Экологический контроль и обеспечение экологической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:05, диссертация

Описание работы

Город Омск – один из крупнейших городов азиатской части России с населением более 1,1 млн. человек. В процессе своей жизнедеятельности город, как и любой другой крупный населенный пункт, производит значительное количество веществ, загрязняющих окружающую среду: воздух, водные объекты и территорию. До 2001 года Омск постоянно входил в число городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и большим объемом загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, а в 1994 году Омск стал одним из 4-х городов (Ангарск, Москва, Омск, Челябинск), присутствующих в перечнях городов с максимальными выбросами и сбросами.

Содержание работы

Вопрос 1. Особенности города Омска 3
Изменения экологической ситуации к 2006 году 6
Направления деятельности 9
Управление отходами 11
Общественная экспертиза опасных объектов 11
Экологическая оценка продуктов питания 12
Общественный мониторинг (наблюдение и оценка) 12
Лабораторный (государственный) мониторинг 12
Экологическая милиция 13
Очистка и благоустройство водоемов 13
Разработка санитарно-защитных зон 14
Очистка ливневых сточных вод 14
Оптимизация транспортной системы 15
Снижение уровня подтопления 15
Альтернативные источники воды 15
Приоритетные направления деятельности 16
Зеленые насаждения (1) 17
Управление отходами (2) 19
Направления деятельности 19
Развитие рынка переработки отходов 20
Цель и задачи Программы 22
Очистка и благоустройство водоемов (5) 24
Развитие стратегии экологической безопасности 26
Экологическая ситуация 34
Загрязнение атмосферы 34
Загрязнение водоемов и первую очередь р. Иртыш 36
Промышленные и бытовые отходы 37
Другие вопросы 40
Экологический контроль и обеспечение экологической безопасности 41
Проблемы и предложения 44
Вопрос 2. 45
Вопрос 3. 64

Файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

Первоначально сформулированный список включил следующие направления:

− Зеленые насаждения.

− Образование, воспитание и просвещение.

− Управление отходами.

− Общественная экспертиза опасных объектов.

− Экологическая оценка продуктов питания.

− Общественный мониторинг (наблюдение и оценка).

− Лабораторный (государственный) мониторинг.

− Экологическая милиция.

− Очистка и благоустройство водоемов.

− Разработка санитарно-защитных зон.

− Очистка ливневых сточных вод.

− Оптимизация транспортной системы.

− Снижение уровня подтопления.

− Альтернативные источники воды.

Зеленые насаждения

Увеличение площади зеленых насаждений и изменение их состава приведет к улучшению состояния воздуха в городе и защитит население от влияния выбросов предприятий и автотранспорта. Кроме того, помимо экологического влияния парки и скверы имеют эстетическое значение, а также обеспечат места для отдыха.

Существенным поддерживающим фактором для развития этого направления является то, что город Омск признавался в 70-е годы прошлого века "городом-садом" и население положительно оценивает этот факт.

Образование, воспитание и просвещение

Общая культура и образованность горожан – ключевые факторы, влияющие на отношение к охране окружающей среды. В настоящее время снижается приоритет окружающей среды в сознании современного горожанина, что связано с необходимостью решать социально-экономические задачи и ложными представлениями о том, что эти задачи могут быть решены за счет природных ресурсов. Фактически, образование, воспитание и просвещение должны быть направлены на объяснение невозможности обеспечения полной безопасности без сохранения здоровой окружающей среды.

Управление отходами

Проблема отходов, а особенно твердых бытовых отходов (ТБО), признается в качестве основной для любого крупного города. Миллионы кубометров ТБО образуются городом и должны размещаться на полигонах или перерабатываться. Для этого существуют методы утилизации и технологии вторичного использования отходов.

Поддерживающим фактором для решения этой проблемы служит экономическая привлекательность ТБО в качестве ресурса вторичной переработки для бизнеса.

Общественная экспертиза опасных объектов

Современная государственная система охраны окружающей среды не обеспечивает безопасного размещения и эксплуатации опасных объектов. Это связано с тем, что в настоящее время полномочия охраны окружающей среды разделены между десятками государственных ведомств. Интересы населения, которое находится непосредственно в зоне влияния опасного объекта, могут быть представлены в ходе общественной экспертизы, предусмотренной действующим законодательством.

Экологическая оценка продуктов питания

Качество продуктов питания влияет на здоровье населения и поэтому напрямую связывается с экологической безопасностью. Для города Омска экологическая оценка позволит сформировать рекомендации по расширению ассортимента экологически чистых продуктов питания, но следует учитывать тот факт, что в России пока не сложилась система специальной маркировки и результаты оценки будут доступны ограниченному количеству жителей города.

