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Процесс ликвидации ЧС подразделяется на четыре основные группы:

1) проведение всех  видов разведки;

2) проведение неотложных аварийно-спасательных работ;

3) проведение неотложных  аварийно-восстановительных работ; 

4)проведение восстановительных  работ (организации жизнеобеспечения  пострадавшего населения и личного  состава сил ликвидации ЧС).

Вопросы ликвидации ЧС на ЖД транспорте можно подразделить на группу вопросов:

1. Экстренное реагирование  на ЧС: осуществление взаимосвязанных  действий органов руководства  и повседневного управления РСЧС  по незамедлительному получению  информации о факте возникновения чрезвычайной ситуации, своевременному оповещению об этом населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации действий сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2. Ликвидация ЧС на ЖД транспорте: аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

3. Разведка в зоне ЧС: вид обеспечения  действий сил и средств РСЧС, заключающийся в сборе и передаче  органам повседневного управления  и силам достоверных данных об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения населения. Выделяют следующие виды разведки: биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая и химическая;

4. Неотложные работы  в ЧС: аварийно-спасательные и  аварийно-восстановительные работы, оказание экстренной медицинской  помощи, проведение санитарно-эпидемиологических  мероприятий и охрана общественного  порядка в зоне чрезвычайной  ситуации;

5. Аварийно-спасательные  работы в ЧС: действия по спасению  людей, материальных и культурных  ценностей, защите природной среды  в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций  и подавлению или доведению  до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;

6. Аварийно-восстановительные работы в ЧС: первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории;

7.  Экстренная медпомощь в ЧС: комплекс экстренных лечебно-диагностических, санитарно-эпидемиологических, лечебно-эвакуационных и лечебных мероприятий, осуществляемых в кратчайшие сроки при угрожающих жизни и здоровью пораженных состояниях, травмах и внезапных заболеваниях людей в зоне чрезвычайной ситуации;

8. Охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации: действия сил охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации по организации и регулированию движения всех видов транспорта, охраны материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества пострадавших, а также по обеспечению режима чрезвычайного положения, порядка въезда и выезда граждан и транспортных средств;

9. Санитарная обработка: механическая очистка и мытье кожных покровов и слизистых оболочек людей, подвергшихся заражению и загрязнению радиоактивными, опасными химическими и биологическими веществами, а также обеззараживание их одежды и обуви при выходе из зоны чрезвычайной ситуации;

10. Санитарная очистка территории в зоне чрезвычайной ситуации: действия специальных подразделений сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций по поиску и сбору представляющих опасность предметов и продуктов органического и неорганического происхождения, образовавшихся в результате возникновения чрезвычайной ситуации, и их захоронению в специально отведенных для этого местах, а также по обеззараживанию мест их нахождения;

11. Обеззараживание: уменьшение до предельно допустимых норм загрязнения и заражения территории, объектов, воды, продовольствия, пищевого сырья и кормов радиоактивными и опасными химическими веществами путем дезактивации, дегазации и демеркуризации, а также опасными биологическими веществами путем дезинфекции и детоксикации.

Проведенный анализ показывает, что основными из вопросов ликвидации ЧС на ЖД транспорте являются: экстренное реагирование, разведка в зоне ЧС, АсиДНР, экстренная помощь.

Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Ликвидация последствий  характеризуется:

  • заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил; 
  • экстренным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации (организацией эффективной разведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС); 
  • непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, поддержанием устойчивого взаимодействия сил ликвидации чрезвычайной ситуации; 
  • непрерывным ведением работ до полного их завершения с применением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей сил и средств; 
  • неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности; 
  • организацией бесперебойного обеспечения работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения и спасателей.

  Основные вопросы ликвидации последствий  ЧС на ЖД транспорте можно увидеть на рисунке 1.5

 

Рис.1.5 Основные вопросы  ликвидации последствий ЧС на ЖД транспорте

  Под Чрезвычайной ситуацией понимают состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

В своем развитии чрезвычайная ситуация проходит пять фаз:

  1. Накопление отклонений;
  2. Инициирование ЧС;
  3. Процесс ЧС;
  4. Действие остаточных факторов;
  5. Ликвидация ЧС.

Содержание  вопросов предупреждения и ликвидации ЧС на ЖД транспорте подпадает под  ряд направлений, включенных в «Перечень  критических технологий РФ», утвержденных Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. Пр-842, таких как:

  • технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений;
  • технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф;
  • технологии создания и управления новыми видами транспортных систем;
  • технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии;
  • технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем.

Помимо этого, исследуемые вопросы предупреждения и ликвидации ЧС на ЖД транспорте соответствуют  «Приоритетным направлениям развития науки, технологий, и техники», утвержденных Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. Пр-843, таким, как:

  • безопасность и противодействие терроризму;
  • транспортные, авиационные и космические системы;
  • энергетика и энергосбережение.

Значительное количество перевозимых  опасных грузов и большая протяженность коммуникаций обуславливают возникновение чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.

Осуществляется поэтапное  внедрение автоматизированной системы  управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). В крупных железнодорожных узлах действует система «Экспресс–2» для резервирования мест и продажи билетов пассажирам. Дальнейшее развитие получили контейнерные перевозки на основании реализации единой контейнерно – транспортной системы; построены новые железнодорожные линии.

Внедрение новой техники  сопровождается дальнейшим совершенствованием методов эксплутационной работы. Для оптимизации оперативного управления перевозками в Министерстве путей сообщения на дорогах создают оптимизированные диспетчерские центры управления перевозками на базе информации, получаемой посредством вычислительной сети АСУЖТ.

На железнодорожном  транспорте назрела необходимость  в решении ряда актуальных проблем. На железной дороге особую остроту  приобрели проблемы безопасности движения и сохранности перевозимых грузов. При проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожных объектов на первый план выдвинулись вопросы охраны природы и окружающей среды.

Особо опасными являются чрезвычайные ситуации на объектах железнодорожного транспорта, которые сопровождаются пожарами (взрывами) цистерн с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (ЛВЖ, ГЖ) и сжиженными углеводородными газами (СУГ), а также разливом (выбросом) горючих жидкостей и аварийно химически  опасных веществ (АХОВ). Немалую опасность представляют также пожары твердых горючих материалов (ТГМ) в подвижном составе и на производственных объектах железнодорожного транспорта.

В связи с этим определение  зон воздействия опасных факторов при ЧС с опасными грузами на объектах железнодорожного транспорта имеет  важное и актуальное значение.

В данном дипломном проекте определены опасные факторы ЧС на объектах железнодорожного транспорта, рассмотрены методы расчета параметров опасных факторов пожара (взрыва) для химического заражения АХОВ, рассмотрены типовые чрезвычайные ситуации с перечисленными выше опасными грузами, приведены расчетные методы определения зон воздействия опасных факторов ЧС, как для людей, так и для зданий и сооружений.

За последние годы на железнодорожном транспорте произошли  значительные изменения в технике, методах эксплуатации и экономике. Многое сделано по техническому переоснащению железных дорог на основе электрификации, автоматики, телемеханики, комплексной механизации, вычислительной и микропроцессорной техники.

Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта  в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоёмкость перевозочной работы

Информация о работе Исследование вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте