История развития гражданской обороны СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:08, доклад

Описание работы

История МПВО-ГО-МЧС России начинается с февраля 1918 года, когда в Петрограде был создан штаб воздушной обороны города. Руководил штабом Народный Комиссар по военным делам Н.И. Подвойский. Штаб организовал наблюдательные пункты в городе и окрестностях, пункты выдачи защитных масок и памяток их использования. Начали действовать курсы первой медицинской помощи.

Файлы: 1 файл

чс.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

История развития гражданской  обороны СССР

История МПВО-ГО-МЧС России начинается с февраля 1918 года, когда в Петрограде был создан штаб воздушной обороны  города. Руководил штабом Народный Комиссар по военным делам Н.И. Подвойский. Штаб организовал наблюдательные пункты в городе и окрестностях, пункты выдачи защитных масок и памяток их использования. Начали действовать курсы первой медицинской помощи.

1928 году приказом Наркома  по военным и морским делам  было введено в действие первое  Положение о противовоздушной обороне СССР. В нем говорилось, что ПВО предназначена для защиты страны от воздушных нападений, силами и средствами военных и гражданских ведомств и общественных организаций. В 1929 году во исполнении постановления Совета Народных Комиссаров СССР в военных округах создаются управления ПВО, в состав которых включаются службы – инженерная, химической защиты, внутреннего наблюдения и разведки. Несколько позднее (в 1931 году) образованы также противопожарная, охраны порядка и безопасности, медико-санитарная, ветеринарная и некоторые другие. Это зарождались будущие службы гражданской обороны.          

1932-1934 годыМедведев Михаил Евгеньевич Комдив (1898-1937). Начальник Управления ПВО РККА  первый начальник Местной противовоздушной обороны страны в 1932 – 1934 годы. Под его руководством осуществлялась маскировка и светомаскировка городов и объектов народного хозяйства, обеспечения населения защитными сооружениями. «…Вся система ПВО страны должна строится на широком и организованном охвате масс трудящихся и всего населения, ибо на одних командах ПВО никакой противовоздушной обороны страны строить нельзя…» Медведев М.Е.

4 октября 1932 года Совет  Народных Комиссаров утвердил  «Положение о противовоздушной  обороне территории СССР» согласно  которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. Согласно этому документу основной задачей противовоздушной обороны являлось обеспечение бесперебойной работы тыла страны и защиты населения. 4 октября вошел в историю нашего государства как день создания МПВО. В составе сил МПВО к 1932 году насчитывалось более 3 тысяч формирований различного назначения, занимавшихся защитой населения, более 2,5 млн. рабочих и служащих прошли обучение мерам противовоздушной и противохимической защиты, работали более тысячи пунктов по воздушно-химической обороне.        

1934-1939 годыаменев Сергей Сергеевич Командарм 1 ранга (1881-1936 г.г.), начальник Управления ПВО Наркома обороны СССР – начальник Местной противовоздушной обороны страны в 1934-1936 годы. Положил Немало усилий для развития МПВО в связи с возрастающей военной угрозой со стороны фашисткой Германии. Предложил использовать аэростаты для воздушного заграждения, задымление в целях маскировки объектов, развивать прожекторную службу.

«…МПВО – дело не ведомственное, а всенародное. Любая другая точка  зрения глубоко ошибочна и чревато  большими опасностями. В интересах  всего населения страны надо строить  коллективные средства защиты и прежде всего в районах, где имеется угроза воздушного нападения, включая и сельскую местность…» Каменев С.С.

1939-1991 годыВ 1939 году во всех 652 городах-пунктах ПВО прошли различные по масштабам учения МПВО, в которых приняли участие 5 млн. чел. Только в Москве состоял свыше 4 тыс. учений (51 участковых, 578 объектовых и 3652 групп самозащиты). В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР. В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы. В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России).

Классификация чрезвычайных ситуаций

По источникам возникновения  чрезвычайные ситуации делятся на природные, техногенные и биолого-социальные. В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и т. д.

На основе приведенных  классификаций ведется статистика чрезвычайных ситуаций, которая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных и техногенным угрозам, а также выявляются тенденции ее возможного развития.

По данным МЧС, в нашей  стране ежегодно происходит 300- 350 стихийных бедствий и свыше 600 техногенных аварий. В последние годы количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с Федеральным  законом «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся  в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства  РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера» по масштабам  распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

К ЧС локального характера относятся  ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

К ЧС локального характера относятся  ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

ЧС муниципального характера —  те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

К ЧС межмуниципального характера  относятся ЧС, в результате ко торых  зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских  территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рулей.

ЧС регионального характера  — те ЧС, в результате которых  зона ЧС не выходит за пределы одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

К ЧС федерального характера относятся  ЧС, в результате которых количес тво пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.

К природным относятся ЧС, связанные  с проявлением стихийных сил  природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся  аномальные изменения состояния  природной срсды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.К социальным ЧС — события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.

Антропогенные ЧС- следствия  ошибочных действий людей.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По режиму времени ЧС делятся  на чрезвычайные ситуации мирного времени  и военного времени.

Для ЧС военного времени в нормативной  и методической литературе используется выражение «ЧС от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий».

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами  СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.).

Чрезвычайные ситуации характеризуются  качественными и количественными  критериями. К качественным критериям  относятся: временной (внезапность  и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

 

Основные причины возникновения  ЧС:

внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, просктно-коисгрукторскис недоработки, физический и моральный износ  оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических  продуктов, терроризм, войны.

Характер развития ЧС. Возникновение  ЧС обусловлено наличием остаточного  риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

 

Условия возникновения  ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

 

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает на их общую черту — стадийность. В интересах профилактики целесообразно выделить пять стадий развития аварий и чрезвычайных ситуаций:

накопление отрицательных  эффектов, приводящих к аварии;

период развития катастрофы;

экстремальный период, при  котором выделяется основная доля энергии;

период затухания;

период ликвидации последствий.

 

В целом па развитие государства  ЧС оказывают тормозящее действие: происходит потеря ресурсов, используемых на социальное и экономическое развитие; в зависимости от масштабов текущие  программы развития могут быть прерваны с целью перевода ресурсов из долгосрочных программ па программы по ликвидации последствий ЧС и осуществление программ реконструкции; ухудшаегся инвестиционная картина, возможен рост безработицы и спад рыночного спроса в регионе ЧС, что ведет к стагнации экономики; оказывает негативное влияние на частный сектор экономики, который несет при этом как прямые, так и косвенные убытки.

 


Информация о работе История развития гражданской обороны СССР