Общественный мониторинг (наблюдение и оценка)

Различные государственные организации наблюдают за состоянием окружающей среды. Но сложившаяся государственная система мониторинга и высокие темпы роста числа загрязняющих факторов не позволяют осуществлять мониторинг большого количества объектов и иметь полную, динамичную картину их состояния. Выход видится в организации разветвленной системы общественного мониторинга и оценки, в которой могут участвовать все желающие, и в первую очередь, учащиеся учебных заведений.

Главным требованием любого мониторинга и оценки является сопоставимость результатов наблюдений и выводов. Для того чтобы это обеспечить, необходимо пользоваться единой методикой общественной оценки и формировать общую базу данных.

Лабораторный (государственный) мониторинг

Система государственного мониторинга окружающей среды выполняет задачу общей оценки состояния природы на территории России и воздействия предприятий – загрязнителей. Социально-гигиенический мониторинг ставит своей задачей оценку рисков для здоровья граждан. При этом собранные данные, как правило, территориально связываются с субъектом Федерации или населенным пунктом, что не позволяет их использовать для разработки стратегий развития внутри поселений. Кроме того, за последнее десятилетие произошло уменьшение количества постов сети мониторинга, расположенных в городе Омске, что, возможно, снижает достоверность получаемых данных.

Однако, в городе Омске существует опыт построения локальных систем экологического и социально-гигиенического мониторинга (для районов и микрорайонов), который следует развивать для включения в общую систему муниципального управления.

Экологическая милиция

Существующая в Омске система государственного экологического контроля, построенная на основе федеральных и местных законов, не обеспечивает оперативный контроль и реагирование на нарушения природоохранного законодательства, прежде всего, в силу своей малочисленности. В тоже время, до 2000 года в городе существовала оперативно-контрольная служба, предназначенная для организации реагирования на выявленные населением экологические нарушения.

Опыт, в том числе и других крупных городов, показывает, что создание экологической милиции позволяет повысить количество выявленных нарушений и установить нарушителей, но для этого необходимо создать дополнительную нормативную базу.

Очистка и благоустройство водоемов

Омск возник и развивается в месте слияния двух рек – Иртыша и Оми, которые являются не только природной основой для развития города, но и несут культурологическую ценность. Кроме этих рек, на территории Омска есть и другие водоемы, которые традиционно служат местом отдыха для горожан. Результат – большое количество мусора на берегах и загрязнение водоемов.

Но очистка и благоустройство водоемов необходима не только с эстетической точки зрения. От состояния рек и озер зависит экологическая безопасность населения города, а следовательно, требуется специальная программа защиты водоемов.

Разработка санитарно-защитных зон

Анализ схемы границ санитарно-защитных зон Омска показывает, что разрывы между промышленными зонами и селитебными территориями не выдерживаются во многих случаях. Санитарно-защитные зоны призваны выполнять функции активной защиты селитебной территории от вредного воздействия промышленных предприятий, а на самом деле в них располагаются жилые массивы и дачные участки.

В Омске санитарно-защитные зоны занимают почти 40% территории города и более 28% жилой застройки. Выход в такой ситуации видится либо в выносе промышленных предприятий за пределы города, либо в разработке специальных мероприятий, направленных на снижение влияния и обустройство санитарно-защитных зон.

Главными исполнителями таких работ должны стать предприятия-загрязнители, а Администрации города Омска и общественности следует контролировать этот процесс.

Очистка ливневых сточных вод

Главным источником загрязнения водоемов являются ливневые стоки, которые в Омске не подвергаются очистке. Кроме того, в городе нет общей системы сбора и удаления ливневых вод, что не позволяет организовать их очистку.

Таким образом, задача очистки сточных вод предусматривает организацию ливневой канализации и строительство специальных очистных сооружений. Обе эти задачи трудно выполнимы в настоящее время, так как требуют существенных финансовых затрат. Однако, возможно реализовать сбор ливневых стоков и их очистку на локальных территориях, постепенно развивая эту систему.

Оптимизация транспортной системы

Транспортная система Омска включает различные виды транспорта: автомобильный, электрический, железнодорожный, авиационный, причем, основные потоки движения сосредоточены в центре города (за исключением железной дороги). Это сделало транспорт главным источников экологической опасности для города. Сложности, возникающие при необходимости решения этой проблемы, определяются соотношением полномочий государственной, муниципальной власти и владельцами транспорта.

Анализ сложившейся ситуации указывает на то, что практически единственным возможным направлением, которое может быть реализовано на муниципальном уровне, является оптимизация транспортной системы. В это понятие входит расширение транспортной системы (за счет строительства дорог-дублеров), транспортные развязки без светофоров, подземные и надземные переходы.

Снижение уровня подтопления

Подтопление территории города Омска – одна из наиболее серьезных проблем, но при этом ее полное решение не представляется возможным осуществить в ближайшее время. Связано это с тем, что требуются масштабные инженерно-технические преобразования всей инфраструктуры города Омска. Тем не менее, существуют достаточно простые методы, позволяющие контролировать процесс дальнейшего подтопления. Например, откачка воды в случае повышения уровня подтопления, как это производилось при эксплуатации спортивно-развлекательного центра "Иртыш".

Альтернативные источники воды

В настоящее время единственным источником водоснабжения города Омска является река Иртыш. С точки зрения объема воды, получаемой из Иртыша, проблема связана с прогнозируемым снижением уровня реки, как за счет снижения общего стока в маловодный год, так и за счет изменения строения русла в результате дноуглубительных работ.

Решением этой проблемы служит своевременная техническая реконструкция существующего городского водозабора.

Однако, главная проблема, которая определяет необходимость поиска альтернативного источника водоснабжения – ухудшение качества воды Иртыша, вплоть до уровня потенциально сильного токсического загрязнения с территории Казахстана.

Для альтернативного водоснабжения могут быть использованы подземные воды, но на территории Омска они сильно минерализованы, что приведет к значительным затратам по их подготовке. Еще один вариант – использование, так называемых, подрусловых вод, но эта возможность требует научно-исследовательского обоснования.

Приоритетные направления деятельности

Для сосредоточения ресурсов целесообразно выбрать ограниченное количество направлений деятельности, для которых создаются планы действий (программы). Приоритеты были определены большинством представителей заинтересованных сторон путем рейтингового голосования. При этом выбор основывался на признании направления необходимого и возможного для реализации.

В результате определены следующие приоритеты:

1 – увеличение зеленых насаждений.

2 – управление отходами.

3 – образование, воспитание и просвещение.

4 – общественная экспертиза опасных объектов.

5 – очистка и благоустройство водоемов.

Следует отметить, что выбранные приоритеты частично совпали с теми направлениями, которые уже реализуются в городе, либо разработаны в качестве самостоятельных программ. С одной стороны, это подтверждает правильный выбор разработчика этих программ – Администрации города Омска, а с другой стороны, требует возможной корректировки этих программ, опираясь на экспертное мнение участников разработки стратегии.

Зеленые насаждения (1)

Для реализации этого направления деятельности с целью улучшение экологической обстановки городской среды в 2006 году разработана городская программа "Реконструкция объектов зеленого хозяйства на территории города Омска" на период до 2010 года.

Основная часть фонда зеленых насаждений на территории города Омска была создана с 1946 по 1960 годы в период интенсивного строительства города. Площадь зеленых насаждений в этот период увеличивалась в среднем на 20 – 30 процентов за каждые пять лет. В последние годы антропогенная нагрузка на территорию города Омска чрезвычайно возросла из-за уплотнения застройки и расширения автомагистралей, как правило, за счет сокращения озелененных территорий. Сложившийся фонд зеленых насаждений на территории города Омска, созданный из быстрорастущих и долговечных пород, потерял свою первоначальную красоту и целостность.

Сейчас весь существующий фонд зеленых насаждений на территории города Омска занимает около 12,5 тысяч гектаров, в т. ч. общего пользования более 1400 га. Таким образом, на одного жителя города Омска приходится около 110 м2 зеленых насаждений, в т. ч.

12 м2 насаждений общего пользования. Однако согласно санитарным нормам для обеспечения потребности людей в атмосферном кислороде на одного человека должно приходиться 18 м2 зеленых насаждений общего пользования.

Для решения обозначенных проблем предусматривается в ближайшее время заменить отмирающие деревья более долговечными породами (ели, сосны, липы, можжевельники и др.) и провести реконструкцию зеленых объектов на территории города с заменой элементов благоустройства.

Затраты на выполнение мероприятий по реконструкции объектов зеленого хозяйства на период до 2010 года планируются в размере около 290 млн. руб., в том числе:

в 2007 году – 62 млн. рублей;

в 2008 году – 67 млн. рублей;

в 2009 году – 72 млн. рублей;

в 2010 году – 88 млн. рублей.

Реализация Программы должна улучшить экологическую обстановку на территории Омска и ландшафтно-архитектурный облик города, за счет реконструкции 57 существующих объектов зеленого хозяйства, улучшить условия проживания горожан и повысить уровень комфортности жизни. Должен быть достигнут нормативный уровень обеспечения зелеными насаждениями общего пользования (18 м2 на жителя).

Однако, данная программа предусматривает только "технологические" работы, выполняемые муниципальными службами, без участия общественности и жителей города, а также не предусматривается развитие материальной базы обслуживающих организаций зеленого хозяйства и модернизация нормативных документов.

Предлагаем дополнить программу следующими направлениями деятельности:

− Разработка единых правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений для города, предусматривающих полномочия агрономов округов на снос зеленых насаждений и полномочия архитекторов округов на проведение строительных работ.

Информация о работе Экологический контроль и обеспечение экологической безопасности